Как «Крым» снимали

О супертанкере и его первом фото

19 Декабрь 2017 1283
Супертанкер «Крым», снятый с риском для жизни. Вид с борта самолёта.
Супертанкер «Крым», снятый с риском для жизни. Вид с борта самолёта.

Нет, фотографий первого советского супертанкера на стапеле Керченского судостроительного завода «Залив» было много. А вот в море «Крым», находившийся на ходовых испытаниях, сфотографировать удалось только фотокоррес­понденту нашей газеты. Этот снимок открывал первый номер газеты в 1975 году.

В том году самый крупный корабль страны приписали к Новороссийскому морскому пароходству, а появился он 9 апреля 1974 года благодаря усилиям двух городов-героев - Ленинграда (танкер придумали в Центральном конструкторском бюро «Балтсудопроект») и Керчи (идею воплотили работники судостроительного завода «Залив»). В семидесятых годах прошлого века была целая серия советских супертанкеров проекта 1511 - «Крым», «Кубань», «Кавказ», «Кузбасс», «Кривбасс», «Советская нефть». Первенец - «Крым» - самый крупный: длина 295 метров, ширина - 45, высота борта - 25,4, водоизмещение - 180 тысяч тонн, запаса топлива хватит, чтобы почти обогнуть земной шар, а экипаж всего 36 человек. Казалось бы, такое огромное судно нельзя не заметить с воздуха, но нашему фотокорреспонденту Николаю Бондаренко пришлось несколько раз вылетать на его поиски, чтобы выполнить предновогоднее задание редактора газеты Владимира Бобашинского. Открыть номер на 1 января 1975 года большим снимком супертанкера решили на редакционной планёрке, причём показать корабль не просто в заводском цехе или при первом спуске, а уже на морском просторе. Фотокоррес­пондент предложил снимать с воздуха, редактор обеспечил в Керчи съёмку с самолёта. О том, как это удалось, Владимир Александрович рассказывал коротко: «Раз надо было, значит, надо. Помощники у «Крымской правды» были хорошие: в Керченской объединённой авиационной эскадрилье к просьбе отнеслись с пониманием, хотя и погода была нелётная, но поднялись в небо».
Подниматься, как рассказывал Николай Николаевич, пришлось несколько раз: хотя координаты корабля и передавались на борт, но разглядеть его за тучами удалось не сразу. «Почти час летали на
«Ан-2» над штормовым морем от мыса Такиль, что у юго-западной оконечности Керченского полуострова, и до Анапы, а найти супертанкер, который вторые сутки на ходовых испытаниях, не можем, - вспоминал наш фотокорреспондент. - Вернувшись на базу, в очередной раз связываемся с диспетчерской Керченского судостроительного завода, где получаем оперативную информацию о танкере. Новый вылет, последний день декабря, небо затянуто свинцовыми тучами, при такой облачности вылетать рискованно, но лётчики понимают ответственность задания - снимок для «Крымской правды».
К сожалению, имена лётчиков Николай Бондаренко не называл - блокнот с записью за давностью лет не сохранился, но зато рассказывал, как благодарен им был за то, что, не обращая внимания на непогоду, на праздничные столы, которые уже ждали их дома, помогли журналисту выполнить задание. «Сижу у открытой двери самолёта с тремя фотоаппаратами на шее и жду сигнала, - продолжал фотокор. - На мне пояс монтажника, длинной цепью соединённый со страховочным кольцом. Снова внизу лишь море, и вдруг подумалось, а не связаться ли с диспетчерской завода прямо с воздуха, чтобы получить самые свежие координаты. Отстегнул я цепь, пошёл в кабину. Лётчики согласились, установили связь, и вскоре комэск предложил взглянуть вниз: под самолётом величественно проплывал «Крым».
В тот раз на ходовых испытаниях отрабатывали случай, когда танкером управляет один человек. Уникальный винт корабля с лопастями, меняющими угол атаки, позволял экономно расходовать топливо, а при необходимости мог быть тормозящим устройством. Правда, чтобы с полного хода (скорость танкера 17 узлов - более 30 километров в час) остановиться, танкеру надо было пройти почти 20 километров. С воздуха наш корреспондент разглядывал капитанский мостик, который по размеру можно сравнить с танцевальной площадкой: он светился и мерцал разноцветными лампочками аппаратуры. «Снимал я в тот день много, - вспоминал Николай Бондаренко, - четыре раза облетели мы танкер со всех сторон. Вернулись на базу, всё нормально, задание выполнено, снимок в редакции, завёрстан, и номер уже в типографии. Новогодняя ночь. И вдруг меня охватило какое-то беспокойство, стал мысленно прокручивать события минувшего дня, и вдруг, словно молния пронзила: пристегнул ли я цепь к страховочному кольцу, когда, вернувшись из кабины пилотов, сел фотографировать перед открытой дверью. Честно, так и не вспомнил, возможно, пристегнул, а, возможно…
В любом случае, задание уже было выполнено, все, хоть и рисковали, но живы, а в праздничном номере «Крымской правды» на первой полосе вышел репортаж со снимком красавца «Крыма» на морских волнах».
В наши дни из шести супертанкеров, построенных в Керчи, сохранился лишь первенец «Крым». Остальные в середине девяностых прошлого века проданы в Бангладеш на металл. Впрочем, с 1989-го самый крупный корабль СССР уже не носит имя нашего полуострова, теперь его зовут «Chi Linh», и принадлежит он Вьетнаму, бороздя просторы не Чёрного, а Южно-Китайского моря. А в редакционном архиве «Крымской правды» сохранился самый первый черноморский снимок «Крыма».


Фото
Николая БОНДАРЕНКО.

Наталья ПУПКОВА.