Полуостров Высоцкого

Первые песни и чудо спасения

16 Январь 2018 1278
Полвека назад вышел крымский фильм «Служили два товарища». Герой Владимира Высоцкого поручик Брусенцов и его «боевой товарищ».
Полвека назад вышел крымский фильм «Служили два товарища». Герой Владимира Высоцкого поручик Брусенцов и его «боевой товарищ».

Его имя носит сквер в крымской столице. Его песни и роли в кино, искренние, яркие, запоминающиеся, любит уже не одно поколение. В следующую пятницу на полуострове стартует V юбилейный фестиваль, посвящённый памяти Владимира Семёновича Высоцкого. А 25 января исполнится 80 лет со дня рождения актёра и поэта. О нём помнят в Крыму: мемориальная доска установлена на улице Караимской в Евпатории, где Высоцкий жил во время съёмок фильма «Плохой хороший человек»; совсем скоро памятный знак появится в Севастополе на здании Матросского клуба и в симферопольском посёлке Грэсовский, где поэт выступал с концертами.

«Татуировка» на бобине

Крым для Владимира Семёновича был знаком с детства, по рассказам родного дяди Алексея Владимировича и его жены Александры Ивановны. Они воевали на полуострове. Алексей Высоцкий, артиллерист, участвовал в обороне Севастополя и Керчи. Кстати, считается, что строки «На братских могилах не ставят крестов» поэт написал под впечатлением дядиных рассказов о трагедии последних дней обороны Севастополя. А тётя Александра Таран-Высоцкая - керчанка, военфельдшер 51-й армии, вместе с мужем участвовала в Керченско-Эльтигенской десантной операции, освобождала полуостров. Мы не знаем, приезжал ли поэт в Крым в детстве, но впервые как актёр он приехал сюда в 1961-м на съёмки фильма «Увольнение на берег» режиссёров Феликса Миронера и Левона Кочаряна. Играл влюблённого матроса Петра, которого не пустили в увольнение. «Мы снимали фильм на крейсере «Кутузов», флагмане Черноморского флота, - вспоминал потом. -
Я жил там целый месяц, спал в кубрике. Учился драить палубу, потому что мы снимали наказание: мне нужно было драить палубу и ещё кое-что погрязнее». Оператор фильма Пётр Тодоровский прекрасно играл на гитаре и пел, очевидно, это и повлияло на молодого актёра: он начал петь и сочинять.
«Я тогда учился играть на гитаре, а так как чужие песни на гитаре играть сложнее, начал писать свои».
«Не делили мы тебя и не ласкали./ А что любили, так уж это позади./ Я ношу в душе твой светлый образ, Валя,/
А Алёша выколол твой образ на груди», - песню «Татуировка» Владимир Высоцкий написал на тех съёмках. Правда, потом поэт рассказывал, что идея песни пришла в Ленинграде, когда увидел у пассажира автобуса татуировку на груди - лицо женщины. Но окончательно строки сложились в Севастополе, и исполнил он их, а также «Красное, зелёное, жёлтое, лиловое», «Тот, кто раньше с нею был» товарищам по съёмкам на полуострове. Актёр Лев Прыгунов вспоминал: «Песня «Тот, кто раньше с нею был» была гимном нашей съёмочной группы. Володя писал песни ночью и в два или три часа стучал к нам в номера, и мы собирались, и он пел только что сочинённую песню».
Эти песни впервые были записаны на плёнку тоже в Крыму. Режиссёр Левон Кочарян купил в одном из севастопольских магазинов бобинный магнитофон «Днепр» и в гостинице «Севастополь» на проспекте Нахимова сделал первую запись песен Высоцкого. «Однажды в ресторане появилась идея записать Володю на плёнку, - рассказывала Инна Кочарян, жена режиссёра. - Так и сделали. Поднялись к нам в номер и стали записывать Володю. Они с Левоном закрывались в комнате и никого туда не пускали. Как это было занудно: не ходи, не шуми, не разговаривай!
А они там записывали-стирали, стирали-записывали. Жаль, та самая первая плёнка не сохранилась».

Авария на шоссе

В Крыму Владимир Высоцкий снимался несколько раз. С конца ноября 1965-го по февраль 1966-го - в Ялте. Сюда съёмочная группа режиссёра Виктора Турова перебралась из Белоруссии, чтобы доснимать фильм «Я родом из детства», тот самый, где звучит песня «На братских могилах не ставят крестов…». Владимир Семёнович сыграл демобилизованного танкиста Володю. Увы, при монтаже ялтинские кадры с актёром вырезали.
В 1967-м - новые съёмки: в крепости Арбат в начале Арабатской стрелки, в Севастополе для фильма «Служили два товарища». Помните, Анатолий Папанов, игравший командира полка, говорит: «Что такое Крым во всероссийском масштабе? Так - кое-что, пупочка. Вот я её ладошкой прикрыл, и нет её на виду. Но так может рассуждать совсем глупый дурак…». Высоцкий играл в фильме белогвардейского офицера Брусенцова, сражавшегося за свою Россию, за свою правду. Пронзительные кадры отплытия последнего парохода с солдатами Белой армии из Крыма. Поручик Александр Брусенцов вынужден оставить своего коня, «предать боевого товарища, он со мной с шестнадцатого года». Конь бросается в море вслед пароходу, и герой Высоцкого, понимая, что всё кончено, стреляет в себя.
В 1968-м - новые крымские съёмки, случайные. Владимир Высоцкий и Марина Влади путешествовали на теплоходе по Крымско-Кавказскому маршруту, во время захода в Алушту решили навестить режиссёра Станислава Говорухина, снимавшего фильм «Белый взрыв» - о солдатах-альпинистах, пожертвовавших собой для спасения женщин и детей. Актёру режиссёр предложил сняться в эпизоде. По пути на съёмки чуть было и не произошла трагедия. Консультант Леонид Елисеев вспоминал: «Один из объектов, где снимались эвакуация населения и медсанбат, располагался неподалёку от перевала, через который проходит дорога Алушта - Симферополь (Ангарский. - Ред.). Немного правее, перед началом скального пояса, находится дорога, ведущая от старого селения к фруктовым садам. Здесь решено было отснять эпизод на командном пункте батальона. Мы вчетвером выехали немного позже. Слава, обернувшись к Марине, рассказывал о местах, которые мы проезжали. Дорогу к перевалу я знал хорошо и вёл машину на приличной скорости, но потом упёрся в грузовик. Он еле плёлся, а на всё время петлявшей дороге обходить его было опасно. Как только появился участок, где дорога просматривалась довольно далеко, а встречного транспорта не было, я быстро совершил обгон и перестроился в свой ряд. И в этот миг увидел, что, перекрывая мне дорогу, на шоссе из укрытия выскочил инспектор ГАИ с вытянутым вперёд жезлом. Прижимаясь к правой обочине, торможу, и тут - удар, скрежет… И мы видим, как, сознательно задевая мою машину, сминая заднее крыло, уезжает обогнанный грузовик». А Станислав Говорухин говорил потом: «Могли бы прогреметь на весь мир! Представляешь, газеты напечатали бы: «Вчера на горной дороге Алушта - Симферополь в автокатастрофе погибли звезда французского кино Марина Влади и известный певец-поэт Владимир Высоцкий, а также режиссёр-постановщик Говорухин и консультант фильма Елисеев». К счастью, повезло - по сути, спас их инспектор ГАИ.
В 1972-м Владимир Семёнович снова на съёмках в Крыму. В Евпатории, Саках и Ялте режиссёр Иосиф Хейфиц снимает фильм по повести Антона Павловича Чехова «Дуэль» - «Плохой хороший человек». Высоцкий играет зоолога Николая фон Корена, а в свободное от съёмок время пишет песню «Чёрные бушлаты» - о подвиге и трагедии десанта в Евпатории в 1942-м (часть съёмок проходила как раз неподалёку от памятника десантникам). Спустя четыре года, осенью 1976-го, уже не снимается, а записывает в Ялте - в филиале Центральной киностудии - пять песен: «Ну вот исчезла дрожь в руках», «Гимн морю и горам», «Становись моряком», «Этот день будет первым всегда и везде», «Шторм» - для фильма Станислава Говорухина «Ветер «Надежды». Больше на полуостров актёр и певец не приезжал.
В июле 1980-го его не стало.
А 35 лет назад, 28 января 1983 года Международный планетный центр (США) внёс в международный каталог под номером 2374 астероид «Владвысоцкий», находящийся между орбитами Марса и Юпитера. Внесли после смерти Высоцкого, но появился ещё при жизни: 22 августа 1974 года астроном Крымской астрофизической обсерватории Людмила Журавлёва открыла малую планету и назвала её в честь любимого певца и актёра.

Кстати

25 января в посёлке Грэсовский, по адресу: переулок Монтажников, 2, откроют мемориальную доску в память о том, что 50 лет назад, в 1968-м, Владимир Высоцкий выступал там на территории мехколонны №63. Кстати, в Симферополе поэт бывал часто, правда, по пути в аэропорт и обратно. Возможно, окончательно строки песни «Который раз лечу «Москва-Одесса» сложились именно здесь: «Однажды сидел в аэропорту во Внуково - мы летели в Одессу и никак не могли вылететь: то погрузят нас в самолёт, то выведут…
Я даже организовал забастовку сидячую в самолёте, но у нас появились штрейкбрехеры - и от холода убежали. Мы поднимали восстание, движение масс было гигантское. Это кончилось тем, что всё-таки мы улетели в Одессу, а посадили нас… в Симферополе».

Наталья ПУПКОВА.