Непомерная нагрузка

Как сохранить здоровье ребёнка

9 Ноябрь 2017 1148

В уфимской гимназии врачи не смогли спасти третьеклассника, которому стало плохо на уроке физической культуры. В Белгороде во время забега на 300 метров умерла 12-летняя девочка. В Воронеже во время школьных занятий спортом скончался восьмиклассник - у мальчика оторвался тромб. В сентябре в Красноярском крае 13-летний школьник потерял сознание и умер на уроке физкультуры. Следствие установило, что у мальчика были проблемы с сердечно-сосудистой системой, из-за чего ему назначили ограничения по физическим нагрузкам. 19 сентября в Ульяновской области скончался восьмиклассник. Он страдал заболеванием сердца. Мальчику стало плохо во время урока физкультуры, хотя у ребёнка было освобождение от занятия. В апреле в Приморье во время пробежки умер 9-летний школьник. В декабре 2016 года - 13-летний мальчик из Тюменской области и 15-летний ученик петербургской школы. Основная причина - сердечные патологии. Эти дети вошли в число 211 трагических случаев смертности на уроках физкультуры за прошлый учебный год. Такую статистику огласила министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева. Это в шесть раз больше, чем годом ранее. А в 2015 году подобных случаев в России всего было 37 в год, сообщила директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких. Почему сердце современных детей не выдерживает физических нагрузок, спросили мы у главного внештатного детского специалиста - кардиолога Министерства здравоохранения Республики Крым, заведующей кардиоревматологическим отделением Рес­публиканской детской клинической больницы Ирины ИМНАДЗЕ. Насколько должны быть осведомлены учителя физкультуры о состоянии здоровья своих учеников, узнали у директора симферопольской средней общеобразовательной школы №26 имени Героя Российской Федерации М. Т. Калашникова Александра ГУРТОВОГО. А с заместителем декана факультета физической культуры и спорта Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Андреем МУТЬЕВЫМ обсудили проблемы физического воспитания в средней школе и здоровья детей.

Александр Гуртовой.

Ирина Имнадзе.

Андрей Мутьев.

Учителя в курсе

Как нам сообщили в Министерстве образования, науки и молодёжи Республики Крым, на полуострове не было случаев смертности учеников на или после уроков физкультуры. Однако пугающие цифры этого показателя на материковой части нашей страны заставляют задуматься об их профилактике и причинах. Что касается последнего, то своё мнение высказала глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева. Всё дело в защите персональных данных, считает она.
- Персональная защита данных к чему привела - у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребёнок, - объяснила Васильева.
Так ли это, спросили мы у директора симферопольской средней общеобразовательной школы №26 имени Героя Российской Федерации
М. Т. Калашникова Александра Гуртового.
- В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Для того, чтобы знать о состоянии здоровья учеников, в школе собирают и просматривают следующие документы:
- справка о результатах глубоких медицинских осмотров специалистами больниц и поликлиник (один раз в год);
- журнал учёта обратившихся за помощью к медработнику в течение дня, недели, месяца, года;
- медицинская карта учащегося;
- справки по результатам заседаний педагогических советов (ежегодно, динамика);
- табель посещаемости занятий учащимися с указанием причин их отсутствия.
Кроме того, справка 026/у обязательно требуется для поступления в любое учебное заведение. Она представляет собой полноценное свидетельство о жизни ребёнка со всеми подробностями, актуальными для медицинских работников.

- Правда ли, что по закону о медицинском обслуживании сведения о состоянии здоровья детей для учителей физкультуры закрыты?

- Согласно ст. 13 «Соблюдение врачебной тайны» федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) сведения о состоянии здоровья детей составляют врачебную тайну. Медработник не имеет права разглашать её, однако в его обязанности входит заполнение листа здоровья классного журнала. Подробную информацию о состоянии здоровья учащихся учитель физической культуры может получить только при согласии родителей (законных представителей).

Хрупкое сердце

Главный внештатный детский специалист - кардиолог Министерства здравоохранения РК Ирина Имнадзе рассказала нашему корреспонденту, что все причины смерти детей на или после уроков физкультуры обусловлены нарастанием сердечной недостаточности на фоне органического поражения сердца.
- Эти структурные изменения внутри сердца, его камер, перегородок говорят о, возможно, ранее не диагностированных наследственных заболеваниях миокарда, - объяснила она. - Это называется невоспалительные поражения миокарда, группа кардиомиопатий. Проще говоря, сердце ребёнка не смогло вынести уровня тренировки.

- Как можно избежать этой трагедии?

- На это направлена всеобщая диспансеризация детей первого года жизни, которые все находятся на учёте у педиатра. Профилактикой детской смертности на уроках физкультуры является и своевременное направление пациента к специалисту при выявлении у него жалоб, изменений над областью сердца, которые должны заинтересовать врача в отношении поиска патологии сердца. Но на первом году жизни у детей нередко пропускают те изменения со стороны сердца, которые в последующем при поздней выявляемости могут привести к развитию сердечной недостаточности. То есть больной растёт, бегает, прыгает, у него скромные жалобы, на которые никто не обращает внимания. А на уроке физкультуры, пробежав два круга, он не может полноценно восстановить свой подъём лёгких, ответ сердца на физическую нагрузку. Дискомфорт в области грудной клетки, частое сердцебиение или, наоборот, его замирание, то есть аритмия, повышенная утомляемость, слабость являются основанием для своевременного обращения к врачу и направления ребёнка на обследование.

- Пубертатный период развития ребят усиливает возможные проблемы с сердцем?

- Нет. Просто эндокринная перестройка организма, выброс гормонов оказывают воздействие на сердечно-сосудистую систему.

Медгруппы и тестирование детей

- Учитель физической культуры обязан знать о состоянии здоровья своих учеников, - заявил заместитель декана факультета физической культуры и спорта Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Андрей Викторович Мутьев. - В школе есть специальный медицинский персонал, в задачи которого входит на основании справок, диспансерных данных о каждом ученике распределить их для занятий физической культурой на три медицинские группы: специальную, основную и подготовительную.

- Это предусмотрено законом?

- В законодательстве Российской Федерации это не так чётко определено.

- Расскажите подробнее об этих медгруппах.

- В специальную медицинскую группу попадают дети, имеющие какие-либо хронические заболевания или нарушения, из-за чего они не в состоянии освоить обычную программу по физической культуре. В зависимости от диагноза, от стадии заболевания таких ребят делят на подгруппы. Они занимаются лечебной или адаптивной физической культурой. При любом состоянии здоровья ребёнок обязан заниматься физкультурой, но только программа адаптируется под его нужды.
В случае, если школьник заболел и ему после выздоровления временно нельзя переносить те же нагрузки, что и обычным детям, он попадает в подготовительную группу.
В ней он занимается, пока не окрепнет.
Обычную программу по физкультуре осваивают в основной группе.

- Деление на эти группы по факту существует в крымских школах?

- Такую работу очень сложно организовать. Поэтому нередко грамотные учителя в индивидуальном порядке просто снижают нагрузку ученикам из подготовительной и специальной групп. Для занятий в спецгруппе, как правило, собирают учеников со всей школы. Из своего опыта и по данным статистики могу сказать, что около 60% школьников должны заниматься в специальной медицинской группе. Они имеют нарушения осанки, либо хронические заболевания. Поэтому в нашем университете и готовится широкий круг специалистов по адаптивной физической культуре.

- С какими документами должен ознанакомиться учитель физкультуры прежде, чем заниматься с учениками?

- В каждом школьном журнале есть список с фамилиями учащихся, где напротив них указана медицинская группа каждого. При Украине после случаев смерти учеников на уроках физкультуры в школах ввели обязательное тестирование для детей. По завершении тестов у ребят наблюдали реакцию сердечно-сосудистой системы на нагрузку, тем самым определяя, есть ли у них скрытые патологии. И только на основании этой справки учеников допускали к занятиям физической культурой. Во что это вылилось? Из-за того, что с такими детьми не было возможности на уроках физкультуры заниматься отдельно, их отстраняли от них. В России это запрещено. И правильно. Абсолютно все дети должны заниматься физкультурой, но при необходимости по специальной адаптивной программе.
У крымских детей есть ещё особенность, оставшаяся нам от украинского прошлого. Опять же из-за смертности на уроках физкультуры на уровне школьных программ запретили некоторые упражнения на выносливость: длительный бег на определённые дистанции, например. И в результате у нас сейчас в старших классах учатся дети, у которых не развивали эту способность организма. Сейчас их заставляют это делать, а они к этому не готовы. В этом есть проблема физической подготовленности детей.

Кросс и ГТО

- Кросс полезен для детского здоровья?

- Да. Физические упражнения, как лекарства. При правильной дозировке и при выполнении всех принципов это очень полезно. Аналогов по силе воздействия физическим упражнениям нет. Это самая лучшая «таблетка».

- Нормативы ГТО сейчас обязательны для сдачи школьниками?

- Нет, но на их основании строится система физического воспитания всего населения страны. Добровольность - один из принципов ГТО. Эти комплексы составлены так, что охватывают все двигательные качества и некоторые важные умения и навыки человека. Их может сдавать каждый от 6 до 70 лет. Есть 11 возрастных ступеней. В Крыму действует центр тестирования ГТО. Региональный оператор находится в Симферополе на стадионе «Локомотив».

- Нынешнее поколение детей «тянет» современные нормативы по физкультуре?

- Должны. Их введение в школьную программу основано на массовых обследованиях ребят. Раньше физическая подготовка учеников была лучше, потому что они бегали на улице, лазили по деревьям, играли в футбол, а не сидели за компьютерами и гаджетами. Негативные последствия от малоподвижного образа жизни есть.

- В селе дети здоровее, чем в городе?

- Да. Это связано с их физическим развитием, с большим уровнем двигательной активности по сравнению с городскими ребятами.

Два подхода к физкультуре

- Как вы считаете, сколько должно быть уроков физкультуры в школе?

- Сейчас у детей в зависимости от школы и класса не менее двух уроков физкультуры в неделю. Если двигательная активность ребёнка ограничивается только ими, то, конечно, их недостаточно. Нельзя возлагать на уроки физкультуры ответственность за здоровье ребёнка. Это просто учебный предмет, на котором ему помогают освоить необходимые навыки и развить до определённого уровня его двигательные качества.
К нему должна прибавляться естественная, фоновая активность детей, утренняя гигиеническая зарядка, посещение спортивной секции. Чем больше ребёнок двигается, тем он здоровее, лучше себя чувствует. А случаи смерти детей на уроках физкультуры обусловлены тем, что они были недообследованы.
В мире же существует два подхода к физкультуре: спортивно-игровой и гимнастический. Бывшие страны СССР пошли по второму, избрав урочную систему. Америка и другие государства отдали предпочтение первому, без «обязаловки». Но при этом вокруг ребёнка создаются все условия, чтобы он занимался спортом: строятся спортзалы, бассейны, создаются хоккейные команды. В ученической среде пропагандируют спорт.

- То есть их подход к физкультуре более эффективен?

- Так говорить нельзя, тем более, у нас были попытки спортизировать гимнастическую систему физической культуры в школе, есть охват детей секционной работой. Но, к сожалению, материальная база школьных спортзалов оставляет желать лучшего.
В некоторых сельских учебных заведениях даже нет своего спортзала, в других недостаточно инвентаря.

- Является ли проблемой то, что большую часть времени ученики занимаются умственной деятельностью, а не физической активностью?

- Есть нормы организации труда: одна деятельность должна сменять другую. Поэтому и существует понятие «производственная гимнастика». Нужно делать паузы в умственной работе, переключаться на физическую (физкультмикропаузы, физкультпаузы), чтобы потом повысилась работоспособность к первой.

- В какой период времени желательно, чтобы проходили уроки по физкультуре в школе?

- Данный фактор, к сожалению, мало кто учитывает при составлении расписания уроков. Утром, когда организм ребёнка ещё не проснулся, глупо заставлять его физически активно двигаться, тем более выполнять упражнения на выносливость, после которых он не сможет воспринимать остальные уроки. После рабочего дня дети так утомлены, что им хочется отдыхать. То есть желательно ставить занятия физической культурой в середину учебного дня. Но это нереально, потому что в школе должно быть тогда много спортивных залов, учителей физкультуры.

- Отказ от оценки на уроках физкультуры может положительно сказаться на состоянии здоровья учеников?

- Есть два понятия: оценка и отметка. Оценка - это «хорошо», «плохо», «ты молодец!». Отметки - в журнале: два, три, четыре, пять. Вот, может, отказаться от отметки было бы и правильным, но от оценки - нет. Это как норматив, как померить температуру в больнице. Необходимо измерить, как быстро ребёнок сможет выполнить, например, упражнения длительного бега на выносливость. Это показывает, в каком состоянии его организм. Объективные данные о физической подготовленности ученика получать нужно. Отметка же «давит» на ребёнка. Некоторые пытались ввести понятие индивидуальной динамики и оценивать не результат, потому что в образовательном пространстве равных детей нет, а их развитие. Существует много теорий на этот счёт. Однозначно то, что использовать оценку, как кнут, нельзя.

- Как укреплять здоровье детей?

- Для этого существует три средства физкультуры: естественные силы природы (воздух, солнце и вода, они действуют все однонаправленно), гигиенический режим (личная, социальная гигиена, гигиена труда и отдыха) и физическая активность. Эти три компонента в итоге формируют наше здоровье.

Оксана ПАВЛЕНКО.