Позор русского кино

Почему нет смысла смотреть «Матильду»

28 Октябрь 2017 975
Матильда и наследник престола Николай.
Матильда и наследник престола Николай.

О чём и для чего снят фильм «Матильда», понять сложно. О монархии? Её позорят так, что стыдно за Отечество. О любви? Интрижка балерины и высокопоставленного вельможи - эта история стара, как мир. Были и куда более интересные примеры. О личностях, вершивших историю? Их тут нет. А актёры настолько просты и незатейливы, что кажется, будто смотришь мультик для взрослых. Жалко только лошадь, Александра III и мальчика на Ходынке. Но обо всём по порядку.

«Птичку жалко»

Я посмотрела «Матильду» в Севастополе в одном из самых популярных кинотеатров города. Полицейских не было. Все желающие могли стоять возле попкорна, диванов в холле и у входов в зал хоть с иконами, хоть с тухлыми яйцами.
Сеанс начался на удивление быстро. Долгого показа роликов будущих фильмов не было. Всех, кто был в зале, сразу решили окунуть в монархию и любовную страсть. Окунулись с головой. Настолько хорошо, что периодически хотелось выбегать и дышать свежим воздухом.
Фильм стоит смотреть только ради первых 10-20 минут.
В самом начале поезд с Александром III и всей царской семьёй едет куда-то по заснеженной дороге. Едет энергично, со всей прытью. И вдруг! Внезапно! Появляется обоз с лошадью и крестьянином. Поезд резко тормозит, видимо, чтобы сено не помять, а то его же жалко, а царскую семью не жалко. Хотя, согласно официальным данным, катастрофа была вызвана недочётами в устройстве железной дороги и слишком большой скоростью поезда. Но в фильме решили показать, как машинист тормозит резко поезд при виде обоза с лошадью.
После этого наступают самые волнительные минуты. Готовьтесь, никогда больше вы на протяжении всего фильма не будете переживать за монархию.
Царь Александр III спасает свою семью, на плечах держа часть вагона. Согласно словам очевидцев, так и было в далёком 1880 году на станции Борки. И здесь начинаешь ёрзать на кресле в кинозале. Гармаш прекрасно играет императора, поэтому ему сопереживаешь с первых же секунд.
К счастью, все оказываются спасены. Лошадь пристреливают, видимо, чтобы накалить обстановку. Но неожиданно все труды режиссёра идут насмарку. В фильме совершенно бессовестно наследнику Николаю начинают навязывать балерину Кшесинскую. Словно уличную девку на базаре, её сватает то один персонаж, то другой.
И наследник решает-таки посмотреть на прелести балерины внимательнее. Тем более что она их уже показала во время своего выступления.
И это загадка. Зрителям на протяжении всего фильма показывают определённые части тела балерины. Причём неоднократно и с разных ракурсов. Части тела действительно хороши, но зачем их так упорно совать зрителям с экрана?
Так или иначе, но наследник решает рассмотреть бюст балерины внимательно. Тут она решительно даёт отпор, сообщает, что содержанкой быть не намерена. И внимание! Гордо выходит из шатра императора с развязанным на груди платьем. В это верится с таким трудом, что начинаешь хохотать от удивления. В те времена подобный променад мог стать позором на всю жизнь.

Данила, на выход!

И тут происходит вовсе невероятное. В шатёр врывается поклонник Кшесинской, которого бездарно играет Данила Козловский. Он, насмотревшись «Формулы любви», делает глазами так «ууу!» и кидается на наследника. Бьёт его нещадно не корысти ради, а токмо из-за любви вселенской.
Зачем этот персонаж появился в фильме - загадка, которая будет тревожить вас долго. Козловского успеют как бы повесить, как бы пытать, как бы сделать злодеем. Но милый херувим только говорит «амор» и делает глазами «ууу!» Заодно умудряется сбежать из пыточной, перевоплотиться в крестьянина и эффектно красть Кшесинскую, когда это нужно режиссёру.
После его нападения любовь у императора будущего и балерины налаживается. Хоть высокими чувствами это назвать сложно. В фильме всё выглядит так, будто Кшесинская сначала немного набила себе цену, потом после большого букета сразу отдалась, потом отдалась многократно, чтобы уж наверняка наследник голову потерял. Больше ничего эдакого она не делала. Судя по фильму, Николай полюбил её только за те самые части тела, которые и показали в начале. Хотя согласно свидетельствам того времени, Кшесинская была умной, образованной и волевой женщиной.

Сумасшедшая и подкаблучник

Отдельно хочется сказать пару слов об Александре Фёдоровне. Как бы ни оценивали историки эту личность, Алексей Учитель всласть поиздевался над ней. Наталье Поклонской защищать нужно именно будущую императрицу, которую в фильме показывают истеричной дурой.
Сначала Александра Фёдоровна пытается вызвать дух папеньки Николая, к тому времени уже умершего. Потом она гоняется за кровью Кшесинской. Внучка великой британской королевы Виктории крутит юбками, катается с неизвестным мужчиной на мопеде и закатывает одну истерику за другой. На её фоне Кшесинская выглядит минимум, как герцогиня, а сама Алекс, как столбовая девка без воспитания.
Николай ничем не лучше. Он мечется между женщинами, как слепой котёнок между мисками с молоком. Особенно ужасно смотрится репетиция коронации, когда за почти императором несутся маменька и невеста с дикими криками.
А сам Ники в этот момент готов разрыдаться из-за того, что ему не разрешают нежно дружить с балериной.
Сцена на Ходынке также вызывает недоумение. Центр жалости - мальчик-крестьянин, который сначала идёт на праздник, потом появляется два раза в кадре у повозок с трупами.
И это всё.
Но особенно глупо смотрится уже император, который стоит на коленях перед мёртвыми телами и запускает фейерверки. Для чего? Чтобы его было лучше видно ночью? Чтобы россияне шли с полными повозками трупов под красочные огни? В этот момент крайне сложно остаться на месте и не уйти. Но к счастью, фильм заканчивается.
Если коротко, то «Матильда» - это о похоти, слабохарактерности, бездарности. Причём бездарности актёров. После окончания фильма хочется сказать спасибо только Сергею Гармашу.
В фильме много глупых неточностей. Подозрительно напоминающие светодиоды огоньки на платьях балерин. Вымышленное появление Матильды на коронации. Непонятно для чего созданный персонаж Данилы Козловского.
В целом эта работа Алексея Учителя явно неудачная.
И Наталья Поклонская тут абсолютно не причём. По большому счёту, любой зритель скажет, что этот фильм не стоит ни времени, ни денег, на него потраченных.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.