Письма в "Крымскую правду"

20 Февраль 2019 1304

Золотые юбиляры

Постоянные читатели «Крымской правды» Виктор и Елена Воробьёвы вместе полвека - 28 февраля отпразднуют золотую свадьбу. А нашли две половинки друг друга на вступительных экзаменах. О первой встрече Виктор Степанович и Елена Семёновна рассказывают с улыбкой. Шёл 1964 год.
В Харьковском политехническом институте на вступительном экзамене по математике перед закрытой аудиторией толпились абитуриенты. Рядом с дверью стояла дрожащая, как осиновый лист, вчерашняя школьница, а на лестничной площадке - группа вчерашних солдат в форме. Один из них, худой и долговязый, нервно курил. Позже он расскажет, что в какой-то момент взгляд его из большой толпы почему-то выделил девочку, которая поразила волнением, сквозившем во всем её облике. А девочка, в голове которой всё было заполнено формулами и уравнениями, едва скользнула взглядом по стайке солдат, и каким-то непостижимым образом в уголке сознания отложился образ именно этого худенького и долговязого паренька. Тогда их взгляды не встретились, и только небеса знают, почему у тех мимолётных мгновений получилось продолжение длиной в 55 лет. И школьница, и солдат в институт поступили. 1 сентября они оказались на одном факультете и в одной группе. Тогда и познакомились.
В сентябре учёбы не случилось - всех отправили в колхоз убирать кукурузу. Поселились в старом сельском клубе, спали на деревянных нарах с матрацами, набитыми соломой. Кукурузу убирали вручную: обламывали початки и свозили на ток. Уставали, но молодость брала своё: бегали в сельский клуб в кино или гуляли по берегу пруда. Только первые дни рядом с Леной в кино или у пруда были разные ребята и девочки из группы, а потом место рядом прочно занял тот солдат. Когда студенты вернулись в Харьков, ситуация не изменилась: Витя и Лена всё делали вместе - учились, отдыхали, готовились к экзаменам, хотя жили в разных общежитиях. Разлучались только на каникулах, когда каждый уезжал домой, но и тогда писали друг другу письма.
Несмотря на все трудности, студенческая жизнь была весёлой и интересной: с походами, кострами, песнями.
И безоблачно-сладостной жизнь молодых не была: ссорились, мирились, обижались, прощали. И любили друг друга. На четвёртом курсе Виктор и Елена поняли, что хотят быть семьёй и никогда не расставаться. Познакомились с родителями друг друга и на пятом курсе, 28 февраля 1969-го, сыграли весёлую свадьбу в студенческой столовой. Венгерские студенты из группы, с которыми дружили, привезли свадебное платье и костюм. Семьёй стали, но как жили в общежитии на разных этажах, так и продолжали. И, когда уже расписавшись, поехали на преддипломную практику, тоже жили в заводском общежитии на разных этажах. В феврале 1970-го защитили дипломы и получили направления на завод «Пластмасс» в Симферополе. Приехали с двумя чемоданами - в одном вещи, в другом книги. Ни друзей, ни знакомых в городе не было. Через две недели мытарств в поисках жилья нашли времянку, и, наконец, стали жить вместе. Начали работать на заводе и ждать самого великого чуда в жизни - появления малыша. В декабре родилась дочечка Людочка, похожая, как и положено, на папу и ставшая счастьем и гордостью.
Вначале «мыкались» по чужим квартирам, пока в 1975 году не обрели свою крышу над головой. Из этого дома дочка пошла в школу, потом уехала в институт, сюда привела жениха Сергея. Сюда принесли из роддома старшего внука Игоря. Сюда прибегает в гости внучка Катя, и младший внук Андрюша бывает каждый день после школы. Елена Семёновна до пенсии проработала на заводе «Пластмасс» - начальником техотдела, ветеран труда. Виктор Степанович работал на этом же заводе начальником цеха. Их трудовая деятельность пришлась на то время, когда завод работал в полную силу - трубами и плёнкой обеспечивал полстраны, а с разноцветными пластмассовыми ведёрками, пирамидками, паровозиками, красными конями на колёсиках играли многие дети необъятной Родины. Затем Виктор Степанович работал главным техническим инспектором Крымской области по охране труда, а в 2000 году ушёл в сельское хозяйство и более 10 лет на Керченском полуострове выращивал пшеницу. За долгий и нелёгкий труд тоже получил звание «Ветеран труда». И, конечно, нельзя не сказать про золотые руки Виктора Степановича - он и плотник, и столяр, и сварщик, и автомеханик. Построил дачу, где любимая выращивает ягоды, фрукты и цветы.
Любящие супруги - люди душевные, приветливые, гостеприимные, очень красивая пара. За полвека были горести и потери, но они всё преодолевали вместе, давно став одним целым. Нежно и трепетно относятся друг к другу, берегут семейное счастье, радуются каждому дню, проведённому вместе. И говорят нам, молодым: «Самое главное в мире - это любовь». От всего сердца желаем нашим любимым родителям, дедушке и бабушке здоровья и радости.

Семья СМЕЛИКОВЫХ.
Симферополь.
P. S. «Крымская правда» присоединяется к поздравлениям. Многие вам лета в любви и согласии, Елена Семёновна и Виктор Степанович!

 

О налогах и заводах

Читательская почта - чуткий барометр, мгновенно реагирующий на минимальные изменения в жизни.

В последние недели подписчики «Крымской правды», особенно из сельской местности, взбудоражены сообщениями о введении налога на домашних животных. Г. Клинкина и Г. Веселов из Бахчисарайского района недоумевают, кому из чиновников «могло даже прийти в голову обсуждать вопрос введения налога на домашних животных? Лучше бы все власть имущие снизили себе зарплаты, которые в десятки раз выше, чем у простых людей, да открыли бы на эти деньги приюты для животных. И людям бы какую прибавку дали, ведь, наверняка, даже не представляют, что значит жить на пенсию в 6-8 тысяч или на зарплату в 11 тысяч?» И ведь из этих скудных доходов простые, но сердобольные люди стараются хоть чем-то помочь бездом­ным животным, подкармливая их, стерилизуя на свои мизерные зарплаты и пенсии. «Хотите кучи новых бездомных животных, - спрашивают читатели, - или поколение озлобленных людей, которые станут такими, будучи лишёнными возможности общаться с братьями меньшими, учиться у них доброте и искренности?». Надежда Николаевна из Джанкойского района боится, что в их селе после такого «новшества» жители повыгоняют на улицы собак и кошек, которых приручили, кормят. «Платить нечем будет налог этот. Вот семья живёт - муж, жена и трое ребят. Работы в селе нет. Идут в Азовском к частнику на поле морковь собирать - мешок 45 рублей, у другого частника за час можно сотню заработать. А ведь заплатить надо за свет, воду, мусор, уголь купить на зиму - газа нет. Тонна угля до 15 тысяч, надо - две, плюс дрова - минимум 5 тысяч. Ребят одеть, накормить, в школу отправить. Неподъёмная сумма получается, где уж тут этот налог платить. Или пенсионерка одинокая, у которой пенсия 8400, разве сможет? У нас сёла вымирают, разруха, работы нет, так ещё и радости общения с животными лишают. Что же, детям теперь собак только по телевизору видеть? Попросит ребёнок у родителей щеночка, а они ему ответят: извини, мол, малыш - налог ввели, теперь без собаки будем. Разве от этого люди добрее будут?» Павел Соснин из Ленинского вообще опасается, что, «начав с налога на попугайчиков и хомячков, перекинутся депутаты наши и на налоги на кур, свиней, на огороды с картошкою - тогда деревням что, вообще вымирать придётся? Ведь не прокормиться будет!».
В Государственной Думе заверяют, что вводить налог на животных в России не собираются. К примеру, глава Комитета Госдумы по экологии и защите окружающей среды Владимир Бурматов назвал информацию «просто чьим-то вбросом и провокацией». Так как таких законопроектов в Госдуме нет, и о том, что их кто-то собирается вносить, ему неизвестно, более того, возглавляемый им комитет категорически против налога на животных. Но осадочек-то от «провокации» всё равно остался.
А у бывших сотрудников Симферопольского стеклотарного завода остались лишь сожаления о родном предприятии. «У нас «юбилей» - 10 лет, как убили завод, - написал В. Поскрёбышев из Симферопольского района. Когда-то в Крыму было два стеклотарных завода - работы всем хватало. Даже в лихие девяностые наше предприятие выстояло: тогдашний директор Садовой вовремя перевёл выпуск продукции с банок на бутылки. Уничтожались колхозные консервные заводы. Крым, кормивший натуральными консервами всю страну, стал не у дел. А пили в стране всегда. Выбранного направления придерживались и другие руководители - завод работал, зарплата коллективу в почти полтысячи человек выплачивалась вовремя. Но в 2009-м в угоду какому-то олигарху с материковой Украины наш завод прикрыли». Рынок продукции, нуждающейся в бутылках, на полуострове не иссяк. «Пивзавод, винзаводы - наша стеклотара была бы востребована, - продолжает читатель, - однако восстанавливать предприятие не собираются: территория кому-то приглянулась, очередную элитную многоэтажку построят. А завод возрождать, содержать - дело хлопотное, когда окупится… Думаю, могли бы наши винзаводы скооперироваться, восстановить производство бутылок, но… кругом свои интересы, выгоднее, видно, завозить с материка тару. Может, когда-нибудь, восстановятся у нас хозяйства, обзаведутся консервными заводами да найдутся люди, чтобы восстановить производство стеклянных банок. Ведь те, трёхлитровые, что мы когда-то выпускали, до сих пор служат крымчанам - домашние закатки, компоты. У меня есть банка 1958 года - почти ровесница. Вот такая память».
Год назад в Симферопольском районе инвесторы поговаривали о строительстве нового стеклотарного завода, понимая, что рынок сбыта продукции на полуострове есть, но пока сообщений об открытии предприятия не было.
Нашего читателя из Красногвардейского - 90-летнего В. Исаенко - волнует проблема, решить которую помогло бы открытие другого завода - по переработке покрышек. «У меня вызывает удивление, когда вижу, как по всему посёлку у нас мастерят заборы из автопокрышек. У больницы при входе из них сделали клумбы для цветов, кто-то фигурки делает на детских площадках. Думаю, такая картина не только в нашем посёлке, но и по всему Крыму - куда старые покрышки девать-то. Как-то прочёл, что в небольшом Израиле работает завод по полной переработке покрышек, когда резина после этого используется при ремонте дорог. А у нас в стране что, нет таких заводов? Почему бы не построить его в Крыму, ведь и покрышек у нас полно, и дороги ремонтировать надо!»
Идея по переработке покрышек не нова - в некоторых регионах страны, например, в Белгородской и Кемеровской областях, Дагестане, её уже или реализуют успешно, или достраивают подобные заводы. По закону нельзя направлять на полигоны отходы шин, покрышек, автомобильных камер и других материалов, которые можно повторно использовать. В Крыму пока о таком заводе и не мечтают, поэтому народ повторно использует покрышки как клумбы и ограждения. Хотя при соответствующем, давно разработанном, оборудовании можно их измельчать в крошку и делать резиновую плитку, автомобильные детали, подложку при строительстве дорог. Можно получить из них топливо и энергию, хотя это неэкологично и дорого. А можно шины восстановить, нанеся новый протектор. Идей и работы для инвесторов хватит.

***

Искренняя признательность слаженному коллективу Крымского республиканского клинического диспансера имени В. М. Ефетова за то, что с величайшей ответственностью выполняют задачу - облегчить, вызволить, вылечить, помочь, поставить на ноги больных. Огромная благодарность завотделением кандидату медицинских наук Сергею Ефетову, ведущему профессору кафедры онкологии Виктору Олексенко, Елене Головиной, Николаю Романенко, Джамал Аль-Нсоуру, Павлу Резанову, Виталию Захарову, Виктору Назаревскому, Ивану Исаеву, Оксане Похвате за заботу, внимание и лечение.

Виктор РОЩИН.
Симферополь.

Медсёстры - гордость здравоохранения

В Крымскую войну весной 1855 года в Севастополь из Петербурга прибыла группа женщин, прошедших специальное обучение. Они, уставшие с дороги, одетые в серые платья с красным крестом, зашли к главному хирургу Николаю Пирогову. «Ну что ж, сударыни, завтра в восемь утра на дежурство!» - сказал он. Так появилась интересная и нужная профессия - медицинская сестра. Ошибается тот, кто полагает, будто она - второстепенная, вроде девочки на побегушках у врача, который и распоряжается, и назначает лекарства, оперирует, выхаживает. Могу заверить, если вдруг в больнице не окажется ни одного врача, лечение не прекратится, продолжится - медсёстры знают дело. Я проработал с ними 52 года - понимаю, о чём говорю, но всегда удивляюсь мужеству девушек, которые после школы посвящают себя профессии. Только представьте: всю жизнь провести среди больных, дышать запахами лекарств, видеть кровь, а иногда и смерть. Профессию можно назвать почётной, ответственной, даже героической, но весёлой не назовёшь.
Работая хирургом в Крыму и за границей, видел многих медицинских сестёр. Они трудились и в больших клиниках, и в крохотных ФАПах, на заводах, в школах, на станциях скорой помощи. Это были разные девушки, женщины, но всех, помимо белых халатов, объединяло одно - желание помочь, облегчить, спасти. Медицинская сестра не может дрогнуть, не имеет права отвести глаза от самых ужасных болезней и ран. Они не знают, что такое брезгливость, страх, умеют сохранить присутствие духа в самой трудной ситуации, терпеливы, добры, милосердны.
Хотел бы поблагодарить всех медсес­тёр полуострова за труд и поздравить с наступающим праздником весны. Крепкого здоровья вам, семейного счастья, улыбок и благополучия.

Нико ТОРТАДЗЕ, заслуженный врач Крыма, кандидат медицинских наук, хирург высшей категории.
Симферополь.

Мои друзья - земляки

Хочу на страницах любимой газеты рассказать о ваших постоянных читателях с многолетним стажем, о моей школьной подруге и её муже: Галине Тимофеевне и Михаиле Ивановиче Бодня из Гвардейского. Ему в этом году будет 90 лет - военный пенсионер, техник ракетоносцев. Она, участница войны, окончив Крымский пединститут имени М. В. Фрунзе, посвятила себя работе в школе, ветеран труда. Вырастили двоих детей, радуются 4 внукам и множеству правнуков. Супруги вместе 64 года, трудолюбивые, дружные, всегда заботящиеся о других. От всего сердца поздравляю их со всеми наступающими праздниками, желаю только здоровья и добра.

Тамара ТИХОНОВА.
Симферопольский район.
P. S. «Крымская правда» присоединяется к доб­рым словам в адрес наших поcтоянных читателей. Многие вам лета, Галина Тимофеевна и Михаил Иванович!

Наталья ПУПКОВА.