Руки глины не боятся

Как корреспондент «Крымской правды» гончарным делом овладевала

30 Январь 2018 1040
Чтобы понять, насколько гончарное дело сложное, нужно посидеть за кругом самому.
Чтобы понять, насколько гончарное дело сложное, нужно посидеть за кругом самому.

Люди, которые в наш век высоких технологий и напрочь атрофировавшихся навыков ручной работы находят в себе силы заниматься ремесленничеством, всегда вызывали у меня искреннее восхищение. Менеджеры в галстучках, программисты в очочках в обнимку с ноутбуком, фитнес-тренеры в трескающихся от натуги футболках - этим никого не удивишь. А вот кузнецы, кожевники, бондари, ложкари, ювелиры - романтика да и только! И товары ручной работы всегда пользуются спросом. Но за этой романтикой, как оказалось, стоит очень нелёгкий труд.

Поучаствовать в «мастер-классе», как это модно сейчас называть, пригласили друзья. Мне, любительнице авантюр, только того и надо: влезть в фартук грубой ткани, засучить рукава и попробовать своими руками замесить, накрутить, вылепить что-то глиняное. Да и посуду-то потом с собой можно забрать, похвалиться домашним.
В уютном подвальчике мастерской немного спёртый от влажной глины воздух. Половина стен закрыта деревянными стеллажами со всевозможными керамическими поделками учеников, вторая половина увешана рисунками и набросками художественной школы, расположенной здесь же. В большом углу два гончарных круга: электрический и механический. Рядом стол для ручной лепки. Фартуки тут же. Ведёт мастер-класс серьёзный молодой человек по имени Александр: встретишь на улице - не скажешь, что чем-то необычным на жизнь зарабатывает.
Тесным рядочком рассаживаемся вокруг электрического круга, у каждого в руках прохладный сырой кусок глины. Первое задание заставляет вспомнить картинки из детства, когда ты возился с пластилином. Разминаем комки, как показывает мастер: важно выгнать собравшийся в глине воздух.
- Если этого не сделать, и пустоты останутся, то потом при обжиге изделие в этих местах будет хрупким и может треснуть или лопнуть, - поясняет Александр.
«Разминка» продолжается и на первом этапе на круге: задача - выгнать треугольный комок ввысь, равномерно сдавливая ладонями со всех сторон, а затем, добавив давление большими пальцами сверху, опустить вниз. При этом нужно регулярно смачивать руки и глину, чтобы сцепление с ладонями не зажевало материал, и следить, чтобы изделие не «гуляло» по кругу, а держалось ровно в центре.
Легко сказать - нелегко сделать. Особенно, когда я, отважно отринув прогрессивный электрический круг, села за оригинальный, механический. На таких кругах испокон веков трудились гончары до гениальных открытий Фарадея, Максвелла, Томсона и Резерфорда. Разница, на первый взгляд, непринципиальная: электрический круг крутится сам, механический нужно крутить ногой. На деле же, пролив  семь потов, понимаешь, что два круга - это, как говорят
в Одессе, две большие разницы.
Одновременная работа руками и ногой требует немалой сноровки. Нога должна достаточно сильно раскручивать нижний круг, чтобы верхний вращался быстро и долго. Пока давишь на глину на верхнем круге, останавливаются оба. И приходится начинать всё сначала. А при этом ещё нужно помнить про центровку глины, про постоянные смачивания, учитывать, что круг дёргается от каждого движения ногой. Нога устала минут через 10, руки свело на пятнадцатой. Неудивительно, что через полчаса от первоначального куска глины осталась примерно треть (ещё две трети, пересохнув посередине, просто отвалились от чрезмерных усилий), смутно напоминающая производную от стопки и подсвечника. «Стиль - минимализм», - успокоили друзья, беззлобно посмеиваясь над «шедевром». Наряду с получившимися у них блюдцами, мисочками и вазочками моё «произведение искусства», безусловно, теряло очки. Зато в качестве утешительного приза меня усадили попробовать силы на электрическом круге.
Надо ли говорить, что пос­ле комплексных усилий на сложном орудии древности с электрическим кругом мы сроднились очень быстро. Уже минут через 20 я мокрой леской срезала с гончарного круга вполне милый кувшинчик под молоко.
Изделия нам отдали не сразу. Как пояснил Александр, для начала им нужно подсохнуть в течение нескольких дней. Затем, в течение недели-двух набирается партия на обжиг. Он, кстати, тоже бывает разный. После самого простого изделия становятся шершавыми и цвета не меняют. Второй способ обжига - с вощением - делает изделия немного глаже на ощупь, а заодно применимыми в быту. Третий способ - молочение: дополнительная обработка изделия в молоке делает его гладким и приятно высветляет. Последний способ - самый трудоёмкий и дорогой - глазурь. Думаю, как она выглядит, объяснять излишне.
Часть изделий после каждого мастер-класса (а их у Александра и его жены Дарьи проходит несколько в неделю) идёт обратно на расходный материал. Для этого глину высушивают и заново разводят до рабочей консистенции. Часть особо оригинальных произведений перекочёвывает на полки - радовать глаз посетителя, поднимать настроение
занимающимся в кружках детям.
Ну а мой первый «блин» после обжига всё-таки пошёл со мной домой - веселить друзей и гостей гордым подсвечником в стиле «минимализм».


Фото автора.

Наталия НАЗАРУК.