«Вся власть - Советам!»

Как на полуострове Петроградскую революцию встретили

10 Октябрь 2017 1374
Матросы - «двигатели» революции.
Матросы - «двигатели» революции.

Она свершилась почти столетие назад, 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917-го, уже почти три десятилетия не существует рождённой ею страны, а споры вокруг того холостого выстрела «Авроры» и штурма Зимнего дворца в Петрограде продолжаются до сих пор. «Крымская правда» заглянула в архивные документы и вспомнила слова очевидцев тех событий.

Голод - предвестник

«Вся власть - Советам!» - этот лозунг в Российской империи постепенно начал воплощаться в жизнь с начала
1917-го. Роспуск Государственной Думы, отречение Николая II от власти, создание Временного правительства и противопоставлявшихся ему Советов рабочих и солдатских депутатов, по словам Владимира Ленина, - «революционной диктатуры», самым мощным был, конечно, Петроградский Совет. В Крыму Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов стали создаваться в первой половине марта, сначала действовали разрозненно, но потом объединились, правда, большевиков в них первоначально было мало - «мелкобуржуазная волна эсеров и меньшевиков захватила всё, подавила сознательный пролетариат». Впрочем, это не мешало им вступать в противоречия и споры с земскими управами и городскими думами - местными органами буржуазного Временного правительства, в том числе и по защите простого народа:
в Керчи, к примеру, весной 1917-го Совет добился снижения стоимости продуктов - предыдущий год был неурожайным, полуостров голодал, а торговцы накручивали цены.
- В начале революционного года была реальная угроза голода - даже хлеб стал большим дефицитом, - рассказывает наша читательница Зоя Романовна. - Моя бабушка Зоя вспоминала об этом очень часто, ведь как раз в марте у неё родился пятый ребёнок, от мужа, недавно мобилизованного на фронт Первой мировой, вестей не было - он, как потом стало известно, погиб за месяц до рождения сына. С пятью детьми она выживала с трудом, оставив старших на попечение сестры, ходила с малышом по деревням, пытаясь обменять одежду на муку, удавалось редко - крестьяне сами нуждались, помещики накручивали аренду. К счастью, выжили все, но очень трудно было. К осени с продуктами, правда, стало полегче - урожай собрали хороший, но цены уже не падали. В 1915-м бабушкина сестра, работавшая на фабрике, получала 30 рублей и могла купить на них на месяц, например, пуд - больше 16 килограммов - отборной телятины - за 9 рублей, пуд муки - за рубль, и почти 10 литров молока за ту же стоимость, то теперь при прежней зарплате покупать могли в разы меньше. Но весть о революции в семье встретили настороженно - всё же жили относительно неплохо и перемен боялись. Потом, в конце двадцатых, когда жизнь после революционного потрясения более-менее наладилась, и в партию большевиков мои родные вступили, и всячески поддерживали крепнущую страну.
А вот в семье другого нашего читателя, Виктора Дмитриевича, революцию 1917-го приняли с самого начала, его дед Семён, по ранению вернувшийся с фронта, сразу стал призывать земляков «менять жизнь».
- Рассказывал, что ещё на фронте понял, как глубока пропасть между бедными и богатыми. Когда он с братками после боя ел пустую пшёнку, а какому-то генералу, приехавшему к ним с проверкой, даже во фронтовых условиях умудрились богатый стол накрыть. Да и устали уже от войны, много верили, что надо свергнуть старую царскую власть, отдать правление страной в руки народу и бои окончатся. Ведь не зря же почти сразу после революции появился Декрет о мире. Дед сразу поддерживал большевиков и очень переживал, что в Симферополе у них слабое движение.

Севастополь впереди

Весть о революции в Петрограде, выстреле «Авроры», штурме Зимнего дворца, аресте Временного правительства, свершившейся в Петрограде революции и воззвании Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов «Рабочим, солдатам и крестьянам!» о переходе власти к Советам пришла в Крыму уже на следующий день - 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1917-го. Но многие жители, действительно, встретили её настороженно: будоражили известия с фронтов Первой мировой, откуда не вернулись многие крымчане, не хотелось погружаться в неизвестность.
В итоге один за другим на экстренных заседаниях местных крымских Советов рабочих и солдатских депутатов с представителями общественного комитета (в него, образованного в апреле 1917-го, вошли 10 гласных городской думы и члены 80 различных организаций, в основном комитетов предприятий) вообще осудили такой скорый переход власти к Советам. К примеру, в Ялте Совет выпустил воззвание
«К рабочим, солдатам и всему населению Крыма»: «Кучка анархистов-коммунистов во главе с Лениным, Зиновьевым и другими, движимыми непомерным честолюбием и жаждой власти, поддержанная явными и тайными агентами германского штаба и черносотенными организациями Петрограда, посредством обмана, лжи и предательства увлекла часть петроградского гарнизона и рабочих на путь вооружённого восстания против революционного правительства и Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов». Так что революционно настроенным представителям Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) пришлось копить силы, чтобы в будущем году перейти в наступление.
Сознательнее всех оказались севастопольцы: утром 26 октября в городе состоялось расширенное заседание исполкома совета при участии представителей профсоюзов, завкомов, корабельных и солдатских комитетов и городской думы, в Петроград ушла телеграмма: «Петроградскому Совету, Всероссийскому съезду Советов (проходившему как раз в те дни. - Авт.). Приветствуем победную революцию. Власть Советом взята. Ждём дальнейших распоряжений». Совет взял власть в свои руки, а Центральный комитет Черноморского флота организовал демонстрацию в поддержку революции.
По-настоящему большевистским Севастополь стал к декабрю, когда в город с Дона после борьбы с контрреволюционерами вернулись матросы-большевики, появился и взял власть в свои руки военно-революционный комитет. Но долгожданного спокойствия и мира не получилось.

Начало всего

Помимо идеологического разлада, на полуострове начался межнациональный: появился лозунг «Крым для крымцев», сторонники которого готовились взять власть, «не допустить большевистские и анархистские отряды», а то и вообще, как писал позднее Павел Надинский «В очерках по истории Крыма», «оторвать полуостров от нашего государства». Всё чаще в городах и сёлах происходили столкновения, без жертв уже не обходилось. Князь Феликс Юсупов-младший вспоминал: «ужасное избиение морских офицеров произошло в Севастополе, грабежи и убийства множились по всему полуострову. Банды матросов врывались во все дома, насиловали, замучивали до смерти».
Генерал Антон Деникин, будущий лидер Белого движения на Юге России, писал в «Очерках русской смуты»:
«С ноября 1917 года ситуация в Крыму ухудшилась. Матросы Черноморского флота свергли умеренный Совдеп в Севастополе, поставили новый большевистский и организовали в городе советскую власть. Номинально она находилась в руках сложной комбинации из совдепа, комиссариата и революционного комитета, фактически - всецело в руках буйной матроской черни. С начала декабря в Севастополе начались повальные грабежи и убийства. А в январе Черноморский флот приступил к захвату власти на всём Крымском полуострове. К городу подходили военные суда, пушки наводились на центральную часть города. Матросы сходили отрядами на берег: в большинстве случаев легко преодолевали сопротивление небольших частей войск, ещё верных краевому правительству, а затем, пополнив свои кадры тёмными преступными элементами из местных жителей, организовывали большевистскую власть». Так пали Евпатория, Ялта, Феодосия, Керчь. 13 января пала и резиденция правительства - Симферополь».
13 января 1918-го Симферопольский военно-революционный комитет выпустил воззвание к трудящимся города и Таврической губернии о переходе власти в его руки и защите революционных завоеваний: «Великий переворот совершился. Симферополь - центр Таврической губернии - присоединился к рабоче-крестьянской власти великой Российской Советской республики». К середине января 1918-го большевики полностью взяли власть в Крыму, правда, удержать её смогли тогда лишь 4 месяца - на полуостров, нарушив Брестский мир, вошли интервенты. Спокойная жизнь в Крыму окончательно осталась в прошлом.
Свершившаяся 100 лет назад Великая Октябрьская социалистическая революция принесла на полуостров делёжку власти, «красный» и «белый» терроры по идеологическим принципам, погромы и казни по национальным, боль, голод, гибель десятков тысяч людей. Но именно благодаря революции, 25 января (6 февраля по новому стилю) 1918 года появился орган Таврического губернского комитета Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) газета «Таврическая правда» - будущая «Крымская правда». А ещё в этой революции родилась страна, которой мы позже гордились, которая победила фашизм, открыла человечеству Космос… Да мало ли было свершений в Советском Союзе - кстати, мы предлагаем читателям вспомнить о них, написать нам, что, по вашему мнению, было главным, лучшим в СССР.

Наталья ПУПКОВА.