«Сквернословие в младших классах меня повергает в шок»

1 Декабрь 2017 976
Галина Павловна Гузанова и её ученики.
Галина Павловна Гузанова и её ученики.

Какая она - современная школа? Что мы потеряли после развала СССР? Какие сейчас родители и ученики? Тяжело ли работать учителем? Об этом и многом другом мы поговорили с Галиной Гузановой, директором севастопольской школы №57 с музыкально-хоровым профилем обучения. К этому руководителю выпускники приводят своих детей, прося лишь об одном: «Будьте директором как можно дольше!». Галина Павловна около 50 лет отдала школе. Она скромный и непубличный человек, но мы попросили её высказать своё мнение о школе, которая в Крыму прошла через три периода: советский, украинский и российский.

- Галина Павловна, скажите, пожалуйста, какую систему образования именно вы считаете лучшей?

- Категорично говорить в пользу какой-то системы нельзя. Но если сравнивать… когда идёт перестройка чего-либо, нельзя забывать о том, что было накоплено. Я считаю, что советская система была мощной, сильной, давала качественное образование. Наверное, не только за счёт того, что было много грамотных, хороших учителей. Воспитательный процесс всё равно строился так, что мы должны были дать ребёнку знания, научить его быть гражданином и научить трудиться. И это была стабильная система. Со стабильными программой и учебниками.

- Как вы могли бы оценить сейчас атмосферу в школах, насколько она отличается от советских лет? От того, что было десятки лет назад?

- Я ностальгирую по тем советским временам, когда в нашем обществе было настолько высоко уважение к старшим… когда авторитет взрослого постороннего человека в обществе для молодых был значим. Разве сейчас можно сделать замечание молодым людям? Хорошо, если они не обратят внимание и пойдут дальше. А ведь можно услышать и очень нелицеприятные высказывания. Кто переведёт старушку через дорогу, уж простите меня за такую банальность? Кто поднесёт тяжёлую сумку пожилому человеку? Единицы! Что плохого было в трудовом воспитании? Когда дети убирали классы, работали на пришкольном участке. Сейчас некоторые родители заявляют, что мы эксплуатируем их детей, будто они рабы. Подождите, а кто должен делать что-то для этого ученика? Техничка? Она, конечно, убирает, но ребёнок должен учиться в чистоте и уважать труд технички. Надо ценить труд этого человека. Но многие идут и бросают бумажки на улице, щёлкают семечки. И я не могу понять, почему так произошло. Когда был развален Советский Союз, как быстро исчезли ценности…

- А как вы относитесь к большому количеству гаджетов у детей? Они ведь и в школе пользуются техникой. Как это влияет на их учёбу?

- Я понимаю, что мир меняется. Информационное поле велико сейчас, в потоке информации сложно разобраться и детям в том числе. Мир развивается, это нужно понимать. Дети обладают колоссальной информацией, но не научены её фильтровать - это тоже проблема. Они теряются в силу своей неопытности, у них недостаточно развиты ещё сила воли, внимание. Не каждый ребёнок может собраться и сказать: я знаю, как мне двигаться дальше, мне дали основы, а дальше я сам расширяю свои познания в той или иной области. Телефоны, планшеты, смартфоны и так далее… Всё это мешает в определённой степени. Дети почти перестали читать, а раз ребёнок не читает, особенно классическую литературу, он не может стать грамотным.
Я не говорю обо всех детях, но такой риск есть. К сожалению, несмотря на большое количество часов по русскому языку и литературе, с трудом значительную массу детей мы заставляем читать. Именно заставляем! Читать и учить наизусть поэзию. И самое страшное, что это не надо не только многим детям, но и многим родителям.

- В последние годы значительно вырос спрос на репетиторов. Складывается ощущение, что дети не могут поступить в вуз без большого количества дополнительных занятий.

- Когда я поступала в институт по школьной программе, у нас не было репетиторства и никто об этом даже не думал. Мы шли в институты, и там проводились вступительные экзамены на основании знаний школьной программы. Сейчас в большинстве своём ребята поступают, особенно это ощущалось при Украине, выполняя те задания, которые в школьную программу вовсе не были включены. Это неправильно. Есть специализированные школы и классы - это правильно. Но их меньше, чем общеобразовательных школ. Поэтому я считаю, что поступать дети должны на основании только школьной программы. Более того, я хочу сказать, что есть дети, которые открыто говорят: я ставлю себе минимум для получения аттестата - учиться на «тройки» и всё. Потом родители наймут мне репетиторов, я поступлю на коммерческой основе, буду учиться и закончу институт. Но зачем тогда идти в десятый класс, брать государственные деньги на обучение конкретного ребёнка?

- Раз произошли такие изменения, поменялась не только система, но и люди. Родители, например. Какое у них отношение к школе сейчас?

- Я могу сравнить с тем перио­дом, когда мы были в составе Украины. Тогда государство не позволяло школе создавать материальные ценности. Мы могли развиваться во многом только благодаря родителям, нам почти не давали денег из бюджета. Мамы и папы ремонтировали школы, сдавали деньги на мебель, на покупку чего-то из технических средств. При этом в нашей школе не было жалоб. Возможно, это было потому, что вопросы решались иначе. Вас что-то не устраивает в школе? Вы поговорили уже в школе? Если нет, так идите и разговаривайте, решайте вопрос. Сейчас всё по-другому. Родители могут напрямую писать президенту. Причём пишут часто что-то из серии «моему ребёнку порвали брюки», и всё! Президент должен срочно разбираться. Это же абсурдно! Я понимаю, что бывают принципиальные вопросы, по которым и нужно обращаться выше, но это частности.

- Сейчас много говорят о том, что детей нужно жалеть, им нельзя большую нагрузку, они чуть ли не рассыплются. Такого тоже ведь не было раньше.
Я помню, как мыла окна и парты в школе, как мы вскапывали землю на участке перед школой.

- У нас есть много детей, которые вообще ничем не заняты. Их невозможно затащить на внеурочные занятия, и обидно, что родителям это безразлично. Вот мотается их чадо по району где-то, шатается, уроки не делает, не развивается. И мы слышим: «Дайте свободу личности! Не насилуйте моего ребёнка!». А потом через 5-10 лет этот милый ребёнок будет заявлять родителям - кормите меня, одевайте, содержите. Почему так происходит? Это ведь и потребительское отношение родителей к государству. Ребёнок формируется не в школе, а в семье. Мы стараемся сформировать уважение к родителям, а в ответ получаем: «Да что ты слушаешь этого учителя!». Хочу подчерк­нуть, что это не категоричное высказывание. У нас много в школе родителей, которые занимаются воспитанием детей. Когда идёт такой школьник, который и место уступает, и помощь предлагает, то и душа радуется. Вот смотришь на них, и появляются дополнительные силы.

- Вы заговорили о школьниках. Какие они сейчас? Чем они отличаются от советских и украинских учеников?

- Смотрите, у нас раньше были пионерская и комсомольская организации. Дети учились так: сначала всё для общества. То есть общественное выше личного. О себе они думали в последнюю очередь, как пелось в песне: «Прежде думай о Родине, а потом о себе». Но в 90-х годах всё это разрушили, а ничего нового не создали. Появился вакуум, который должен быть чем-то заполнен. Все эти годы при Украине родители были вынуждены заниматься любой работой, лишь бы прокормить семью и получить хоть что-то. Выдержали, да, но этот период выдался тяжёлым. Многие люди в 90-е годы думали только о том, как побольше набрать, нахапать, как говорится. И это же потом передавалось и детям. Да, мы одно время жили по инерции той закалки, воспитанности. Но потом случилось что? Негатив в семье, негатив в речи. Есть малыши, которые приходят в школу сейчас и ведут себя агрессивно и озлобленно. Все вокруг плохие, все желают ему только плохого. Откуда в этом ребёнке такая злоба по отношению к окружающим? Государство? Нет, это семья. Его не научили видеть прекрасное в этом мире! А как так жить? Только черноту вокруг себя плодить? Жизнь закончилась, если вокруг всё плохо. Сквернословие среди учеников начальной школы меня повергает в шок. Я даже сказать ничего не могу, теряю дар речи. Мы в своё время слышали на улицах неприличные слова. Да, это было. Но я всегда знала, что если бы позволила себе принести домой с улицы какое-то плохое слово - мне бы тоже такое было! Что если я пожалуюсь отцу или матери на то, что учитель виноват, а не я… Мне бы такое устроили! Я всё время говорю - не смей оправдываться. Оправдание человека подобно писку мыши. Всегда разбирайся в себе, а не пищи. К сожалению, у многих людей виноваты все вокруг: президент, школа, другие люди и больше всего учитель. После этого, конечно, ребёнок думает, что все вокруг плохие, а он хороший. И снова говорю - это не категоричное заявление, но! Раньше такого не было.

- А как обстоят дела с учителями? Появляются в школах новые талантливые педагоги?

- Конечно, но их мало. Молодёжь не очень охотно идёт в школу. И я могу объяснить, почему. Мы были очень рады, когда перешли в Российскую Федерацию в 2014 году. Но никто не предполагал, что засилье бумаг будет мешать учителю творчески работать. Почему учитель должен писать рабочие программы по своему предмету, если есть государственный стандарт и он должен быть один для всех учителей этого предмета, как это было раньше? В итоге мы тратим огромное количество бумаги и времени. Раньше было два основных документа для учителя: поурочный план и календарно-тематическое планирование. И качество образования от этого не страдало. Сейчас у учителя так же, как и у медика, к сожалению, нет времени заниматься своей творческой педагогической работой. Если сравнивать административный аппарат, например, директора, завучей, то учитель находится в лучшем положении. Мы в шутку называем директоров электронными почтальонами. Я с утра прихожу на работу, сажусь за компьютер, а там такое обилие информации, что только пишешь и пишешь ответы. Более того, сейчас директор школы - это просто управляющий. Оказывается, ему даже не нужно педагогическое образование, достаточно быть менеджером. Но я считаю, что школа должна формировать личность, учить. И эти знания должны быть у руководителя. Ещё хочу добавить, что и медики, и учителя должны иметь самую высокую заработную плату, которая дала бы возможность осознавать, что их труд достойно оплачивается. Ведь репетитор сейчас получает больше, чем учитель. Я, конечно, понимаю, что это только мои рассуждения, моё личное мнение. Подчёркиваю, что это не научный анализ, а точка зрения.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.