Мы делаем тюрьму для деревьев

7 Март 2018 1028
Набережная Салгира нуждается в срочном профессиональном уходе.
Набережная Салгира нуждается в срочном профессиональном уходе.

В редакцию «Крымской правды» обратились бывшие работники специализированного треста «Крымзеленстрой». Их руками были созданы парки как Симферополя, так и полуострова. Эти люди, десятилетиями ухаживающие за зелёными насаждениями нашего края, не могут спокойно смотреть на то, что происходит сейчас. Они просят прекратить издеваться над парками столицы Крыма и допускать к работе только профессионалов.

Главный инженер бывшего треста Маргарита Владимировна Шергина и заместитель управляющего Семён Борисович Голомшток знают всё о том, как сделать Крым действительно цветущим краем. Их мечта - превратить Симферополь в образцовый город с современной архитектурой, благоустройством и озеленением. Они ходят по кабинетам чиновников, пишут им письма, но их мало кто слышит. Два профессионала попросили дать им возможность высказаться через газету, которой они верны не один десяток лет.

- Скажите, пожалуйста, чем занимался «Крымзеленстрой»? Почему так важно создать его аналог сейчас?

Семён Борисович: У нас было 19 предприятий в нашем тресте, а также множество участков. Была создана структура, почти с нуля начавшая делать объёмы, которые были одними из ведущих в Союзе. К 200-летию Симферополя мы завоевали переходящее Красное знамя Совета министров СССР.
Наш трест занимался в том числе выращиванием цветов и продажей их для населения. объёмы были колоссальные. В садах и парках мы укладывали плитку, делали бордюры, занимались благоустройством. Памятник Ленину, комплекс Неизвестному солдату в парке Гагарина - это тоже мы. И даже на последней даче Горбачёва мы работали. Но когда развалился СССР, всё исчезло. К 2000 году трест перестал выполнять свои задачи.
Мы говорим это для того, чтобы пояснить, что была такая структура, которая решала все проблемы. Посадить - это одно, но ещё нужно правильно содержать растения. Во всех городах были участки по уходу. Была специальная станция защиты зелёных насаждений, поэтому и не было такого массового поражения растений, как сейчас.

Маргарита Владимировна: Важно понимать, что не будет нормального озеленения, пока не появится профессиональная структура. Сейчас нас уверяют, что за парками будут следить, но их только отдают под строительство. Только кафе, рестораны и дома будут возводить, о деревьях нет и речи. Так, в парке Гагарина высадили какие-то растения, а потом заявили, что закладывают ботанический сад. Но нужно знать, как это делается. Без специалистов мы не получим ничего хорошего.
Могу привести наглядный пример из Евпатории. Там есть питомник на 100 га, в котором можно выращивать много посадочного материала. Но уже всё продали: и теплицы, и котельную, а теперь продают даже землю. Снимают первый слой земли и предлагают на продажу. Куда смотрят в Министерстве экологии?

Семён Борисович: Как-то на небольшом совещании по благоустройству и озеленению я услышал фразу от одного из чиновников: «Мы поедем на материк, купим и всё». У нас в 10-20 раз дешевле наш материал, он и приживается лучше. Но ведь его нужно вырастить, а сейчас у нас только покупают и покупают. Раньше мы заключали с Никитским ботаническим садом договор о научном сотрудничестве, в этой бумаге согласовывалось и выращивание посадочного материала. Что мешает делать это сейчас? Но почему-то растения везут с материка.

- Как вы можете объяснить тот факт, что в Крыму и Симферополе в частности так много растений, которые называют больными и хотят их вырубить?

Маргарита Владимировна: Сейчас много говорят о плохом состоянии каштанов, что неудивительно. За ними много лет никто не ухаживал, их ни разу не поливали, при таком подходе всё, что угодно, пропадёт.
Я вам расскажу, как над нами смеялись при Советском Союзе ещё. Как только начинался дождь, мы снимали поливочные машины в Симферополе, а их было 28 штук, потом брали только техническую воду, из своих скважин. Затем открывали лунки деревьев и поливали, тогда над нами смеялись, мол, «Зеленхоз» только деньги тратит. Но надо использовать любую возможность, чтобы дать влагу большим растениям. Если прошёл дождь, считайте, что мы рюмку воды вылили. Правильно - открывать лунки, лить основательно, по сто с лишним литров воды.

- Маргарита Владимировна, наверняка, у вас есть вопросы и к обрезке деревьев, которая привлекла внимание многих симферопольцев.

- Я вам скажу прямо. Мы делаем тюрьму для деревьев! Посмотрите научную литературу, как формируются кроны.
У каждого растения свои нюансы, нельзя всех под одну гребёнку. Представьте, что вы взяли людей, наголо подстригли, одели в робу и пустили на улицы, все бы сказали, откуда всю тюрьму выпустили. Вот это точно так сейчас.
Например, у памятника святителю Луке. Березу плакучую взяли и обрезали до верхотуры. Это смешно, она не должна быть такой! Во всех странах мира никто таким образом не работает с деревьями. Кроме того, мы забываем, что каштаны и платаны - самоформирующиеся растения. Им только санитарная обрезка нужна.
И самое главное - мы за зубами смотрим, пломбируем их. Вот точно также пломбируются деревья. Как только появилось что-то, нужно зачистить до чистой древесины, как зубы сверлят, потом обработать антисептиком, после забить крупным камнем, потом мелким, в завершении обычным цементным раствором замазывают такие дупла.
В Никитском ботаническом саду уже около 2000 лет одному из дубов, стянутому железными обручами. Он до сих пор жив и ничего с ним не случилось. А у нас никто не пломбирует растения, конечно, постепенно они становятся сухими и теряют свою силу.  Конечно, всё станет сухим, если не ухаживать.

- А как вы оцениваете состояние столичных парков сегодня?

Семён Борисович: Городские парки сейчас перенасыщены детскими площадками и аттракционами. Места для отдыха маленьких крымчан должны обустраиваться внутри жилых кварталов, в шаговой доступности, где мамы и бабушки смогут видеть всех из окон. Пора задуматься над тем, чтобы использовать пригородную зелёную зону для устройства велосипедных дорожек, детских развлечений, зоны для катания на лошадях.

Маргарита Владимировна: Я вам скажу жёстче. Все парки превратились в детскую индустрию. Руководство занято тем, что везде делает деньги, везде насаждает массу железа, ведь аттракционы приносят доход. Я всё не могла никак понять, почему в сквере Тренёва расширили дорожки. Там они были сделаны так, как положено согласном нормам. Позже мы поняли - нужно было пустить детский трамвайчик. Это выгодно руководству: ведь на аттракционах сегодня, если нет 1000 рублей, маме с детьми делать нечего.
Моя боль - это и парк Гагарина. Дорожки из асфальта в нём - это преступление.
В этом парке только центральная аллея может быть заасфальтирована. Все остальные дорожки ещё при СССР были сделаны с мягким покрытием, так называемым. Объясню, как оно делается. Создаётся основание, щебеночное, как под любую дорожку, а верхний покров, по сути, временный. Раньше мы посыпали дорожки к майским праздникам прекрасным отсевом розового цвета. Для того чтобы они не пылили и не смывались, где уклон, мы добавляли сухой цемент. И эти дорожки мягче плитки, не пылят. Какой асфальт может быть вместо них, это же канцероген!

- Я знаю, что у вас есть предложения по созданию зоны для отдыха симферопольцев. На фоне постоянно уменьшающейся площади наших парков, мне кажется, такая идея заслуживает внимания.

Семён Борисович: Почти в самом центре города в районе бывшего кожкобмината, где сейчас радиорынок, находится прекрасная территория с водоёмами от речки Славянка. Тут почти готовая парковая зона площадью около 20 гектаров. Там есть три прекрасных больших водоёма. Это почти готовый парк для симферопольцев. До войны он был местом отдыха для жителей города. Но вот уже девять лет мы безрезультатно бьёмся за этот участок.

Маргарита Владимировна: Документально эта земля относится к зелёной зоне города.
Я много раз пыталась разобраться, кому принадлежит этот участок города, что там будет. Потом выяснилось, что землю уже передали кому-то. Много лет мы предлагаем руководству города использовать эту территорию по назначению, но дальше разговоров дело не идёт. Видимо, эта земля больше подходит для «элит».

- И снова вернусь к тому, что же можно сделать. На ваш взгляд, как специалистов, какие пути решения проблемы?

Семён Борисович: Настала острая необходимость в создании организации по закладке новых парков и квалифицированному уходу за зелёными насаждениями. Нужно предприятие, которое будет заниматься санитарной и формовочной обрезкой деревьев, лечением и пломбировкой дупл, квалифицированным цветочным оформлением парков и садов. Надо возродить былую славу Симферополя как одного из уютных, благоустроенных и зелёных городов. Наш город должен соответствовать статусу столицы. Уже который год нам выделяют деньги из федерального бюджета, но состояние озеленения и благоустройства находится на низком уровне. Я настаиваю на том, что все посадки должны производиться только стандартным материалом, крона у деревьев должна закладываться на высоте двух метров. Городские питомники декоративных растений уничтожены, на их месте стоят магазины и новостройки. Нам остаётся только заключать договоры с частными питомниками и питомником Никитского ботанического сада на выращивание крупномерного посадочного материала. В том числе он может использоваться и для трассы «Таврида».
Также напомню, что в Симферополе три института, где учатся будущие специалисты по озеленению и ландшафтной архитектуре. К сожалению, на полуострове они не остаются.
И с этим тоже нужно что-то делать. Если мы начнём беречь наш город, ухаживать за ним, то и люди начнут меняться. Возможно, тогда будет меньше мусора на улицах, а к любому растению мы научимся относиться бережно.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.