Глобальные перемены

В РФ грядёт масштабная реформа техосмотра

30 Январь 2018 756
 Минфин защитит автомобилистов от высоких тарифов ОСАГО.
Минфин защитит автомобилистов от высоких тарифов ОСАГО.

Серьёзные изменения ждут российских автовладельцев и операторов. Первых вскоре смогут штрафовать за отсутствие технического осмотра (ТО) с помощью дорожных камер, а вторых - за фальсификацию диагностической карты будут попросту сажать в тюрьму. А Министерство финансов РФ защитит автомобилистов от высоких тарифов ОСАГО.

Важные подробности

В Минэкономики РФ уже подготовили законопроект о внесении поправок в действующее законодательство, которые усилят контроль за процедурой ТО и ужесточат ответственность при нарушениях. Документ отправлен на утверждение в правительство, а на следующем этапе будет внесён в нижнюю палату парламента.
Согласно проекту поправок, ГИБДД получит возможность выявлять автомобили, которые не прошли техосмотр. Нарушителей будут определять при помощи имеющихся дорожных камер: машину проверят по Единой автоматизированной информационной системе тех­осмотра (ЕАИСТО).
При этом Кодекс об административном правонарушении собираются дополнить наказанием за «управление транспортным средством, в отношении которого не проведён технический осмотр или при проведении ТО выявлено несоответствие этого транспортного средства требованиям безопасности». Сумма штрафа за непройденное ТО составит 800 рублей.
Если же автомобиль с отсутствующей диагностической картой станет виновником ДТП по причине технической неисправности, то страховые компании смогут выступить с регрессным иском к автовладельцу. Соответствующие нормы будут прописаны в законе об ОСАГО.
В Минэкономики собираются развернуть борьбу и с недобросовестными операторами техосмотра, которые выдают диагностические карты тем автомобилям, которые фактически на ТО не приезжали. Экспертов обяжут фиксировать процесс осмотра на видео (запись будет немедленно загружаться в базу ЕАИСТО), а сама карта с итогами ТО будет сформирована в электронном виде и заверена «усиленной электронной подписью» уполномоченного сотрудника.
Законопроект предусматривает наказание для эксперта за выдачу «липовых» диагностических карт ТО - от штрафа в размере 10 тысяч рублей до принудительных работ сроком до 4 лет. Если же выяснится, что фальсификация совершена группой лиц по предварительному сговору, то суд сможет назначить наказание в виде тюремного срока до 2 лет.
В случаях, когда автомобиль с фиктивными документами на ТО попал в ДТП с «тяжкими последствиями», экспертов смогут сажать за решётку на 4 года.
Эксплуатацию базы ЕАИСТО передадут из МВД Российскому союзу автостраховщиков (РСА), а надзор за деятельностью операторов ТО будет возложен на Ространснадзор.

Либерализация для ОСАГО

Минфин и Центробанк постараются не допустить роста тарифов «автогражданки» после их так называемой либерализации - освобождения от государственного регулирования. По идее, либерализация позволит сделать цену страховки ОСАГО справедливой.
«Очевидно, средняя температура по больнице как-то изменится, пока сложно сказать, как. Будем калибровать, чтобы не допустить никакого масштабного, серьёзного роста. Это длительный процесс, здесь роль ЦБ будет важнейшая, потому что он отвечает за тарифы», - отметил замминистра финансов Алексей Моисеев.
Либерализация тарифов ОСАГО направлена как раз на то, чтобы сделать цену страховки справедливой. «Либерализация должна в конечном итоге привести к тому, что те, кто плохо ездит и нарушает, будут платить больше, а те, кто хорошо ездит и не нарушает, будут платить меньше. Как это повлияет на средний тариф, будет зависеть от конкретных мероприятий, модели либерализации, которая будет выбрана», - добавил он.
Процесс либерализации тарифов ОСАГО, по разным оценкам, займёт 2-3 года. Первым шагом на пути либерализации, по версии Минфина, стал разработанный ведомством законопроект, который предусматривает разделение полисов ОСАГО на три вида: с лимитом 500 тысяч рублей за вред жизни и здоровью и 400 тысяч рублей за вред имуществу (как сейчас); по 1 миллиону рублей за вред жизни, здоровью и имуществу; по 2 миллиона рублей за вред жизни, здоровью и имуществу.
К тому же в министерстве предложили увеличить максимальный срок заключения договора до трёх лет и ввести ряд дополнительных коэффициентов, влияющих на стоимость полиса, таких, как частота нарушения водителем ПДД, стиль вождения и так далее.
Напомним, что сейчас тарифы ОСАГО регулируются ЦБ России: базовый тариф для автомобилей физических лиц установлен в диапазоне 3432-4118 рублей. Окончательная стоимость определяется при помощи восьми дополнительных коэффициентов.

Рафаэль ЗАЛЯН.