Георгий Натансон: Крым мне дорог с детства

21 Декабрь 2017 837
Георгий Натансон на съёмках в Ливадии.
Георгий Натансон на съёмках в Ливадии.

И для крымчан Георгий Григорьевич стал дорогим человеком. Иначе и быть не могло. Он снимал фильмы, в которых отражались его светлая, добрая душа и романтический настрой, который не оставлял его до самого последнего дня - 17 декабря. Мастер ушёл на 97-м году.

Лауреатом Государственной премии СССР Георгий Натансон стал за сценарий спектакля «Они были актёрами», поставленного в 1973 году на сцене Крымского русского драматического театра им. М. Горького в память о профессиональном и человеческом подвиге симферопольских актёров-подпольщиков.
Во время одной из наших бесед в Ялте Георгий Григорьевич вспоминал:
- Героизм маленькой труппы симферопольских актёров потряс меня. В самое трудное для страны время, в смертельно опасной для себя ситуации они остались верны Родине, общей Родине всех наших народов. Актёры, о которых часто говорят - легкомысленный, лёгкий народ, показали глубину человеческого духа не на сцене, а в жизни... Когда мы стали ставить пьесу с тогда только что вступившим в должность директором Крымского академического русского театра Анатолием Новиковым, конечно, не ожидали грандиозного успеха. Работать было интересно, я со многими актёрами подружился, с Сашей Голобородько, нынче одним из ведущих актёров Москвы. Государственная премия была неожиданностью. Сама работа приносила счастье, а тут ещё такой финал!
С этого спектакля началась многолетняя творческая связь нашего талантливого современника с Крымом.
Народный артист, заслуженный деятель искусств России бережно хранил среди престижных наград статуэтку богини Деметры, которую ему вручили на первом Международном ялтинском фестивале в 1996-м году за вклад в отечественное киноискусство.
Вклад этот велик и значителен. Классика кинорежиссуры, создателя фильмов, многие из которых поистине шедевры, называют ещё и открывателем звёзд: в его «Шумном дне» мы впервые увидели на киноэкране совсем юного Олега Табакова, со «Старшей сестры» и «Ещё раз про любовь» началось триумфальное шествие актрисы театра и кино Татьяны Дорониной.
С фильмов Натансона начались кинокарьеры Марины Зудиной и Александра Домогарова. На VII Российском кинофестивале «Литература и кино» Георгий Григорьевич был награждён дипломом и премией «За прекрасные режиссёрские открытия актёров и создание глубоких, незабываемых образов в экранизациях отечественной литературы».
Кино он считал главным делом жизни, хотя судьба в кинематографе, в отличие от театральной, не была безоблачной. После фильма о коммунисте-карьеристе по сценарию Евгения Габриловича «Повторная свадьба», которую сняли с проката, режиссёра на пять лет отлучили от кино.
- Мне советовали покаяться, пообещать, что больше не буду касаться таких острых тем, но я не стал кланяться. Считал, что фильм правильный. Да и другие понимали это. Но… брежневское время, что тут скажешь…
- Тяжелее времени не было?
- Художнику во все времена нелегко. Сейчас вроде демократия, делай, что хочешь, - а сидим без денег, какие тут съёмки…
В жизни часто происходят непонятные, необъяснимые вещи. Когда задумали картину «Старшая сестра», ни один актёр - ни Татьяна Доронина, ни Инна Чурикова, ни Наталия Тенякова, ни Михаил Жаров - утверждён не был. Всех раскритиковали наши корифеи. Но картину мы всё же сняли. Автор пьесы  драматург Александр Володин сказал: мне за эту картину не стыдно. У картины был грандиозный успех.
Следующий его фильм «Ещё раз про любовь» по сценарию Эдварда Радзинского зрители приняли не просто тепло, а восторженно. Потому что речь в нём шла о чистоте, искренности человеческих отношений, о подлинном чувстве.
- Раскрою вам тайну маленькую, - с улыбкой сказал Георгий Григорьевич, вспоминая о съёмках. - Мало кто знает, что на роль Электрона пробовался Владимир Высоцкий. Очень горюю, что не сохранил те кадры. Володя ещё не был тогда тем Высоцким, которого мы знаем, не снимался в кино, начинал только работать на Таганке. Надел на пробы ботиночки на каблуке, чтобы быть выше Дорониной. Не сложилось...Возник молодой Саша Лазарев.
Представили сценарий в Госкино. И началось: что за пошлятина, как вы можете после «Старшей сестры» снимать такую картину антиморальную? Сняли всё же, несмотря на препоны. А дальше история развивалась так. Советский Союз никогда не участвовал в Колумбийском кинофестивале, а тут вдруг пригласили. Отправили одну конкурсную картину, а среди 12 внеконкурсных, для ознакомления, нашу. Нас с Дорониной, конечно, на фестиваль не пустили. Приёмная комиссия, посмотрев конкурсный фильм, его отвергла, попросила показать все картины и выбрала в конкурсную программу «Ещё раз про любовь». И картина завоевала Гран-при. Я, правда, приз только один раз видел в кабинете начальства. Это была почти двухметровая серебряная ваза с маленькой золотой дощечкой, на которой выгравировано: «Режиссёру Георгию Натансону за мастерство режиссуры и высокие моральные качества фильма». Где теперь этот приз - никому не известно. Затерялся...
Поводом для одного из приездов в Крым стали съёмки документальной ленты, посвящённой жизни Михаила Булгакова.
И в этом новом для него жанре Георгий Григорьевич был на высоте. В первом фильме
«Я вернусь…» трилогии о Булгакове показаны интереснейшие, малоизвестные страницы биографии выдающегося русского писателя, связанные с его пребыванием в Крыму в 1925-1930-годах, написанием романа «Бег». Картина принесла очередной приз - «За фундаментальный вклад в оте­чественную экранизацию» на кинофестивале в Гатчине. Второй фильм трилогии - «Михаил Булгаков на Кавказе» - отмечен премией «Золотой орёл».
При участии Г. Натансона созданы фильмы: «Куда уходили кумиры», «Главная роль для любимой актрисы», «Не сыграно, не спето» - о Владимире Высоцком. Последняя авторская работа Георгия Натансона - «Письмо к бабушке Уйне» в киноальманахе «Москва, я люблю тебя!».
На мой вопрос, что он считает главным в своём творчестве, Георгий Григорьевич ответил:
- Всегда стремился ставить пьесы, снимать фильмы доб­рые. Наша бурная творческая молодёжь сейчас подражает американскому кино с его безграничным, безудержным насилием, бандитизмом. Я думаю, все устали от антигуманных, бесчеловечных картин. Мне думается, что зрители соскучились по добрым фильмам, которые волнуют душу, окрыляют. Сколько можно показывать кровавые боевики, надуманные и никчёмные слезливые мелодрамы. Подражательность - не тот путь, по которому должно идти российское кино.
По фильмам Натансона - «Всё остаётся людям», «Посол Советского Союза», «Повторная свадьба», «За всё в ответе», «Валентин и Валентина» - сегодняшняя молодёжь может открыть для себя мир энтузиастов и романтиков, честных, принципиальных, любящих, жертвующих собой во имя высоких идеалов.
О Георгии Григорьевиче можно вспоминать и вспоминать. Думаю, об этом выдающемся человеке будет написана книга. Он того достоин. И это будет увлекательное повествование не только о судьбе конкретного человека, но и о времени, в которое ему довелось жить и создавать шедевры, вошедшие в золотую сокровищницу не только отечественного, но и мирового кино.
Помнится, 84-летний Георгий Натансон с грустью заметил: «Быстро жизнь проходит... Как кино…». Потом спохватился и с улыбкой продолжил: «Жизнь продолжается. Снимается кино».
 В 95 лет он делится планами: «Задумал снять картину о защитнице Таллина Ленине Варшавской, 17-летней студентке Гнесинского музыкального училища, сбежавшей на фронт. В бою при штурме эстонской столицы она спасла пятнадцать офицеров, а сама погибла. Считаю своим долгом рассказать о героине. Тема Великой Отечественной не отпускает».
Поздравляя мэтра отечественного кино с 95-летием, глава правительства России Дмитрий Медведев сказал, что его фильмы делают мир светлее и лучше. Это поистине так. И память о легенде театра и кино светла. Как светла его душа, его фильмы.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.