Девять баллов по плечу

23 Январь 2018 857
Новейшие технологии делают наш мост практически неуязвимым.
Новейшие технологии делают наш мост практически неуязвимым. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Строители приступили к установке шок-трансмиттеров на автодорожной части моста через Керченский пролив. Специальные гидравлические устройства позволят выдержать многотонным конструкциям даже девятибалльное землетрясение.

Распределители нагрузки
Как сообщили в инфоцентре «Крымский мост», гидравлические устройства устанавливают между опорами и пролётами моста, чтобы обеспечить жёсткое соединение конструкций при кратковременных воздействиях, вызванных сейсмической или другой динамической нагрузкой.
- Это как ремни безопасности в автомобиле. Они позволяют пролётам моста «дышать», то есть беспрепятственно смещаться при незаметных перемещениях, вызванных температурными условиями.
А во время землетрясения шок-трансмиттеры срабатывают и распределяют сейсмическую нагрузку равномерно по опорам, - пояснил технический директор «Института Гипростроймост - Санкт-Петербург» Игорь Колюшев.
По его словам, в современном мостостроении подобная технология антисейсмической защиты широко распространена. Например, в России шок-трансмиттеры установлены на вантовом мосту через бухту Золотой Рог во Владивостоке и на мостах в Сочи, построенных к Олимпиаде 2014 года.
Всё учтено и посчитано
По словам специалистов, на автодорожной части Крымского моста установят более 760 шок-трансмиттеров, которые воспринимают нагрузки в 850 и 1500 кН (расчётное усилие в 85 и 150 тонн).
- А вот на железнодорожной части моста антисейсмическое закрепление пролётов иное, предусмотренное за счёт выполнения неподвижных и линейно-подвижных опорных частей, так что при землетрясении сейсмические силы передаются на промежуточные опоры. В целом весь проект подготовлен с учётом потенциально возможных мощных землетрясений в регионе, ведь антисейсмические решения начинаются уже с самой конструктивной схемы мостового сооружения - сравнительно коротких пролётов в 55-63 метров - и большого количества опор: 288 под автомобильную и 307 под железную дороги, - уточняют строители.
Помимо этого устойчивость конструкций обеспечивают и фундаменты опор, которые состоят не только из вертикальных свай, но и из наклонных, способных более эффективно воспринимать горизонтальное сейсмическое воздействие.
- Разработке проекта предшествовали детальные инженерные изыскания, которые позволили учёным значительно расширить базу знаний о сейсмической активности в Керченско-Таманском регионе. Для определения интенсивности сейсмического воздействия на мостовой переход привлекался Институт физики Земли РАН. Ещё летом 2014 года в рамках подготовки к проектированию моста Институт развернул сейсмическую сеть как на берегах Керченского пролива, так и в акватории, которая позволила исследовать сейсмичность локально, непосредственно в районе будущего строительства, - поясняют в инфоцентре «Крымский мост».
В результате была сделана сводная карта зон возможных очагов землетрясений для ближнего региона строительства, выявлены зоны вне таких очагов, но с возможностью возникновения землетрясений рассеянной сейсмичности и определены свойства грунтов с точки зрения распространения сейсмических волн.
Специалисты также определили значение сейсмической интенсивности вдоль трассы мос­та с учётом геологических особенностей каждого его участка.
- В процессе этой работы была уточнена суммарная сейсмическая интенсивность, которая меняется по длине мостового сооружения от 8 до 9 баллов. Для каждого участка трассы определили модели грунтовых толщ и рассчитали их частотные характеристики. В МГУ имени Ломоносова провели динамические испытания грунтов: определили их физические и прочностные свойства при возможном сейсмическом воздействии. По результатам изысканий были разработаны необходимые проектные решения, которые сейчас реализуются в строительстве, - подчеркнули в «Институте Гипростроймост - Санкт-Петербург».

В тему

Строительство девятнадцатикилометрового Крымского моста стартовало в 2016 году. Его стоимость составляет 222,5 миллиарда рублей, а с учётом затрат заказчика - 228 млрд. рублей. Ожидается, что автомобильное движение по мосту будет открыто в декабре этого года, а железнодорожное - в конце 2019-го.

Александр ДРЕМЛЮГИН.