Имение Боран-Эли

5 Декабрь 2017 2186
Сохранившийся дом.
Сохранившийся дом.

Некогда принадлежавшая знаменитому художнику-маринисту Ивану Айвазовскому усадьба находится на территории современного села Каштановка Приветненского сельского поселения Кировского района. Здесь бережно сохраняют память об истории места общения творческой богемы Серебряного века.

Имение Боран-Эли в двух километрах от Феодосии было приобретено Айвазовским в конце XIX-го века. После смерти художника по завещанию оно перешло его старшей дочери Елене Латри. В 1905 году в подаренном матерью имении поселился талантливый внук Айвазовского - живописец и керамист Михаил Пелопидович Латри.
Боран-Эли, как и другие усадьбы, перешедшие от Айвазовского к внукам - Шах-Мамай, Ромаш-Эли, Сурбаш, - славилось гостеприимством. Утопающая в зелени центральная усадьба с живописной беседкой в мавританском стиле, каскадом озёр, в которых плавали лебеди, была любимым местом встреч творческой интеллигенции. Стены дома помнят голоса Константина Богаевского, Максимилиана Волошина, Алексея Толстого, Аристарха Лентулова, Вениамина Белкина, сестёр Аделаиды и Евгении Герцык.
Революция лишила наследников великого художника их владений. Многие из его потомков эмигрировали.
- 18 мая 1948 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР Боран-Эли переименовали в Каштаны. После ликвидации Старокрымского района село переподчинили Кировскому району, а позже присоединили к Приветному, - рассказывает сотрудник управления культуры администрации Кировского района Лариса Вербицкая. - Таким образом, три бывших имения Айвазовского оказались на территории Приветного. Но сохранилось до наших дней только одно из них - Боран-Эли. Администрация села старается привлечь внимание широкой общественности к восстановлению исторического памятника. Мы с главой Приветненской администрации Александром Михневичем участвовали в работе музейного семинара «Время и пространство «Genius loci» в музеях-заповедниках» в рамках симпозиума «Волошинский сентябрь», где рассказали об истории уникального места, о людях, жизнь и творчество которых было с ним связано. Нет никакого сомнения в том, что здесь должен быть создан музей. Начало положил подарок потомков знаменитого рода по линии супруги Михаила Латри Юрия и Натальи Арендт: памятная доска для исторического здания.
- Моя бабушка Ариадна Александровна Арендт отмечала, что начала заниматься искусством под руководством Михаила Латри, в имение которого её привозили каждое лето. Она очень тепло отзывалась о художнике и своей тёте, жене Михаила Пелопидовича, - рассказывает художница Наталья Арендт. - Наблюдая за работой Михаила Латри в гончарной мастерской, она увлеклась этим видом искусства, а когда подросла, выбрала скульптуру своей профессией. Позже Ариадна Александровна вспоминала: «Общество, собиравшееся в Боран-Эли, состояло из людей творческого труда, там они работали и отдыхали. Из Коктебеля, Старого Крыма и соседних имений друзья съезжались в старинный дом Михаила Пелопидовича Латри. Завсегдатаями и дорогими гостями были Максимилиан Волошин, Алексей Толстой, Богаевский, астрономы Цесарский и Штюрмер, сёстры Цветаевы и многие другие. Вечером все сходились в гостиной, где моя тётя Ариадна Николаевна пела свои романсы. Большая часть гостей была та же, что и у Волошиных. Это было знакомство и дружба домами».
Владелец Боран-Эли Михаил Латри был заметной фигурой в русском искусстве. Специалисты отмечают, что он своим дарованием и многими чертами характера был ближе всех внуков Айвазовскому. Что неудивительно: появившийся на свет 31 октября 1875 года в Одессе, мальчик рос в доме деда в Феодосии. Любимым занятием было наблюдать за работой деда в мастерской, гулять с ним вдоль моря и по улочкам старинного города.
Заметив способности внука, проявлявшего интерес к искусству с раннего детства, Айвазовский определил его в пейзажный класс Императорской Академии художеств к непревзойдённому мастеру света Архипу Куинджи, который он с успехом окончил. Учёбу продолжил в Мюнхенской художественной школе Холлоши и Ферри-Шмидта. Стал активным участником выставок в Академии художеств в Петербурге и Москве, Венского Сецессиона. Вошёл в число учредителей «Нового общества художников», участвовал в крупнейшем творческом объединении «Мир искусства». В начале 1900-х годов Латри заведовал Феодосийской картинной галереей. Михаил был единственным в дореволюционном Крыму, кто профессионально занимался керамическим искусством. Его произведения экспонировались на крупных выставках в Москве, Петербурге, Киеве.
Достойный ученик своего гениального деда, он вошёл в историю русского и мирового искусства как живописец-маринист, работам которого свойственен импрессионистический подход с погружением в постоянно изменяющуюся атмосферу окружающего.
Произведения, хранящиеся в Феодосийской картинной галерее, Военно-Морском музее (Санкт-Петербург), Симферопольской картинной галерее и Московском государственном музее им. А. С. Пушкина, свидетельствуют о высокой значимости работ художника.
Самая большая коллекция - более 500 живописных, графических и керамических работ Михаила Латри - хранится в Феодосии, в Национальной картинной галерее им. И. К. Айвазовского.
Революция круто изменила жизнь и судьбу Михаила Латри (как и других внуков великого мариниста). В 1920-м с первой волной русской эмиграции он вместе с женой Ариадной Николаевной Арендт навсегда покидает Крым. Пристанищем для них стали сначала Афины, затем Париж. В столице Франции он создал декоративно-художественную мастерскую, в которой работали соотечественники-россияне, оказавшиеся в эмиграции.
Умер Латри в 1941 году, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.