Сохранить и приумножить достояние республики

15 Декабрь 2017 1339
Министр культуры РК Арина Новосельская.
Министр культуры РК Арина Новосельская. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Арина Вадимовна Новосельская, министр культуры Крыма, стала вторым гостем «Крымской правды» в нашей редакции на улице Набережной. Она рассказала много интересного о том, чем живёт полуостров, что нового происходит в музеях, библиотеках и других учреждениях культуры. У одного из самых крупных министерств Крыма много задач, которые успешно решаются из года в год.

Министр культуры Крыма начала с поздравлений - в начале 2018 года «Крымская правда» отметит своё столетие. Арина Вадимовна пожелала успеха и процветания респуб­ликанской газете и добавила, что следующий этап - это тысячелетний юбилей. А пока Министерство культуры Крыма готово во всём поддержать наше издание, способствовать тому, чтобы праздник прошёл ярко и красиво.
От поздравлений перешли к актуальным задачам. Арина Вадимовна подробно рассказала о том, как меняются парки и дворцы полуострова. Объяснила, почему Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского должна иметь рес­публиканский статус, а не муниципальный. На все вопросы нашей редакции она ответила подробно и информативно.

О культуре

2014 год стал знаковым для всего полуострова. Изменения коснулись и Министерства культуры. Объекты, которым более 20 лет не уделялось должного внимания со стороны государства, начали ремонтировать и реставрировать.
В сёлах полуострова числятся около 600 клубов, примерно столько же в Крыму городских и сельских библиотек. Об одной из самых лучших - Крымской республиканской универсальной научной библиотеке им. И. Я Франко - можно говорить долго. Также министерство уделяет много внимания развитию театров. Все они - академические, поэтому гордиться ими может каждый крымчанин.
Помимо этих учреждений, на полуострове работает прекрасно развитая музейная сеть. 35 музеев, из которых 15 отнесены к ведению ведомства, радуют крымчан яркими и познавательными выставками. Посетить их может любой желающий, а для детей вход бесплатный.
- Министерство культуры занимается и дворцами. Конечно, некоторые подобные объекты в Санкт-Петербурге или Москве могли бы затмить наши по убранству, но у нас есть важное преимущество, - пояснила Арина Новосельская. - Когда в Крыму выходишь на балконы этих дворцов, то перед собой видишь море, парки и горы. Именно это делает наши объекты особенными.
Арина Вадимовна отметила, что сейчас дворцы и парки активно восстанавливают. На протяжении более чем двадцати лет украинского периода для этих сооружений делалось ничтожно мало. С одной стороны, это был минус, но, с другой, и плюс. Дворцы и парки оставались такими, как есть: в них не велись работы, никто ничего не ломал, не строил. Это позволяет сейчас показывать жителям полуострова и туристам особые помещения в каждом дворце. Их первозданное убранство отмечают многие реставраторы, которые приезжают в Крым.
В ближайшие годы дворцы станут ещё красивее. Подготовлены проекты по реставрационным работам, поэтому в скором будущем можно будет увидеть перемены. И это лишь часть задач, которые решает министерство. Объём работ у него - огромный.
- На сегодняшний день в Крыму более 15000 объектов культурного наследия с учётом пообъектного состава, а также объектов археологического наследия и подводных памятников истории и культуры, что делает Крым уникальным регионом Российской Федерации.
Министр культуры отметила, что выполнен огромный объём работы по оформлению имущественных прав на объекты недвижимости и земельные участки, переоформлению границ объектов культурного наследия и охранных зон памятников. Эти процессы не видны рядовому обывателю, но крайне важны, так как это единственный правовой инструмент, с помощью которого обеспечивается максимальная сохранность культурного достояния нашей страны и республики. Конечно, эти процессы долговременны и требуют значительных финансовых ресурсов, но средства на них ежегодно выделяются.
Что касается прибыли, которую приносят учреждения культуры, то Арина Вадимовна отметила, что в первую очередь деньги тратятся на обеспечение безопасности и сохранности культурного наследия полуострова.
Также внушительная часть прибыли расходуется на обеспечение надлежащих условий в фондохранилищах и выставочных залах музеев, книгохранилищах библиотек и оснащение других помещений. Заработная плата и укрепление материально-технической базы учреждений культуры тоже являются существенной частью расходов. Однако приоритетной задачей министерства неизменно остаётся вопрос сохранения, изучения и представления нашего многовекового культурного достояния.
В качестве примера, как меняются наши учреждения культуры, министр привела Симферопольский художественный музей. В настоящий момент в его фондах находятся около 9000 произведений искусства. К сожалению, из-за нарушений условий хранения музейных предметов в украинский период существования музея большая часть уникальной коллекции оказалась перед угрозой потери художественной ценности, многие живописные полотна сейчас нуждаются в серьёзной реставрации, которая будет планово и в оперативном порядке осуществляться в ведущих реставрационных мастерских России и в Крыму. Уже выполнено переоборудование фондовых помещений музея. Сейчас в здании сделан хороший ремонт, у каждой картины появился свой «дом» с особой температурой и подвесной системой, что значительно упрощает доступ к предметам для учёта, мониторинга состояния и изучения уникальных произведений живописи и графики.
- Да, возможно, крымчане не видят всю нашу работу. Но мы многое сделали для охраны, для защиты произведений искусства. Нам нужно теперь навести глянец на отдельных объектах и всё, - добавила Арина Вадимовна.

Воронцовский дворец

О мемориальном Воронцовском дворце. Это великолепное сооружение и его парковый комплекс - изюминка Алупки, а также главная достопримечательность не только приморского городка, но и всего Южнобережья Крыма.
Дворец и парк требуют постоянного внимания. За средства федерального бюджета уже были отремонтированы кровля и аварийные лестницы, восстановлены подпорные стенки. Около 133 миллионов рублей ушло на ремонт запасного коллектора. Ещё примерно 250 миллионов необходимы на работы с так называемым «южным» коллектором. Он считается основным, но пока находится в плачевном состоянии.
Неотъемлемой частью дворца является уникальный парк, который, к сожалению, воспринимается крымчанами не как объект садово-паркового искусства, а как место для проведения пикников, отдыха, выгула домашних животных. В парке давно протоптаны «народные тропы», которые портят внешний вид и сводят на нет замысел великих мастеров, создавших в XIX веке этот бриллиант усадебной культуры, что недопустимо и наносит непоправимый ущерб объекту культурного наследия федерального значения. Отчасти поэтому в министерстве рассматривают возможность закрытия парков на ночь, с 00.00 до 05.00 каждый день, чтобы снизить антропогенную нагрузку и обеспечить должный санитарный и технический режим.
- У нас нашёлся спонсор для создания хорошего освещения в этом парке. Но как только мы закончим работы и летом включим фонари, по этой территории начнут ходить все, кому не лень. И, возможно, даже на газонах спать будут. Мы это видим из года в год. Более того, каждый день Воронцовский дворец вывозит два КамАЗа мусора! - возмутилась Арина Вадимовна.
Несколько слов она сказала и про охрану парков. Как бы к этому ни относились крымчане и гости полуострова, за порядком нужно следить. К сожалению, распространена практика, когда в парках высаживают цветы, но буквально в течение первого часа их уже выкапывают охочие до чужого добра люди.

Ливадийский дворец

По коридорам дворца и его мраморным лестницам много лет назад ходили члены августейшей семьи Романовых. Во время Великой Отечественной войны в стенах дворца состоялась встреча трёх мировых лидеров - Сталина, Черчилля и Рузвельта. После войны историческое здание стало любимым местом для съёмок кинофильмов. Однако без срочного вмешательства специалистов история архитектурного памятника могла бы закончиться. Особенно с учётом того, что этот объект пережил многое на протяжении последних ста лет. Из красивого дворца сначала даже делали санаторий, его грабили несколько раз. И только чудом до сих пор сохранились уникальные помещения, к которым, к примеру, относится кабинет Николая II.
Многие крымчане заметили, как изменился парк этого дворца в последнее время. Сотрудникам Министерства культуры и Ливадийского дворца приходилось трудиться в прямом смысле слова днём и ночью.
В результате были убраны сухие деревья, засеяна газонная трава, появились зелёные лужайки. Восстановлено асфальтовое покрытие на многих дорожках в парке. Это даже отметил глава Республики Крым Сергей Аксёнов во время одного из своих приездов. Он пообещал, что до самого моря будут сделаны красивые дороги, особенно преобразятся спуски к воде.
Пока непонятно, что ждёт лифты, расположенные в скале. Для их ремонта требуется внушительная сумма денег, которой у министерства пока нет. Кроме того, возникает вопрос, действительно ли нужно ими срочно заниматься? Если в парке будут сделаны все дорожки, в лифтах не будет острой необходимости.

Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Много слов было сказано и про галерею великого художника. Арина Вадимовна настаивает на том, что муниципальная галерея должна стать респуб­ликанской. Но у этой идеи почему-то до сих пор есть ярые противники.
- В крымских городах есть люди, которые занимают позицию «а я против». И это касается галереи в том числе. Мы боремся за то, чтобы картинная галерея была передана в управление республики. И я хочу отметить, что при этом ни одна из картин, которые являются культурным достоянием всей Российской Федерации, никуда не уедет! Но почему-то находятся люди, которые категорически против этого. Как будто мы возьмём и краном перенесём здание целиком в Симферополь, - пояснила Арина Вадимовна.
Она отметила, что пока существуют различные сложности. Финансирование города не обеспечивает все потребности галереи. Кроме того, на уровне муниципалитета не решаются важные задачи. Также приходится довольно долго ждать ответа на запросы от министерства, адресованные муниципальным властям.
Феодосия сегодня тратит на галерею около девяти миллионов рублей. Это ничтожно маленькая сумма. К примеру, в Алуште успешно работает миниатюрный литературно-мемориальный музей С. Н. Сергеева-Ценского, который был передан в ведение республики. На него министерство тратит около 17 миллионов рублей ежегодно. Притом, что литературные музеи в силу специфики своих коллекций не могут сравниться в популярности с творчеством и наследием великого живописца с мировым именем, которое требует качественно иного подхода в представлении музейных предметов и режиме их охраны.
- Шум в социальных сетях необходим только для того, чтобы бросить фейк, заработать дешёвую популярность, а потом монетизировать её, использовать в своих личных интересах и исключительно на собственное благо. И так, к сожалению, действуют несколько человек в Феодосии. Мне рассказывают, что недовольные ходят буквально по квартирам и подогревают этот нездоровый интерес к статусу галереи, - пояснила Арина Вадимовна.
А тем временем условия хранения и экспонирования величайших произведений искусства финансируются скудно, что сказывается на состоянии залов и зданий галереи в целом. Стоимость ремонта этих зданий - половина годового бюджета Феодосии. Только республиканские и федеральные программы помогут открыть для галереи новые возможности. Это оптимальное решение для всех, но почему-то здравые доводы министерства слышат немногие. 

Пушкинский музей

- О Музее А. С. Пушкина в Гурзуфе. Предыдущий руководитель учреждения считалась прекрасным пушкинистом, однако как администратор, по мнению Министерства культуры, справлялась далеко не со всеми задачами. Множество мемориальных писем, небольших, но значимых вещиц были переданы в другие музеи. Но ведь это наши сокровища, наше достояние. Мы не нашли книг бухгалтерского учёта, были вопросы со стороны налоговой. Нам понадобилось время, чтобы поставить всё на учёт, устранить недоработки. Существовал проект создания на базе Музея А. С. Пушкина в Гурзуфе филиала Пушкинского музея в Москве, но мы приняли решение сохранить самостоятельность учреждения и создать новый республиканский музей-заповедник, объединивший мемориальное наследие двух величайших писателей России -
А. С. Пушкина и А. П. Чехова.

Образовательные учреждения

В ведении Министерства культуры Крыма на данный момент три учреждения образования в сфере культуры и искусств. За последние годы особенно преобразилось Симферопольское музыкальное училище им. П. И. Чайковского, которое превратилось в белый корабль музыки. За относительно небольшие деньги был сделан полный капитальный ремонт музучилища. Он был выполнен впервые за сорок лет существования здания. Кроме того, были закуплены современные музыкальные инструменты.
- Студенты должны играть на хороших инструментах. И я хочу отметить, что значительную часть нам подарили спонсоры. Поэтому у нас во всех 69 детских музыкальных школах и школах искусств Крыма обновились хотя бы частично инструменты. Кстати, в училище впервые за 25 лет заработал гардероб, было сделано великолепное фойе. Также обновлена сцена, мы заменили концертный занавес, создали порталы для выхода детей. В следующем году зал будет закончен, - сказала министр культуры Крыма.
Она уверена, что люди должны приходить на представления в вечерних платьях и не бояться замёрзнуть. Поэтому сейчас много внимания уделяется системе кондиционирования, отоплению зданий. Министр культуры уверена, что в комфортных условиях совершенно по-другому воспринимается любая программа.
По её мнению, дети должны заходить в красивые классы. Сейчас они могут раздеться в гардеробе, поставить на полочки свои инструменты, сложить в шкафчики свои ноты. Преподаватели отмечают, что дети начинают даже по-другому себя вести. Конечно, они не играют абсолютно гениально после того, как попали в такие современные условия, но иначе говорят, меньше шумят, более сосредоточены. Раньше им приходилось сдавать академические концерты буквально в шубах, варежках и сапогах.

Сельские Дома культуры

- Я считаю, что нужно восстанавливать то, что у нас есть. Модульные дома культуры выглядят прекрасно, когда их только сдают. Но с годами такие здания выглядят не слишком хорошо. Понятно, что это быстрое и недорогое решение, но оно не подходит в долгосрочной перспективе, - высказалась Арина Вадимовна по проблеме восстановления Домов культуры в сёлах.
Она считает, что в Крыму нужны и так называемые каменные дворцы. В качестве примера она привела судакскую Щебетовку и Михайловку в Нижнегорском районе. Министр уверена, что они могут дать фору даже городским учреждениям.
- Кое-где нужно сделать кровлю, подлатать, и здания будут стоять ещё сто лет. Конечно, нам нужно финансирование. Но могу сказать, что уже на 800 миллионов рублей клубы сделали проекты, в следующем году они получат финансирование на различные виды работ в сельских домах культуры. И я скажу, что многое зависит от главы того или иного района. Сразу видно, кто и как относится к культуре.

Деньги есть. Но нужно больше

Несмотря на значительное количество позитивных изменений, вопрос финансового обеспечения учреждений культуры всё равно остаётся актуальным. Так, министр сообщила, что крупные музейные учреждения Республики Крым, такие, как Ханский, Воронцовский и Ливадийский дворцы, более чем на 70 % обеспечивают свою деятельность за счёт заработанных средств, из бюджета они получают около 27% от потребности. Для крупных федеральных музеев пропорция абсолютно другая. Тот же Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге на каждый заработанный своей деятельностью рубль из бюджета получает полтора. Безусловно, такие учреждения культуры могут себе позволить многое, что пока невозможно в Крыму.
- Сейчас мы пропускаем огромное количество людей до 18 лет на безоплатной основе в наши музеи. И зачастую экскурсионное обслуживание также не оплачивается, при том, что расходы учреждений не уменьшаются: выплачивается заработная плата экскурсоводам, смотрителям, научным сотрудникам и другому персоналу. Мы ведём работу по созданию механизма компенсации этих затрат, и для этого много не требуется, но мы часто слышим: мол, вы столько зарабатываете, куда вам ещё давать. Но на федеральном уровне другое отношение. Если ты много зарабатываешь, ты получаешь ещё больше, чтобы развиваться дальше. Движение вперёд - это расширение экспозиционных залов, новые объекты показа, выставочные проекты, издание альбомов и путеводителей, ведь то, что мы видим, - это не более 5% от общего числа предметов в наших запасниках.
В целом беседа с Ариной Новосельской показала, что у Министерства культуры Крыма большие перспективы. Многое уже сделано, многое предстоит совершить. Можно не сомневаться, что всё получится. Ведь все действия сотрудников ведомства направлены на то, чтобы сохранить и приумножить культурные богатства полуострова.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.