Посмотрим в объективное зеркало эпохи

18 Ноябрь 2017 845
Самоходный плавкран «Витязь» постройки Севморзавода.
Самоходный плавкран «Витязь» постройки Севморзавода.

Примерно год назад знакомый преподаватель истории из Симферополя попросил у меня совета в выборе темы для научной статьи. Я предложил ему посмотреть на «Крымскую весну» 2014 года в зеркале республиканской прессы. Имея в виду прежде всего «Крымскую правду». Статья преподавателю удалась и была опубликована в журнале. В ней убедительно доказывается, что возвращение Крыма в состав России произошло не по какому-то заранее разработанному «коварному» путинскому плану, а, можно сказать, экспромтом. Шаги наших властей диктовались майданной вакханалией, поднявшейся в Киеве и грозившей захлестнуть всю страну, включая Крым, и, конечно, стремлением спасти настоящее и будущее крымчан от разгула нацизма с галицийской, бандеровской окраской.

И на торжестве были не лишними

У меня в связи с этим в голове вертится мысль: какие же богатейшие источники документов, ценнейшие сведения таятся в ежегодных подшивках газеты. Фактически они представляют собой спрессованные пласты крымской истории, всех её направлений, какие только возможны. В фактах, цифрах, лицах, откликах и суждениях непосредственных её участников.
Если вы интересуетесь сельским хозяйством, то найдёте ценнейшую информацию о развитии растениеводства, животноводства, птицеводства, виноградарства… Что касается промышленности, то найдёте всё необходимое о становлении судостроения, машиностроения, большой химии, виноделия, переработки овощей и фруктов. Узнаете, что происходило в медицине, культуре, спорте, литературе, на театральной сцене.
У меня сохранилось несколько выпусков многотиражной газеты «Крымская правда» на строительстве Бахчисарайского цементного завода. Была такая форма непосредственного участия ведущих центральных и региональных газет Советского Союза в решении важнейших хозяйственных задач. Таких, как сооружение гидроэлектростанций, каналов, металлургических гигантов. Для Крыма в те годы таковым являлся Бахчисарайский цементный завод, получивший статус межколхозного предприятия.
Прикомандированные к стройке журналисты освещали в еженедельных выпусках многотиражки ход работ на объекте. Кроме того, практически ежедневно публиковали репортажи, критические материалы с места событий на страницах самой «Крымской правды». Впоследствии руководством области были признаны заслуги газеты в своевременном вводе в эксплуатацию нового завода. Газета и её сотрудники были отмечены наградами.
Велика её заслуга в сооружении Северо-Крымского канала. На начальном этапе «Крымская правда» настойчиво продвигала идеи о необходимости разработки и осуществления проекта по сооружению искусственной реки. Убеждала общественность, что эта проблема является одной из важнейших для полуострова. Можно сказать, что искусственная река поначалу успешно осваивалась на нашей газетной площади. Темам её строительства отводились лучшие места на газетных страницах.
 По своему значению, объёму направляемых на неё ресурсов и человеческому участию эта стройка являлась для Крыма поистине всенародной. И каким же цинизмом, вероломством, низостью и подлостью надо обладать нынешним украинским правителям, чтобы решиться перегородить бетонной стеной канал, построенный народом. Это, видимо, в знак понимаемой ими любви к крымчанам. А по-нашему, так в знак злобы и бесчеловечности. Такое не прощается и не забывается.
Мне лично, начиная с 1967 года, довелось многократно бывать на крупнейших стройках и промышленных предприятиях и освещать их работу на страницах нашей газеты. Особенно тянуло на Севастопольский морской завод. Встречался с его директором Виноградовым, затем Подбельцевым. Ходил по цехам, где строились плавкраны. Вначале 100-тонные «Черноморцы», затем 300-тонные «Богатыри». В моих бумагах сохранилось официальное приглашение от дирекции, парткома, профкома и комитета комсомола предприятия на торжественный спуск на воду построенного здесь плавкрана «Витязь» грузоподъёмностью 1600 тонн. От 30 октября 1976 года. Этот гигант предназначался для морских строительных работ и подъёма затонувших судов. Легко было писать газетные материалы о подобных событиях.
По газетным публикациям прослеживается уникальная история развития танкеростроения на Керченском судостроительном заводе «Залив». В послевоенные годы здесь занимались главным образом созданием кораблей малого и среднего класса для Военно-Морского флота. Предприятие было закрыто для прессы. Но в 1973 году в связи с поступлением заказа на строительство первых в стране супертанкеров его рассекретили. И у нас появилась возможность бывать здесь. В результате наших командировок в газете постоянно публиковались материалы о ходе создания супертанкеров «Крым», «Кавказ», «Кузбасс», «Кривбасс»…
Помню торжества по поводу спуска на воду первого в Советском Союзе и, как потом оказалось, единственного атомного лихтеровоза «Севморпуть» грузоподъёмностью 180 тысяч тонн. Множество людей собралось тогда у стапелей, где стоял этот красавец корабль с ярусами надстройки и огромной палубой. Играл оркестр, произносились речи. Счастливые лица корабелов, брызги шампанского из напутственной бутылки, брошенной к корме лихтеровоза.
«Крымская правда» была представлена на этом торжестве делегацией из нескольких журналистов во главе с редактором Владимиром Бобашинским. Мы беседовали тогда с директором предприятия Волковым, интересовались планами по строительству других судов этой серии. Но близилось окончание перестроечных лет, завершившихся развалом Советского Союза. Об амбициозных планах судостроения в Керчи пришлось надолго забыть. Живительные ветры здесь подули лишь после возвращения Крыма в состав России.
Наш полуостров до сих пор воспринимается в России и вообще в ближнем зарубежье как регион курортов, замечательных фруктов, элитного вина. Хотя время внесло мрачноватые коррективы в эту благостную картину. По контрасту с действительностью, оставленной нам Украиной, многие теперь с ностальгией вспоминают Хрущёвский период крымской истории. Особенно начавший претворяться в жизнь девиз «Превратим Крым в область сплошных садов, виноградников и парков». Понятно, что наша газета стояла тогда в центре этого движения. При её самом активном участии очень много удалось сделать на этом пути. Площадь виноградников достигла 150 тысяч гектаров, садов - 110 тысяч. Были построены десятки винодельческих заводов. Их продукция, как и замечательные наши фрукты, отправлялись во многие области великой страны. Теперь вот самим приходится есть яблоки, завозимые из Турции. И это же надо дойти до такого позора, чтобы изготавливать вместо крымских вин порошковые винные напитки. На крымских-то винзаводах. Беда в том, что виноградников у нас осталось 16,4 тысячи гектаров, а садов - 10 тысяч.

Иван Дьяков.
(Продолжение следует).