Крымский путь: мост в будущее и корабли надежды

7 Февраль 2018 989
Общая стоимость заказов крымских судостроительных заводов - 22 миллиарда рублей.
Общая стоимость заказов крымских судостроительных заводов - 22 миллиарда рублей.

(Окончание)

Ввод в эксплуатацию железнодорожной части моста запланирован на 2019 год.  Это два пути с пропускной способностью до 47 пар поездов в сутки. Расчётная скорость движения пассажирских поездов - 120 км/ч, грузовых - 80 км/ч. Дорога будет полностью электрифицирована.
Автомобильная трасса состоит из 4 полос, её пропускная способность - до 40 тысяч автомобилей в сутки. Расчётная скорость движения - до 120 км/ч. По плану первые автомобили должны пойти по мосту в декабре нынешнего года, но работы ведутся с опережением графика, и, возможно, это произойдёт раньше.
После открытия движения по мосту проблема транспортной доступности полуострова окончательно уйдёт в прошлое. С Кубани в Крым можно будет добраться за 15 минут - рукой подать.
Большим кораблям - большое плавание!
Судостроение с советских времён было одной из базовых отраслей крымской промышленности. При Украине продукция судостроительных предприятий республики по большей части шла на экспорт. Поэтому западные санкции серь­ёзно затронули отрасль.
Президент России Владимир Путин отметил большие перспективы развития судостроения в Крыму. На сегодняшний день судостроительные предприятия, работающие на «оборонку», получили заказы в общей сложности на 22 миллиарда рублей.
Стратегия социально-экономического развития Респуб­лики Крым до 2030 года предусматривает создание в 2017-2020 годах судостроительного кластера на базе заводов «Залив», «Море» и «Фиолент». Это флагманы крымской промышленности. 
Керченский завод «Залив», построивший за свою историю несколько сотен судов - от крупнотоннажных танкеров и ледоколов до военных кораб­лей, имеет самый большой в России сухой док длиной 364 метра и шириной 60 метров. Сейчас на заводе осуществляется строительство 9 судов.
В прошлом году на мощностях предприятия было отремонтировано около 20 судов.
Продолжается модернизация производства. В рамках республиканской программы развития промышленного комплекса предприятие получит на эти цели 134 миллиона рублей. Более миллиарда рублей запланировано на строительство жилья для сотрудников.
Феодосийский завод «Море» известен прежде всего выпуском уникальных судов на подводных крыльях («Ракета», «Комета», «Восход» - на предприятии было изготовлено до 40% судов подобного типа, построенных в мире), а также знаменитых «Зубров» - десантных кораблей на воздушной подушке.
В 2016 году на заводе был заложен малый ракетный корабль «Шторм» проекта 22800 «Каракурт». В декабре начались испытания быстроходного пассажирского катера «Крым 1133Т», построенного предприятием на собственные средства. Ведутся работы по строительству малого рейдового водолазного катера.
В августе прошлого года в ходе визита на предприятие премьер-министра России Дмитрия Медведева был подписан меморандум с Черноморской рыбодобывающей компанией. Меморандум предусматривает проектирование и строительство 10 рыболовецких судов водоизмещением до тысячи тонн.
Третий участник проекта создания судостроительного кластера - симферопольский завод «Фиолент», который специализируется на проектировке и производстве систем и элементов автоматизированного управления для водоизмещающих кораблей и судов, кораб­лей на воздушной подушке, яхт, доков, морских буровых платформ.
Изделиями заводской разработки и изготовления укомплектованы более 400 кораблей и судов. Завод проектирует и производит приборы и системы корабельной автоматики четвёртого поколения на базе микропроцессорной техники и локальных вычислительных сетей. Продукция завода востребована в кораблестроении, авиации, ракетно-космической отрасли, в производстве современной бронетехники, а также в гражданском секторе.
Ввод в эксплуатацию Крымского моста и создание судостроительного кластера, в состав которого войдут предприятия со столь мощным потенциалом, создаст совершенно новую ситуацию во всех отраслях экономики и социальной сферы нашей республики, придаст новый мощный импульс развитию Крыма.
Недаром ведь наш полуостров называют непотопляемым авианосцем.

Кстати

На радость дельфинам и археологам

Строительство Крымского моста сопровождается интересными «побочными эффектами». Один из них - увеличение в разы численности дельфинов в акватории Керченского пролива. По словам специалистов, они стали постоянными спутниками строительства. Например, в ноябре 2016 года «поголовье» этих морских млекопитающих превышало 1000 голов. По мнению учёных, это говорит не только об увеличении кормовой базы, но и о благоприятной экологической обстановке в зоне строительства.
Заметим, что постоянные и масштабные исследования морских экосистем возобновились в акватории пролива после почти 20-летнего перерыва и именно в рамках экологического сопровождения «стройки века». Замеры критериев экологического состояния природной среды осуществляются почти в 250 точках зоны ведения строительных работ.
Другой  «побочный эффект» касается археологии. Во время строительства было обнаружено множество артефактов, представляющих научную ценность - от клада серебряных монет XVII века, отчеканенных в Испании, до терракотовой головы древнегреческого божества, датируемой V веком до Рождества Христова. Уникальной находкой стали гидротехнические сооружения догреческого периода. Ранее считалось, что такие высокотехнологичные конструкции появились в Крыму только после греческой колонизации.

Максим ДМИТРИЕВ.