Армия страны. Армия народа

Завтра - вековой юбилей непобедимой и легендарной

22 Февраль 2018 1405

А ещё в этот день началась массовая запись в РККА и формирование боеспособных частей в помощь солдатам Петроградского и других гарнизонов, матросам Балтфлота - силам красной гвардии, свершившим революцию. Изначально в армию шли добровольно: декрет предусматривал, что это будут «мужчины не моложе 18 лет, срок службы не менее 6 месяцев». Но и от женщин заявления были: кто-то хотел бороться за «новый мир», кто-то, потеряв в Первой мировой мужей, не желал отпускать на новую войну сыновей. Женщин брали, но в основном сёстрами милосердия: доказывать право быть комиссарами, пулемётчиками, кавалеристами им приходилось в боях. Оружие предписывалось «доверять только наиболее стойким и преданным рабочим, крестьянам и солдатам». Впрочем, его на всех и не хватало: сколько раз в истории приходилось добывать оружие в бою. Добровольцев было мало, и в апреле появился новый декрет - об учреждении комиссариатов по военным делам. В Крыму они появились на год позже - 22 марта 1919 года учреждён Таврический губернский комиссариат. Полуостров ещё был занят белогвардейцами, и военкомат целый месяц размещался в Мелитополе.
Сотрудникам 7 окружных, 39 губернских, 385 уездных и 7 тысяч волостных военкоматов РСФСР предписывалось вести учёт военно­обязанных, призывать и «повсеместно агитировать». Шла братоубийственная война, годы выпали неурожайные, число добровольцев в Красную Армию, как, впрочем, и в Белую гвардию, вновь уменьшилось. Стали набирать принудительно, а срок службы в РККА увеличили до года. Набирали, кстати, уже и женщин - правда, опять медработников. Но всё же к концу 1920-го в РККА было уже более 60 тысяч женщин - 2%. К окончанию Гражданской войны Красная Армия вырастила первое поколение героев, для которых защищать Родину стало профессией, призванием, долгом и делом настоящего патриота. Служить теперь шли охотно, тем более в 1922-м установлена «обязательная воинская повинность для мужчин в 20-летнем возрасте (с 1924-го года - 21 год). Срок службы в пехоте и артиллерии - 1,5 года (с 1924 - 2 года); в Воздушном флоте - 3,5 года (3 года); в Военно-Морском - 4,5 года (4 года). И льготы по призыву с 1925 года установили с учётом семейного положения или до конца обучения, а через пять лет начали давать отсрочку и по религиозным убеждениям.
В день, когда началась Вторая мировая война, 1 сентября 1939-го, в Советском Союзе принят новый закон «О всеобщей воинской обязанности»: «Граждане СССР, без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения, обязаны отбывать военную службу». Призывали с 19 лет, а окончивших среднюю школу - с 18. Срок службы для рядовых сухопутных войск - 2 года; во флоте - 5 лет. Понятия «откосить» не существовало: первые воины-интернационалисты - герои Испании и Халкин-Гола - становились для ребят того времени примером для подражания. Война с белофиннами, фашизм, шагающий по Европе… Многие мальчишки сбегали из дома «бить врага»; уроки военной подготовки, курсы ГТО, «Ворошиловских стрелков» - от желающих не было отбоя. И когда началась Великая Оте­чественная, тех, кто писал «прошу направить добровольцем на фронт», были миллионы, независимо парень или девушка. Пусть вначале не всем хватало оружия, да и винтовка образца 1891 года проигрывала фашистскому автомату, но патриотизм, Родина для советских людей были не пустые слова. Каждый верил: без него Победы не будет. И рвался в армию, на флот, в народные мстители - защитить Отечество.
В феврале 1946-го РККА официально стала Советской Армией, но быть непобедимой и легендарной не перестала. Служить Родине было почётно, связь времён - нерушима: в войну танки и партизанские отряды называли в честь Дмитрия Донского, появились ордена Александра Невского, Богдана Хмельницкого, Ушакова, Суворова, Кутузова, Нахимова. И фраза из легендарных «Офицеров» - «Есть такая профессия - Родину защищать» - суть нашей армии во все времена. Не изменяли долгу и «профессии» воины, выполнявшие (и выполняющие!) интернациональный долг в десятках стран мира. И солдаты, спасавшие мирных граждан в катаклизмах, не изменяли. В переломные девяностые наши воины выполняли приказ, стараясь не изменить присяге, а ещё больше - не предать отцов и дедов. И сейчас им не изменяют новые поколения солдат и офицеров, уже Вооружённых Сил Российской Федерации. Появляются новые рода войск, вооружение, задачи, но по-прежнему в армии звучат строки Роберта Рождественского: «Стоим мы на посту, повзводно и поротно./ Бессмертны, как огонь. Спокойны, как гранит./ Мы - армия страны. Мы - армия народа./ Великий подвиг наш история хранит./ Не зря в судьбе алеет знамя./ Не зря на нас надеется страна./ Священные слова «Москва за нами!»/ Мы помним со времён Бородина./ Вручили нам отцы всесильное оружье./ Мы Родине своей присягу принесли./ И в жизни нам дана единственная служба:/ От смерти заслонить грядущее Земли».

Строго говоря, если вести отсчёт от княжеских дружин Древней Руси, то легендарная и непобедимая армия нашей страны старше. Да и Вооружённые Силы молодой Советской России появились не 23 февраля: 28 января (по новому стилю) 1918 года Совет народных комиссаров принял декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА),
11 февраля - Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Ровно сто лет назад опубликован декрет-воззвание «Социалистическое Отечество в опасности!», а 23 февраля отряды под Нарвой и Псковом, как писал позже Иосиф Сталин, «дали решительный отпор немецким оккупантам». Дата первых успехов и стала праздничным днём для армии, существовавшей с 1918-го по 1991-й.

Миллионы воинов в разные годы были представлены к наградам: кому-то вручили, кто-то погиб раньше, а кого-то ордена и медали ждут десятилетиями. Спустя 30 лет медали «За боевые заслуги» и «За отвагу» всё же нашли Александра Владимировича Шиканова, заслужившего их при выполнении интернационального долга в Афганистане. Ветеран Великой Отечественной 92-летний Степан Васильевич Братушев получил медаль «За боевые заслуги» спустя 74 года после приказа о награждении.

Плакат В. Корецкого, 1948 год.

В 1934-м в СССР появилось высшее звание - Герой Советского Союза - медалью «Золотая Звезда» награждены 12777 человек. В Крыму их раньше было несколько сотен, уроженцев полуострова и приехавших позже. Сейчас остался один - симферополец 94-летний генерал-лейтенант Ашот Апетович Аматуни.
Военное дело в школе было для паренька, родившегося в армянском Александрополе (Ленинакан), любимым предметом, а ещё он, затаив дыхание, слушал рассказы участников войны с белофиннами, смотрел на их награды.
И мечтал стать лётчиком, как Валерий Чкалов, или танкистом, как первый армянский Герой Советского Союза Карапет Симонян. Сразу после школы поступить в военное не мог - ещё 17 лет не было. Чтобы не терять время, сдал экзамены в пединститут. Когда началась Великая Отечественная, вместе с друзьями добился, чтобы направили в спецавиашколу в Тбилиси. Но уже через неделю школу расформировали, курсанты ушли на фронт. Ашот Апетович тоже рвался: «Разве можно сидеть дома, когда любимая Родина в опасности?». Но направили во Второе Орджоникидзевское пехотное училище. И с благодарностью наш герой вспоминает первого командира - взводного лейтенанта Выракша. «И маму его - добрая женщина заботилась обо мне, как родная. И ещё больнее, что не выполнил последнюю просьбу друга. Уже после училища, в тяжёлых боях за Сталинград он отдал свой ремень с портупеей и сказал: «Если погибну, отвезёшь маме, один ты знаешь, где её найти». Он погиб, а я тогда был тяжело ранен…».
Первое боевое крещение у Ашота Аматуни было на станции Ремонтная в Ростовской области: эшелон разбомбили фашисты. Зениток у состава не было, курсанты отстреливались, конечно, но что их одна на двоих винтовка. Потом с пулемётом Дегтярёва до Сталинграда прошагал курсант Аматуни. Был ранен, но не покинул строй, а вот второе тяжёлое ранение в боях у тракторного завода в Сталинграде оказалось серьёзней. «Товарищи вынесли с поля боя. На барже по Волге отправили в госпиталь в Саратове. Там узнал, что награждён первым орденом Красной Звезды. Самая дорогая для меня награда, Сталинградская. А ещё в Саратове осуществил мечту - поступил в танковое училище. И самый лучший танк войны - «Т-34» узнал».
Он освобождал Украину, Молдавию, Польшу. Командир танка, взвода, после гибели в январе 1945-го ротного Анатолия Карпенко возглавил роту 49-й Гвардейской танковой бригады. «10 машин, 10 лихих экипажей. Кроме меня, армянина, в роте сражались русские, грузины, молдаване, казахи, украинцы, калмык». О себе Герой Советского Союза, награждённый орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды, множеством медалей, как настоящий фронтовик рассказывает неохотно. А вот о товарищах - охотно: как уничтожали вражеские самолёты на аэродромах, как отбили эшелон с женщинами - подневольными рабочими, как освободили заключённых двух концлагерей. Как экипаж танка Виктора Костылёва, первым ворвавшегося в Люблин, двое суток один сражался с фашистами. Как за 3 месяца до Победы погиб под Грабовым Олег Матвеев, прикрывавший раненых товарищей из экипажа подбитых танков - своего и Аматуни.
И умалчивает из-за скромности, что тогда сам, раненный осколком в руку, тащил через болото тяжелораненого Владимира Пермякова. Как восемь танкистов роты - Павел Михеев, Олег Матвеев, Владимир Пермяков, Семён Погорелов, Яков Пилипенко, Сергей Мацапура, Ншан Дарбинян и он сам стали Героями Советского Союза, а рота - единственной в бронетанковых войсках с восемью награждёнными «Золотой Звездой». Кстати, награду вручал в августе 1945-го Маршал Советского Союза Георгий Жуков.
Но до награждения ещё были бои в Германии, и самое обидное - тяжёлое ранение 30 апреля 1945-го, когда над рейхстагом уже реяло Красное знамя.
Потом вновь служба Родине: военные округа и надёжный тыл, созданный любимой женой Нинель Варосовной. «Жить нужно так, чтобы не дать себе повода сникнуть, - уверен Ашот Апетович, - всегда нужно идти к цели и побеждать, даже самого себя».

Ашот Аматуни, замкомандира 32-го армейского корпуса в Крыму.

В советское время праздник 23 февраля назывался День Красной Армии и Флота, День Советской Армии и Военно-Морского флота.
С моряками у нашей газеты давняя дружба - в 1940-м ответственный редактор «Красного Крыма» Евгений Степанов и командир одноимённого крейсера Черноморского флота капитан I ранга Александр Зубков договорились о шефстве газеты над кораблём. Крейсер в 1959-м списали, но через десять лет «Красным Крымом» назвали большой противолодочный корабль. И в 1970-м редактор «Крымской правды» Владимир Бобашинский и командир корабля капитан III ранга Николай Головченко подписали договор о шефстве.
В 1996-м БПК разрезали на металл.
Но не могла газета быть в стороне от родного Черноморского флота: 12 декабря 1997-го главный редактор «Крымской правды» Михаил Бахарев и командир БДК-156 (позже ему присвоено имя «Ямал») капитан II ранга Игорь Гавриш подписали договор о шефских связях. Газета стала единственной в мире шефствующей над кораблём, принадлежавшем тогда другой стране. И вот уже 20 лет журналисты и моряки корабля, которым сегодня командует капитан III ранга Валентин Тютькало, - друзья.

Пятиконечная звезда, «марсовая», как символ армии, появилась в Российской Империи в 1827-м: Николай I ввёл её на эполетах офицеров и генералов. Иногда в центр помещали двуглавого орла. В 1918-м Военная коллегия по организации Красной Армии утвердила предложение командующего Петроградским военным округом Константина Еремеева и комиссара Московского военного округа Николая Полянского сделать символом РККА красную звезду с золотым изображением плуга и молота в центре.
Официально символ утверждён приказом наркомвоена Льва Троцкого 7 мая 1918-го: «Красноармейский значок есть принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной Армии». В 1922-м плуг и молот заменили на серп и молот, а спустя восемь лет пятиконечная красная звезда с изображением красноармейца с винтовкой и надписью «СССР. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» стала орденом. До конца 1991-го им награждены почти 4 миллиона человек.
Красная звезда Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Советской Армии стала символом побед и оборонной мощи государства. Неслучайно в 2002-м президент Владимир Путин утвердил предложения министра обороны Сергея Иванова о возвращении пятиконечной звезды в символику Российской Армии.

Звезда, серп и молот нашей газеты в 1921-м, автор - Василий Акуленко.

Пятиконечная звезда, «марсовая», как символ армии, появилась в Российской Империи в 1827-м: Николай I ввёл её на эполетах офицеров и генералов. Иногда в центр помещали двуглавого орла. В 1918-м Военная коллегия по организации Красной Армии утвердила предложение командующего Петроградским военным округом Константина Еремеева и комиссара Московского военного округа Николая Полянского сделать символом РККА красную звезду с золотым изображением плуга и молота в центре.
Официально символ утверждён приказом наркомвоена Льва Троцкого 7 мая 1918-го: «Красноармейский значок есть принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной Армии». В 1922-м плуг и молот заменили на серп и молот, а спустя восемь лет пятиконечная красная звезда с изображением красноармейца с винтовкой и надписью «СССР. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» стала орденом. До конца 1991-го им награждены почти 4 миллиона человек.
Красная звезда Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Советской Армии стала символом побед и оборонной мощи государства. Неслучайно в 2002-м президент Владимир Путин утвердил предложения министра обороны Сергея Иванова о возвращении пятиконечной звезды в символику Российской Армии.

Вечная память героям Отечества.

С 1918 по 1991 - годы существования Красной (Советской) Армии при исполнении воинского долга погибли около 20 миллионов человек. Больше всего - в Великую Отечественную, причём окончательные цифры так и не известны: в 2015-м, по официальным данным, «безвозвратные потери войск армии и флота - почти 12 миллионов военнослужащих», в прошлом году речь шла уже о более 19 миллионах. Около 300 тысяч погибли в советско-финской войне 1939 - 1940 годов. Более 15 тысяч человек - при выполнении интернационального долга в Афганистане. А ведь были ещё Гражданская война, бои с японскими милитаристами, множество стран, где наши солдаты и офицеры выполняли интернациональный долг…

В истории армии немало легендарных командиров. Их судьбы - разные, но они с честью выполняли приказ, сражались за свою правду, за Отечество.
Василий Иванович Чапаев с началом Первой мировой войны был призван на военную службу. Участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве, несколько раз ранен. Награждён за храбрость тремя Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью.
В Красной Армии стал начальником 25-й стрелковой дивизии, отличился при взятии Уфы. Награждён орденом Красного Знамени, золотыми часами и именным револьвером.
Филипп Кузьмич Миронов в Русско-японской войне и Первой мировой заслужил 5 орденов. Награждён шашкой с орденом Святой Анны, золотой Георгиевской шашкой «За храбрость». После командовал 2-й Конной армией, освобождавшей в 1920-м Крым от белогвардейцев. Награждён шашкой с орденом Красного Знамени. Стал единственным в мире обладателем трёх видов наградного оружия - Аннинского, Георгиевского и Почётного революционного. В 1921-м арестован по ложному обвинению и убит в тюрьме.
Георгий Константинович Жуков, наверное, если бы не был «Маршалом Победы», тоже мог пострадать от ложного обвинения. Впрочем, и ему пришлось пережить опалу.
В Первой мировой несколько раз ранен, награждён двумя Георгиевскими крестами.
В годы Гражданской - орденом Красного Знамени. За Халкин-Гол награждён первой «Золотой Звездой» Героя Советского Союза, потом будет ещё три. И шесть орденов Ленина, два ордена Победы, два - Суворова, три - Красного Знамени, орден Октябрьской революции, именная шашка с золотым изображением Государственного герба СССР.
Пётр Георгиевич Новиков выполнял интернациональный долг в Испании в 1937-1938 годах, спустя год сражался с белофиннами, за что награждён орденом Красного Знамени, медалью «За отвагу».
В годы Великой Отечественной - командир 109-й стрелковой дивизии, до последнего оборонял Севастополь, оставшись единственным генералом, не бросившим солдат. Тяжелораненный попал в плен.
В концлагере фашисты предложили пойти к ним на службу, в ответ услышали: «Коммунисты никогда не предают свою Родину». Погиб, заступившись за товарища. Фашисты сожгли тело героя, а на Родине долгое время о нём предпочитали не вспоминать.
Борис Всеволодович Громов из послевоенного поколения офицеров. Суворовское училище, Ленинградское общевойсковое командное имени Кирова, Военная академия имени Фрунзе и академия Генштаба имени Ворошилова. И выполнение интернационального долга в Афганистане в общей сложности более пяти лет. Герой Советского Союза, награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды. 29 лет назад - командующий 40-й армии, выведший ограниченный контингент советских войск из Афганистана после почти 10 лет войны.

«Крымская правда» и армия - ровесники. И всё это время мы вместе: в военные годы журналисты и красноармейцы сражались плечом к плечу, в мирное время на страницах газеты всегда есть материалы о защитниках Отечества. Мы решили вспомнить, что писала газета об армии в разные годы.
13 октября 1927 года, «Красный Крым»: «От стены до стены широкими шеренгами выстроились больше ста молодых и крепких людей, одетых в красноармейскую форму - рабочие и крестьяне 1903 года рождения. Торжественный выпуск курсов артиллерийского учебного дивизиона. Командир прочёл приказ: «Красноармеец Карташёв Дмитрий проявил себя образцовым младшим командиром. Красноармеец Ерохин Мартьян, командир орудия, за ревностную службу…». Оба награждаются портсигарами с серебряными надписями».
23 июня 1941 года. На страницах «Красного Крыма» - заявления добровольцев: «Комсомолец Шустер: «Хочу в армию. Буду до конца предан нашей Родине!». Валентина Антоненко: «Прошу отправить добровольцем в ряды РККА. Буду биться до последней капли крови за свою любимую Родину!».
23 апреля 1944 года. 10 дней с момента освобождения Симферополя. «Красный Крым» публикует письмо Ефима Токмана: «Мне посчастливилось участвовать в боях за освобождение родного города. Мы идём дальше на фронт. Много горя причинили гитлеровцы советским людям. Постигло несчастье и меня: немецкие бандиты убили всю семью, проживавшую по Армянскому переулку, 8.
Я уже дважды ранен на фронте, но клянусь вам, дорогие земляки, что буду биться с врагом до последней капли крови».
15 мая 1971 года «Крымская правда» рассказала о проводах в армию. «Юноши собрались на стадионе «Авангард». Они вошли сюда под торжественный марш духового оркестра, на трибунах - родные, друзья. Участник Великой Отечественной Василий Штин сказал: «Среди тех, кто встал сегодня в ряды воинов, и мой сын. От имени отцов, кому довелось защищать нашу землю от фашистских варваров, призываю свято выполнять самый почётный долг гражданина нашей державы». Призывник Олег Ненашев заверил, что «новое пополнение родной Советской Армии не посрамит честь дедов, отцов и старших братьев».
21 ноября 1988 года ещё одна статья о митинге, посвящённом отъезду призывников. «Открыл его облвоенком, кавалер четырёх боевых орденов полковник Александр Волков. По традиции группа ветеранов надевает призывникам плащ-накидки, каски с красной звездой. Мешочки со священной крымской землёй передают матери. Звучит марш «Прощание славянки», отражая преемственность поколений».

В ноябре 1920-го среди красноармейцев 15-й дивизии, переходивших через Сиваш, чтобы отбить у белогвардейцев Крым, была хрупкая Александра Янышева, начальник политотдела дивизии. 11 километров в ледяной воде, но отряд помнил её слова «Даже умирать будем молча». За успешную операцию она награждена орденом Красного Знамени. А в годы ВОВ служила военкомом санитарного поезда, начальником госпиталя. О героине «Красный Крым» писал несколько раз.

Наталья ПУПКОВА.