Операция «Трест»

Как контрразведка монархистов выявляла

9 Декабрь 2017 1192
Артур Христианович Артузов (слева) - чекист, один из основателей советской разведки и контрразведки, куратор операции «Трест» и воплотивший его образ в кино Армен Джигарханян.
Артур Христианович Артузов (слева) - чекист, один из основателей советской разведки и контрразведки, куратор операции «Трест» и воплотивший его образ в кино Армен Джигарханян.

Владимир Ильич Ленин называл Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК), созданную в 1917-м, «разящим орудием против бесчисленных заговоров, бесчисленных покушений на Советскую власть». В 1922-м ВЧК переименовали в ГПУ - Государственное политическое управление при Народном комиссариате внутренних дел РСФСР, ещё через полтора года переименовали в Объединённое государственное политическое управление при Совнаркоме СССР. За столетнюю историю ведомства менялись его названия, но основные задачи - борьба с врагами страны, раскрытие заговоров, забота о государственной безопасности - остаются неизменными. Как и символ службы, вот уже 22 года именуемой ФСБ, - щит и меч. Щит надёжно защищает Отечество, меч всегда готов покарать врагов государства. «Крымская правда» совместно с Управлением Федеральной службы безопасности России по Республике Крым и Севастополю начинает серию публикаций об истории чекистской организации.

Первый юбилей

Десятилетие ведомства отметили в 1927 году. В номере за 20 декабря «Красный Крым» (так тогда называлась «Крымская правда») рассказал, что в Государственном драматическом театре состоялось «торжественное заседание, посвящённое 10-летию органов Всероссийской чрезвычайной комиссии - Государственного политуправления и 7-летию органов ЧК - ГПУ Крыма. Строители, печатники, рабочие заводов «Кость» и «Крымстекло», железнодорожники, работники пищевкусовой промышленности, просвещенцы, работники симферопольского трамвая - пришли с подарками юбиляру. Товарищ Чигринцев от лица работников трамвая преподносит трансформаторную будку с пожеланиями «трансформировать врагов рабочего класса». За ним рабочий стек­лянного завода товарищ Кубша преподносит «ГПУ - красному фильтру» скромный подарок, выдутый лёгкими рабочих завода, - стаканы и стеклянные шары с соответствующими надписями. Строитель товарищ Лидский преподносит мраморную доску, на которой высечено: «Верному стражу Октябрьских завоеваний - ГПУ Крыма». Дар милиции Крыма - портрет Феликса Дзержинского в великолепной массивной раме».
Увы, руководителя ВЧК-ОГПУ уже не было. В номере за 22 июля 1926 года «Красный Крым» вышел с траурной рамкой на первой полосе - «20 июля в 16 часов 40 минут от разрыва сердца скончался председатель ВСНХ (Высшего Совета народного хозяйства. - Ред.) и ОГПУ СССР товарищ Феликс Эдмундович Дзержинский». На странице - портрет и материалы, посвящённые памяти чекиста.

Ловля на живца

Памяти Феликса Дзержинского его коллеги посвятили и завершение операции «Трест», которую он разрабатывал ещё с 1921 года, чтобы выявить антибольшевиков и монархистов, раскрыть планы монархического политического центра в эмиграции, чьи лидеры мечтали об историческом реванше. Для этого на Лубянке приняли решение о создании подставной нелегальной организации - «Монархическое объединение центральной России» (МОЦР). Её руководителями объявили в действительности сотрудничавших с новой властью авторитетных ещё царских генералов - преподавателей Военной академии имени Фрунзе Андрея Медардовича Зайончковского и Николая Михайловича Потапова. «Игра» преследовала цель - выйти на связь с эмигрантскими центрами, а затем снабжать их дезинформацией, навязывать выгодную для Советской России тактику действий и даже во многом установить над ними контроль. Параллельно с этим при помощи МОЦР чекисты планировали установить контакты с иностранными спецслужбами и выявить их агентуру.
В 1922 году в Берлине состоялась встреча высокопоставленного работника Наркомата внешней торговли и тайного сотрудника ГПУ Александра Александровича Якушева с представителями белого движения. Он вёл переговоры от лица МОЦР и смог завязать деловые отношения с бежавшим из Крыма в 1920-м генералом Петром Николаевичем Врангелем, а также генералами Александром Павловичем Кутеповым, Евгением-Людвигом Карловичем Миллером. Они даже отправили в Россию своих посланников, на которых «Монархическое объединение центральной России» произвело сильное впечатление. Большая часть эмиграции поверила, что в России на самом деле на многие посты в армии и правительстве проникли противники большевизма, которые способны в будущем полностью подчинить себе Вооружённые силы и государственную администрацию, совершить переворот с возвращением к империи.
С помощью МОЦР чекисты на протяжении нескольких лет смогли навязывать эмиграции свои правила игры. Заставить их понять, что «террор не достигает своей цели, а потому недопустим», «совершенно недопустимы экспроприации и грабежи», надо отказаться от мелких местечковых восстаний и «беречь силы для более серьёзных организованных действий». Таким образом удалось предотвратить многие террористические акты и мятежи. Взамен же белогвардейскому движению в эмиграции давались лишь эфемерные заверения о растущем могуществе антисоветского подполья и его будущем триумфе. Псевдомонархическая партия «Трест», как для конспирации называлась она в «тайной» переписке с деятелями эмиграции и представителями иностранных разведок, настолько вызывала доверие, что ею заинтересовался даже столь матёрый профессионал, как ас шпионажа, британский разведчик, горячий сторонник использования терроризма в качестве ведущего метода борьбы против социалистического государства Сидней Рейли (кстати - уроженец Одессы, перед тем как перебраться за границу, инсценировавший самоубийство в Одесском порту). Поверив в реальность «Треста», Рейли в письме на его адрес в апреле 1925 года старался убедить руководителей МОЦР в необходимости проведения масштабных кровавых акций: «Я уверен, что крупный террористический акт произвёл бы потрясающее впечатление».
В Москве приняли решение заманить Рейли с помощью МОЦР в СССР. В ночь с 25 на 26 сентября 1925 года английский шпион вместе с Якушевым нелегально перешёл советско-финскую границу. При этом была инсценирована перестрелка и «гибель» британца, ставшего согласно чекистской легенде «жертвой случайного столкновения с пограничниками». На самом деле Рейли арестовали и после допросов расстреляли на основании приговора, вынесенного ему ещё в 1918-м, как участнику заговора против РСФСР британского дипломата Роберта Локкарта. Полностью операция «Трест» была завершена в 1927-м, а в мае 1968 года на экраны вышел четырёхсерийный детектив сценариста Александра Юровского и режиссёра Сергея Колосова, который так и назывался - «Операция «Трест».

Наталья ПУПКОВА.