«Отец народов» на полуострове

65 лет назад не стало Иосифа Сталина

20 Март 2018 1019
Ливадия, крейсер «Молотов», 1947 год.
Ливадия, крейсер «Молотов», 1947 год.

Март 1953 года стал переломным: один вечер 5 числа, 21.50. Он изменил ход истории Советского Союза - не стало председателя Совета министров и секретаря ЦК КПСС Иосифа Виссарионовича Сталина. А 21 марта новые руководители отказались от некоторых инициированных им планов по развитию государства.

Рабочие поездки

Прекращены уже начатые стройки - Трансполярная железнодорожная магистраль за Северным полюсом, Сахалинский тоннель, призванный связать остров с материком, и Главный Туркменский канал в пустыне Каракумы. К счастью, под раздачу не попал Северо-Крымский канал, для которого проводили проектно-изыскательские работы. Или, может, уже тогда боровшийся за власть Никита Хрущёв подумывал убрать Крым из РСФСР, передав Украинской ССР, а для «закрепления» всё же соединить с Днепром, значительная часть которого протекала по «братской республике».
Иосиф Сталин, инициируя в конце сороковых прошлого века строительство канала, о передаче полуострова не помышлял: прекрасно знавший историю, помнил, сколько крови пролито за эту русскую землю. Наш полуостров лидер страны ценил: в 1945-м для проведения Конференции глав держав-союзников выбрал именно Крым, ещё только приходивший в себя после почти 900 дней фашистской оккупации, а не Сочи - во время войны госпитальный город. Но, уважая полуостров как регион, Сталин не любил его как место отдыха. Лишь раз, в 1948-м, приехал отдохнуть, а трижды - в 1929-м, 1945-м и 1947-м был, что называется, по работе.
Летом 1929 года - Севастополь, база Черноморского флота. В судовом журнале крейсера «Червона Украина» запись: «Присутствовал на вечере самодеятельности. Общее впечатление: замечательные люди, смелые, культурные товарищи, готовые на всё ради нашего общего дела. Приятно иметь дело с такими товарищами. Приятно бороться с врагами в рядах таких бойцов. С такими товарищами можно победить весь мир эксплуататоров и угнетателей. Желаю вам успеха, друзья с «Червоной Украины»! И. Сталин. 25 июля 1929 г.».
Вновь на полуостров он приехал 1 февраля 1945-го на Крымскую конференцию. На рассвете на симферопольский вокзал прибыл спецпоезд. Не задерживаясь в городе, Иосиф Сталин с наркомом иностранных дел Вячеславом Молотовым отправился в Кореиз, в Юсуповский дворец, где разместилась советская делегация. Но по дороге сделали остановку. О первой известно точно: Алушта, бывшая дача генерала Голубова - «Голубка» на улице Ленина, 20, где сейчас библиотека. Особняк был построен в 1827-м, в конце XIX века его приобрёл отставной генерал. Как рассказывал нашей газете известный крымский краевед, автор книги «Крымская конференция 1945 года. Памятные места» Владимир Гуркович, эта дача была одним из двух приготовленных для отдыха делегаций дорожных домиков. Вторым был особняк Ракова в Симферополе - улица Шмидта, 15, где на отдых по дороге с Сакского аэродрома в Алупку останавливался Уинстон Черчилль. Кортеж Франклина Рузвельта преодолел расстояние за 6 часов почти без остановок, лишь на Ангарском перевале пообедали.
Другая остановка Сталина по легенде была чуть ниже Ангарского перевала, у груши на повороте шоссе, где кто-то давно обустроил источник: сам он - за могучим деревом, но трубу подвели так, чтобы вода вытекала из ствола на высоте около полуметра в каменную ёмкость. Во время конференции Иосиф Сталин часто бывал и в Ливадийском дворце, где для удобства Франклина Рузвельта проходили основные заседания. Вечером 11 февраля 1945-го лидер СССР уехал из Симферополя в Москву.
Ещё через два года приезд в Ливадию, чтобы отправиться из Крыма в Сочи на крейсере «Молотов». В тот год Иосиф Сталин устроил «рабочий отпуск», чтобы осмотреть регионы, пострадавшие от войны. На автомобиле через Курск, Тульскую область, Орёл, Харьков, Симферополь прибыл 18 августа в Ливадию. После крат­кого отдыха в каюте крейсера весь путь провёл на палубе. Не отказал и в просьбе сфотографироваться со свободными от вахты членами экипажа. «Как его встретил личный состав! - вспоминал командующий Черноморским флотом Филипп Октябрьский, - приветствия, крики: «Да здравствует товарищ Сталин! Сталину ура!» Он обошёл корабль и ещё несколько раз созывал матросов для фотографирования. А я забыл, что командир корабля - на мостике. Товарищ Сталин пошёл на мостик и снялся на память с командиром крейсера. Фотографировал начальник сталинской охраны генерал Николай Власик, потом по просьбе Иосифа Виссарионовича его сменил кто-то из охраны: «Власик так старался, а его никто не снял. Вот вы сфотографируйте его вместе с нами». В начале сентября фотографии Николая Власика, на которой Иосиф Сталин сфотографирован с моряками, появилась в газетах, в том числе и в «Красном Крыму», так называлась тогда «Крымская правда». В бортовом журнале крейсера осталась запись: «Прошу передать всему личному составу крейсера «Молотов» мой дружеский привет и пожелание успехов. Да здравствует наш Черноморский военно-морской флот!».

И немного отдыха

Только в августе 1948-го Иосиф Виссарионович изменил традиции отдыхать на Кавказе и выехал на Южный берег Крыма. Из Москвы до Симферополя - на поезде, в Ливадию, где решил остановиться почти на 20 дней, - автомобилем. Гулял во внутреннем Итальянском дворике Ливадийского дворца, изредка выбираясь к морю, где больше любил пускать «блинчики» на воде, чем купаться. А ещё ездил в Массандру, где до революции был дворец императора Александра III с прекрасным видом с террасы на третьем этаже. Первый раз провезти вождя из Ливадии в Массандру решили по Ялтинской набережной. Иосиф Виссарионович поинтересовался тогда у секретаря Ялтинского горкома: всех ли так возят? «Только Вас, товарищ Сталин». «Товарищ секретарь, передайте своим подчинённым, чтобы и товарища Сталина тоже не возили. Набережная не для автомашин», - заключил глава государства. А вот Юсуповский дворец, где он жил во время конференции 1945-го, впечатления не произвёл: его просто перестроили, без ведома «отца народов».
«Я тут не жил и смотреть ничего не буду», - возмутился он. Правда, потом, узнав причину перестройки, смягчился: дворец в 1909-м был создан для одной семьи Юсуповых, а после вой­ны его отдали под дом отдыха лидеров соцстран, когда приезжали сразу несколько семей с обслугой, было неудобно.
Есть в Крыму деревянный, без единого гвоздя, небольшой домик, который специально построили для Иосифа Виссарионовича. В Малой Сосновке, на высоте около 700 метров над уровнем моря - он сам выбрал место в 1948-м, шагами измерил небольшую площадь и распорядился не трогать великолепные сосны, которые росли рядом. Домик построили к 9 мая 1949-го, но больше в Крым Сталин так и не приехал.
А 5 марта 1953-го страну повергло в шок сообщение о его смерти. Номер нашей газеты за ту дату, как вспоминали коллеги, изъят из печати: там всё ещё было позитивно, ведь готовился он накануне. Номера за 6, 7, 8 и 9 марта - в траурных рамках: «В Симферополе к памятнику Иосифу Сталину на привокзальной площади маленькая девочка несёт цветы, она останавливается, чтобы положить их у венков, сливающихся на площади в сплошной зелёный покров, как сливаются чувство боли и слова клятвы идти по пути, начертанному великим Сталиным. Седой рабочий наклоняется и целует ленту венка, на котором написаны слова беззаветной любви и преданности: «Дорогому… Любимому… Родному» - из самой глубины сердца народного идут эти слова». В Крыму Сталина ценили, он не раз присылал приветствия крымчанам: одна из телеграмм, за 3 июня 1944-го (меньше месяца со дня освобождения полуострова от врага), хранится в Государственном архиве республики: «Трудящимся Советского Крыма, собравшим 16220000 рублей деньгами и 2950000 рублей облигациями госзаймов на строительство танковой колонны «Героический Севастополь» мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

Память в Симферополе

В крымской столице Иосиф Виссарионович был проездом, а первые памятники ему в городе появились после 1945 года: два одиночных и два с Владимиром Лениным. Бетонный на привокзальной площади, там, где сейчас автостоянка за недавно существовавшей троллейбусной остановкой. Именно туда 65 лет назад пришли тысячи симферопольцев с цветами. На перроне был небольшой памятник, бронзовые каблуки у вождя были начищены до блеска: считалось, что дорога будет лёгкой, если перед отъездом прикоснуться к генералиссимусу, а ещё примета означала успех в важном деле.
Совместно с Лениным Сталин был на памятнике в Пионерском саду (нынешний сквер Победы) примерно там, куда с возрождением собора Святого князя Александра Невского перенесли памятник-танк. Оба сидели на каменной скамье и беседовали, а у Иосифа Виссарионовича была в руках газета «Правда». Ещё один совместный - за кинотеатром «Симферополь» в Городском саду (Екатерининский сад). Ленин сидел на скамье, и ладонь его левой руки лежала на правой руке стоящего Сталина, внимательно слушающего слова Ильича.
С воспоминаниями об этих памятниках связана и городская легенда «об обрезании монумента»: многие утверждают, что памятник Ленину в начале одноимённого бульвара вблизи железнодорожного вокзала, вначале был ещё и памятником Сталину. «Отец народов», по разным версиям, то сидел рядом с Ильичём, то стоял, а когда «развенчали культ», Сталина за ночь аккуратно отпилили. Другой вариант легенды: Ленина на бульвар перенесли из парков уже одного, Сталина отпилили заранее. На самом деле памятник Владимиру Ильичу появился в начале бульвара Ленина только в начале шестидесятых, и изначально вождь был в одиночестве.

 


Фото timeallnews.com

Наталья ПУПКОВА.