Всё в памяти живо

6 Февраль 2018 861
Людмила Пироженко.
Людмила Пироженко.

Некий мудрец сказал: «Как долго тянется жизнь, и как же быстро она проходит». Этот парадокс невольно вспоминается, когда думаешь о возрасте «Крымской правды». Сто лет. Целый век! Звучит солидно. Но всё не так просто…

Более трети минувшего века я прожила с «Крымской правдой». И не как читатель, а в числе тех, кто день за днём, год за годом создавал эту газету. А газета жила вместе с огромной, великой страной, вместе с народом. Всё, что происходило на крымской земле, в стране, во всём мире, отражалось на её страницах.
И всё остаётся в памяти, живёт рядом. Далёкое так же близко, как то, что происходит сейчас.
Никогда не забуду свои первые впечатления в редакции. Это был год, когда страна отмечала 20-летие Великой Победы. На страницах газеты публиковались очерки о героях войны, портреты и рассказы фронтовиков. Забыть ли мне письмо из Баку! В нём был фотоснимок и одна лишь просьба: «Найдите нашу фронтовую подругу Машу Нечаеву. Она была из Крыма, мы с ней дошли до Берлина».
Да, девушки в пилотках и гимнастёрках были регулировщицами на фронтовых дорогах. Фото Маши Нечаевой запечатлело её с жезлом на перекрёстке улиц поверженного Берлина.
А через двадцать лет после этого дня мы нашли её в Симферополе. И здесь же состоялась встреча фронтовых подруг. Смех и слёзы, печаль и радость этой встречи незабываемы.
И в самой редакции было немало тех, кто прошёл нелёгкими дорогами войны. Николай Иванович Химин был здесь ответственным секретарём, Владимир Тимофеевич Ягупов - заместителем редактора, Бэла Борисовна Давиденко - литредактором. Корреспондентом сельхозотдела был Григорий Викулович Казёнников. Отделом писем руководил Василий Иванович Ковтуненко, отделом иллюстраций - Эммануил Маркович Грабовецкий. Антонина Петровна Ягупова работала у нас стенографисткой. Георгий Иванович Полянский был выпускающим. Широко известен был редакционный фотокоррес­пондент Николай Николаевич Бондаренко. Не гостем редакции, а сотрудником её общественной приёмной был Герой Советского Союза генерал Андраник Абрамович Казарян, а приёмной руководила Ирина Ивановна Хруцкая.
Фронтовики отличались высокой ответственностью в работе и в неменьшей степени жизнелюбием и добросердечием. Они служили примером для молодых сотрудников. А ведь и сами отнюдь не были старыми, хотя и были седыми.
Тридцать лет я заведовала отделом писем. Это непростой участок работы. До сотни писем получала газета ежедневно. Много было и тех, кто приходил на приём. У каждого посетителя была своя причина для обращения в редакцию. Кого-то волновали вопросы производства, кто-то жаловался на плохое обслуживание, а кто-нибудь просто хотел поделиться сокровенным или поблагодарить через газету добрых людей. Но каждому было необходимо внимание и понимание.
Обилие редакционной почты свидетельствовало об авторитете газеты. И держать его уровень на высоте было непреложной задачей коллектива. Но, как говорится, тон в этом задавал главный редактор Владимир Александрович Бобашинский. Это был редкий человек. Строгий, требовательный, но и справедливый, чуткий, душевный. Это по его указанию появились в газете такие рубрики, как «Возвращаясь к напечатанному», «Вопрос по существу», которые в той или иной форме присутствуют на страницах газеты и спустя десятилетия.
Вообще о традициях разговор особый. Конечно, одни остаются, другие уходят. Но неизменным остаётся курс газеты, её чёткая принципиальная позиция, её нерушимая верность России. Так было, есть и будет. И ныне коллектив редакции во главе с главным редактором Михаилом Алексеевичем Бахаревым в этом вопросе един.
И ещё о традициях. Одна из неизменных в «Крымской правде» - это празднование круглых дат газеты. Эти события важны не для пышных славословий, вовсе не для них. Они демонстрируют и укрепляют дружбу с теми, для кого газета и издаётся. И потому эти празднования нужны не только для газетчиков, но и для самих читателей.
Помнится, двадцать лет назад, то есть к 80-летию газеты, в редакцию пришло много писем, авторы которых рассказывали о многолетней связи с газетой.
К письмам прилагались старые, жёлтые, потрёпанные её номера 20-х, 30-х и т.д. годов. Как они не пропали во время войны и других испытаний? Загадка. Ведь что только не пришлось пережить нашему народу!
И всё-таки они сохранились.
И это красноречивое подтверждение главной мысли большинства писем: «Крымская правда» была в нашей семье всегда».
Вот и у меня так же. Прошли годы. Не надо мне искать блокнот, спешить в редакцию, собираться в командировку по письму читателей. В интернете есть сайт «Крымской правды», так что всё могу увидеть с экрана. Но! Я предпочитаю получить свежий номер родной газеты из рук почтальона. Привычно разверну его, посмотрю на вёрстку, ознакомлюсь с колонкой новостей. Прочитаю статью на животрепещущую тему. Порадуюсь знакомым авторам, отмечу новых. И - жизнь продолжается. Иначе я не могу.

Людмила ПИРОЖЕНКО.