Боль храмов полуострова

Сто лет назад началась борьба с религией

7 Февраль 2018 1107
Католический костёл и Хоральная синагога.
Католический костёл и Хоральная синагога.

Храм Святого Александра Невского в Феодосии, часовня в память «чудесного спасения цесаревича Николая», мечеть Валиде-Шериф, хоральная синагога в крымской столице… Они и десятки других святынь многонационального полуострова остались лишь на старинных фотоснимках. Другим, например, Катерлезскому монастырю под Керчью, храму Святого Александра Невского и караимской кенассе в Симферополе повезло - возрождаются. Сто лет назад в молодой советской республике началась кампания по отделению церкви от государства, обернувшаяся настоящей трагедией для уникальных по архитектуре, росписи, истории религиозных святынь.

Декрет 1918-го

Началось всё 2 февраля 1918-го (даты - по новому стилю), после принятия в Российской Советской республике «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви», 5 февраля он вступил в силу. Государство объявлялось светским, провозглашалась свобода совести и вероисповедания. Теоретически это не предвещало ничего тревожного: в Конституции России, например, тоже есть статья 14, провозглашающая, что «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Сейчас это положение не мешает существованию храмов, богослужениям, и люди могут не скрывать своих религиозных устремлений. А век назад…
Нет, в декрете Совета народных комиссаров, конечно, не было призыва преследовать за молитвы - наоборот, оговаривалось: «Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой». И разрушать храмы не призывали, лишь отмечалось: «Всё имущество существующих церковных и религиозных обществ объявляется народным достоянием». Бороться с религией - проявлением «старого мира» - намеревались путём просвещения. Но на местах многие поняли декрет буквально, радикально, началось разграбление, поджоги, сброс крестов. Сохранилось письмо секретаря ЦК РКП (б) Иосифа Сталина от 1923 года, от имени комитета предлагавшего «обратить внимание на ряд серьёзных нарушений, допущенных некоторыми организациями в области антирелигиозной пропаганды и вообще в области отношений к верующим и к их культам. Партийная программа говорит: «Необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма». Резолюция партсъезда подтверждает, что «нарочито грубые приёмы, издевательство над предметами веры и культа взамен серьёзного анализа и объяснения не ускоряют, а затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков. Эти организации и органы власти, видимо, не понимают, что грубыми, бестактными действиями против верующих, представляющих громадное большинство населения, наносят неисчислимый вред советской власти, грозят сорвать достижения партии в области разложения церкви и рискуют сыграть на руку контрреволюции».
В Крыму сразу два примера «вреда советской власти».
В 1921-м в селе Катырлез (ныне - Войково) на Керченском полуострове уездный Совет решил закрыть женский монастырь, основанный в 1857-м на месте явления местному пастуху Святого великомученика Георгия. Монахини, желающие сохранить постриг, переехали в Космо-Дамиановскую обитель, остальные вынуждены были подписать документ об отказе от монастырского послушания и работать в созданной трудовой колонии. На территории появился детский дом, церковь закрыли. В 1924 году и церковь, и детский дом разобрали на стройматериалы. Лишь в конце прошлого века обитель стала возрождаться. Ещё один пример - Феодосия, где, как писал в 1925 году «Красный Крым» (так тогда называлась «Крымская правда»), «появились в продаже папиросы в коробках, сделанных из плакатов с изображением святых православной церкви. Верующая часть населения, особенно в деревнях, по этому поводу волнуется и считает такой поступок святотатством. Некоторые жители деревни считают это даже «злодеянием», а мы считаем это просто подрывом авторитета советской власти. Прокуратурой Крымской Республики дано распоряжение в срочном порядке расследовать это дело для принятия надлежащих мер».

Радикально, с перерывом

К сожалению, неизвестно, какие были меры в отношении табачного фабриканта, но знаем, что через год появился Союз безбожников СССР (через три года переименован в Союз воинствующих безбожников). По стране организовывались кружки юных безбожников, в самые отдалённые сельские уголки выезжали агитаторы. Постепенно количество «безбожников» росло, пионеры и комсомольцы активно убеждали своих бабушек «отказаться от веры». «Христианские церкви, мусульманские мечети и еврейские синагоги ещё имеют достаточную клиентуру, но с каждым годом всё труднее отыскать среди молящихся людей моложе сорока, - писала газета в марте 1927 года. - Это объясняется революцией, проделанной историческими событиями последнего десятилетия в умах современного поколения, опоре на авторитет науки».
В тридцатых годах прошлого века бороться стали радикальнее. На основе циркуляра ЦК партии «О мерах по усилению антирелигиозной работы» Союз воинствующих безбожников разработал план: «К 1933 году должны закрыться все церкви, молитвенные дома, мечети, синагоги. Ещё через два года должны исчезнуть все религиозные представления, привитые литературой и семьёй; а к 1936-у надо ликвидировать последние молитвенные дома и всех священнослужителей». Последних стали ограничивать ещё в конце двадцатых годов: «Бывшие и настоящие служители культов, члены их семей лишались права на пенсию и пособие по безработице, приравнивались к лицам, живущим на нетрудовые доходы», многие были отправлены в ссылку. Начали исчезать и храмы, первыми - часовни. Исчезнувшая тогда Симферопольская часовня во имя Марии Магдалины на братском кладбище русским воинам Крымской войны в наши дни восстановлена. Восстановить планировали и привокзальную часовню в память «чудесного спасения цесаревича Николая Александровича», будущего императора Николая II, на которого в Японии было покушение, но вместо неё часовня в честь Святых Царственных страстотерпцев - государя Николая II и его семьи появилась у республиканской прокуратуры. Зато в Ялте восстановлена часовня во имя святителя Николая на том самом месте, где в 1837-м император Николай I повелел придать деревне Ялта статус города. В тридцатых годах прошлого века часовня разобрана на камни для постройки школы. Полуостров лишился многих святынь: их превращали в склады, переделывали в клубы, взрывали.
А потом началась Великая Отечественная война, и отношение к религии изменилось. Провожая мужчин на фронт, женщины, кто украдкой, а кто и открыто, перекрещивали их, надевали на шеи ладанки и крестики, клали в вещмешки молитвенники. В 1943-м Иосиф Сталин, кстати, учившийся в духовной семинарии, встретился со священниками. Власти решили восстановить возможность проведения религиозных обрядов, открыть некоторые не совсем запущенные храмы. Правда, касалось это в основном православных святынь, да и то не навсегда. Формально возродив религию, после войны храмы вновь закрывали, формально - из-за отсутствия священников.
К примеру, как Святоникольский храм села Джалман (Пионерского) в Симферопольском районе: его построили в 1895 году на деньги крестьянина Ивана Петрова, землю выделила хозяйка имения графиня Анна Монжене, в 1930-м храм переделали в столовую. В Великую Отечественную службы начались вновь - до 1961 года, затем - склад, клуб. Многие культовые здания, уцелевшие до и во время войны, уничтожались позже: не вписывались в новый облик городов, мешали реконструкции.

Утерянные и возрождённые

В Симферополе и Феодосии Кафедральные соборы Александра Невского мешали появлению садов - Пионерского и Морского. Симферопольский собор закрыли в 1922 году, превратив в склад изъятого по полуострову церковного имущества. Через семь лет сняли колокола, сбили кресты, через год - взорвали. Собору в крымской столице суждено было возродиться, а вот Феодосийскому - нет. В середине XIX века его построили на месте двух старинных храмов: до присоединения Крыма к России там была мечеть Султан-Керим, ещё ранее - древняя христианская церковь. Феодосийский собор был знаменит образом Спасителя, идущего по водам, кисти Ивана Айвазовского, и изображением святого Николая, оставшимся от древней церкви. Его нашли в фундаменте мечети при постройке храма. Здесь хранилась и икона Божией Матери «Знамение», считавшаяся покровительницей Феодосии. Храм закрыли в 1932 году, за десятилетие до этого вывезли все золотые и серебряные предметы, исчезла икона. В 1933-м собор взорвали, уничтожив заодно и могилы героя Крымской войны Виктора Микрюкова и воинов Киевского Великого князя Константина Константиновича военного училища, которые в 1920-м отстаивали на Перекопе свою Россию.
Симферополь, столица Крымской АССР, пострадал в религиозном плане, наверное, больше всех. В 1929 году закрыли сразу два храма XIX века: главную крымскую Хоральную синагогу и польский костёл.
В разное время в них были клубы, склады, в середине семидесятых годов во время реконструкции проспекта Кирова и вовсе снесли, выстроив магазин «Океан» (сейчас в здании торгуют бытовой техникой). Пятое марта 1930 года стало последним днём Симферопольской караимской кенассы, построенной на средства караимской общины в 1896 году. К счастью, здание не уничтожили, хотя частично и перестроили, на фасаде заменили караимскую звезду Давида на пятиконечную красную звезду и разместили радиоузел. Сейчас кенасса возвращена караимам, идёт её реконструкция.
Не повезло в тридцатых годах прошлого века и лютеранской кирхе, армяно-католической и армяно-греческой церквям: закрыли, перестроили, разрушили. Как и мечеть Валиде-Шериф Драгунского конного полка. Первую в Крыму военную мечеть для мусульман конного полка возвели по приказу полковника
Н. Княжевича в 1909 году на углу улиц Бетлинговской (сейчас ул. Калинина) и Марковской (ул. Крейзера). В тридцатые из-за многократных перестроек под хозяйственные нужды лишилась первоначального облика и старейшая религиозная святыня столицы - мечеть Кебир-Джами, построенная в 1508 году. Сейчас она возрождена. И минарет мусульманской мечети вновь, как и прежде, «смотрит» на купола возрождённого православного Петропавловского кафедрального собора. Храм во имя Святых апостолов Петра и Павла возвели в 1870 году на месте старой деревянной церкви, а спустя шестьдесят семь лет, в 1937-м, богослужение прекратили. Сняли колокола, купола, кресты, зато залили бетонный пандус для въезда грузовиков в новосозданный склад, вокруг устроили пивную и пункт приёма стеклотары. Лишь в конце восьмидесятых годов прошлого века над зданием вознеслись золочёные кресты.
Впрочем, был в Симферополе, да, наверное, и во всём Крыму, единственный храм, который не закрывался за все сто лет - небольшая церковь, построенная в 1864 году во имя Успения Святой Праведной Анны. Позднее этот храм на первом гражданском кладбище (за центральным рынком) стал называться во имя Всех Святых. В период антирелигиозной борьбы это было особенно символично.


Фото с сайтов
feodosia.net и simfion.ru

Наталья ПУПКОВА.