Письма в «Крымскую правду»

Белоруссия. Папа

5 Июль 2023 273
Павел Осетров.
Павел Осетров.

3 июля - 79 лет освобождения Минска, тогда столицы Белорусской ССР, теперь в эту дату отмечается и День независимости Республики Беларусь. Это дорогие для меня места, памятные, за эту землю мой папа отдал жизнь в Великую Отечественную, я не знаю, где его останки - в болоте, в лесу или среди земли с колосящимися хлебами, просто помню и жизнь нашу в фашистской оккупации там. Счастлива, что Россия и Белоруссия вместе, и поздравляю народ республики, их лидера Александра Лукашенко с Днём независимости, минчан - с Днём освобождения от фашистов. Мирного неба, здоровья, благополучия и счастья.

Вообще моя малая Родина - Смоленск, но папа Павел Павлович Осетров, военный, комиссар 7-й танковой дивизии, что входила в состав 6-го механизированного корпуса. Мне не было и года, когда папу перевели из РСФСР служить в Белорусскую ССР, поэтому счастливое раннее детство и 3 ужасных года оккупации прошли в Белоруссии, там мы с мамой Евгенией Михайловной и братиком, что родился в Минске 2 апреля 1941-го, пытались выжить. Белоруссия для нас началась в 1934-м, когда папу перевели в местный военный округ - Лепель, Печи, Борисов, в 1939-м - Минск, а через год - бывший польский городок Хорош, под Белостоком. Навсегда запомнилась последняя тогдашняя мирная суббота 21 июня 1941-го: папин выходной, когда мы обустраивали свою квартирку в Хороше, пришли вещи из Минска, распаковывали, шутили… Папа, ему всего 32 было, прибивал карнизы, вешал шторы, говорил, что скоро по полу затопают ножки братика, а я, будущая первоклассница, стану сидеть за письменным столом и готовить уроки - он уже всё-всё мне купил для школы. А потом папу вызвали в часть, через время он на миг забежал домой, чтобы отправить нас в Минск с семьями сослуживцев. Все вещи, даже фотокарточки остались в новой квартире, куда потом так и не вернулись. И папы не стало. Счастье, что у его сестры Антонины Павловны в Кирове (Вятка) сохранилось несколько папиных карточек. Тётя-то и рассказывала потом о папиной молодости, его отец был начальником Вятского пароходства, но рано умер, а мама, чтобы выжить с двумя детьми, пошла работать прачкой. Папа был одним из самых первых вятских пионеров, а в 13 лет стал председателем форпоста, в 9 классе - вожатым пионерского отряда в детском доме, после школы - председателем районного бюро пионеров, работал на чугунолитейном заводе. В 1932-м призвали в Красную Армию - у тёти хранилась заметка из газеты «Красная Звезда»: «Синяя блуза плотно обтянула высокую фигуру кировского слесаря П. Осетрова. Он прибыл в армию по командировке райкома с характеристикой «лучший ударник завода, редактор многотиражной газеты, хороший общественник». Быстро освоился рабочий ударник в новой обстановке. Он стал отличником боевой и политической подготовки».

И погиб за Родину, спасая и нас, родных. Полуторка, на которой нас отправил папа, ехала в Волковыск, городок на берегу Роси, - он тоже был польский, но за два года до войны вошёл в состав Белорусской ССР. За город с первых дней Великой Отечественной начались жестокие сражения, 28 июня фашисты оккупировали его, устроив концлагерь и еврейское гетто, в которых погибли более 30 тысяч человек. Это мы позже узнали, а когда ехали, было тихо, о войне ещё ничего не говорило, если бы не тревожные заплаканные лица женщин в кузове, можно было бы подумать, что просто едем на прогулку. Остановка, мы только покинули машину, чтобы немного осмотреться, началась ужасная бомбёжка - до темноты. Когда всё стихло, город пылал, убитые, раненые. От машины остался лишь пепел, в одночасье женщины с детьми стали беженцами. Пошли дальше, на Минск, около 400 километров, питались, чем придётся, воду пили даже из болот. У одной женщины сын был ранен в ногу, сделали носилки и по очереди несли этого мальчика. От фашистского десанта как-то пришлось прятаться в болоте, когда выбирались, там вся обувь осталась - босиком дальше шли. Нет, не хочу рассказывать всё, что пришлось пережить в дороге, - слишком страшно, слишком больно вспоминать. В Минск пришли уже в июле, там вовсю хозяйничали фашисты, дальше идти не было смысла, так как и наш родной Смоленск, по разговорам, уже был оккупирован. У нас не было ничего, оборванные, разутые, голодные. Местные жители посоветовали поселиться в квартирах, из которых фашисты угнали в гетто евреев. Так и сделали. Я до сих пор бесконечно благодарна тем минчанам, что не дали нам умереть с голоду, - поделились и едой, и одеждой. Особенно помнится тётя Маруся Кухаронок - наша спасительница. Люди помогали, хотя самим было трудно. Мы прожили, чудом смогли выжить, в Минске до освобождения 3 июля 1944-го. Страх, голод, холод - зимой нечем было топить, бомбили почти каждую ночь, а в минуты затишья фашисты устраивали облавы по городу, искали партизан. Белоруссия ведь была огромным партизанским краем, недаром уже в наши дни покойный Михаил Задорнов называл Белоруссию «большим партизанским отрядом в центре Европы». Благодаря партизанам, подпольщикам, помогавшим Красной Армии, было уничтожено немало фашистов, а главного коменданта вражеского в Белоруссии, на совести которого тысячи наших погибших, уничтожила наша разведчица Елена Мазаник, позже Герой Советского Союза. Она устроилась служанкой в комендатуру и смогла пронести мину, часовой механизм которой вместе с сестрой Валентиной установили на нужное время. Это случилось в сентябре 1943-го, к счастью, героиня-разведчица выжила, дожила даже до 50-летия Победы.

Мой папа Павел Осетров числится до сих пор пропавшим без вести - его дивизия почти вся погибла в первые месяцы войны при прорыве из окружения - из 400 танков осталось три, небольшие отряды пехоты и конница. Остатки дивизии смог вывести папин друг и комдив Семён Борзилов, он погиб чуть позже - в сентябре того года, уже у нас, на Перекопе, начальник автобронетанковых войск 51-й армии. По моей просьбе правнук Павла Осетрова, мой внук, был на могиле Семёна Борзилова, положил цветы ему и всем его однополчанам, а значит, и моему папе, оставшемуся навечно молодым, навечно в Белоруссии.

Эмилия Илларионова.

Симферополь.

 

Хочу сказать

Защитим родной язык!

Наконец, в нашей стране задумались о таком важном моменте как защита родного языка, русской речи (имеется в виду принятый несколько месяцев назад закон, устанавливающий недопустимость использования иностранных слов, за исключением не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, перечень которых содержится в нормативных словарях. - Ред.). Проблема заимствования каких-то слов между языками мира существовала всегда, иногда это обогащает речь (и мы знаем множество примеров тому, допустим слово «мастер», наше, казалось бы, старинное русское, но реально оно давным-давно пришло к нам от древнегреческого «масторас» - ремесленник), но чаще - засоряет, ведь есть родные, привычные аналоги. К примеру, почему нельзя заменить модное ныне англоязычное «фейк» нашим - неправда, ложь? Или пресловутое «кешбэк», легко заменяющееся родным «возврат». Все эти «девайсы» (технические приборы), «коучи» (наставники), «траблы» (проблемы), «экшены» (действия), «крафтовые» (ручная работа), «праймеризы» (предварительные выборы), «дедлайны» (крайний срок сдачи), «вау!» (ого!), «донаты» и «панкейки» (пончики и блинчики) и им подобные иностранные (как же, иностранные!!!) словечки (употребляемые без разбору и смысла) непонятны многим, раздражают, а наш русский язык просто губят. Поймите, то, что происходит в последние годы с нашим великим русским языком, вызывает недоумение и реальные опасения за его существование. Мы же не какие-то новопоявившиеся первобытные племена, не «Иваны, не помнящие родства» (хочется верить, что помнящие), а страна с богатой историей, многонациональная, но с общим и понятным всем русским языком. И, как мне кажется, специалисты всех отраслей должны найти наши заменители для засиливших ныне иностранных слов.

Да, жизнь постоянно обновляется, меняется, но это не повод доводить до упадка и забвения своё, родное. Даже как-то презрительно к нему относиться, восхлавляя и пользуя всё иностранное, лишь потому, что оно импортное, заграничное, ошибочно принимаемое нами за «лучшее». И это так важно, особенно сейчас, для нашей страны, для наших народов, когда идёт борьба за Родину, за право быть собой. Ведь таким засильем иностранщины, навязываемой извне, наши противники просто подрывают основы государства, «завоёвывают» нас морально, без оружия, легко пользуясь нашим «преклонничеством» перед импортом - им это выгодно, а нам - не нужно. Уже допускаются к использованию в СМИ не только иностранные слова, но даже написание латинскими буквами или комбинация латиницы и кириллицы: sms-сообщения, stop, QR. Якобы для лучшего понимания и определения, но ведь это вредит нашему родному языку… У меня есть стихотворение в защиту родного языка, приведу лишь несколько строк: «Эти и другие чужие слова/В нашей речи необходимы едва./ Это надо Родину не любить,/ Чтобы такое с речью творить!». Но ведь мы любим Родину, гордимся ею? Так давайте и языком родным гордиться, беречь «Великую русскую речь, Великое русское слово». Мы же хотим, чтобы было у страны своё будущее?!

Валентина Андреевна.

Ленинский район.

 

 

От всего сердца

Выражаю благодарность всем сотрудникам РКБ имени Николая Семашко, особенно РСЦ ОНМК, заведующему, кандидату медицинских наук Валерию Касьянову, нейрохирургу Юрию Кузьмищенко, неврологу Лилит Князян, всем медсёстрам и санитарочкам, всему медперсоналу за их высокий профессионализм, чуткость, внимание и душевность. Здоровья им всем и всего самого доброго.

В. БОРОДКИН.

Симферополь.

* * *

Самые сердечные слова признательности коллективу 7-й городской больницы, 6 этажу, инфарктному отделению, заведующей Зареме Кельмамбетовой, всем санитаркам, раздатчицам, медсёстрам, врачам, что с заботой и вниманием относятся к пациентам, за идеальную чистоту и порядок в отделении, доброжелательное и понимающее отношение. Но особая признательность Зареме Рустемовне, она не только высокопрофессиональный кардиолог, но и очень чуткий человек, тонкий психолог, способная одним словом, добрым взглядом поддержать, придать сил. Желаю ей счастья. Ещё признателен нашему семейному врачу-терапевту из поликлиники села Укромного Григорию Каменному, всем его помощникам в поликлинике, и бригаде «скорой», что привезла в Симферополь. Огромное им спасибо за спасение, желаю здоровья и благополучия этим замечательным специалистам, людям.

Альберт ВИДЛЕР.

Симферопольский район.

* * *

Хочу через любимую газету выразить искреннюю благодарность врачу-стоматологу второй поликлиники Симферополя Татьяне Карташовой за помощь и лечение. У Татьяны Ивановны поистине умелые руки, острый ум и очень доброе сердце - это настоящий профессионал, которому можно смело доверять. Она исправила то, что схалтурили в другой поликлинике, и не только запломбировала мне зуб, но полностью восстановила и омолодила его. От всей души желаю прекрасному врачу здоровья, долголетия и благополучия в жизни и на работе.

Жозефина ТАРАСОВА.

Симферополь.

 

Почту читала Наталья БОЯРИНЦЕВА.