Скульптор-самородок

Как «Красный Крым» помог автору памятников Ленину и чекистам

5 Октябрь 2017 2082
Василий Стамов и Татьяна Гагарина.
Василий Стамов и Татьяна Гагарина.

Полвека назад на главной площади крымской столицы появился памятник вождю мировой революции Владимиру Ленину - авторы его коктебельский скульптор Василий Стамов и ленинградский архитектор Владимир Попов. А 70 лет назад в Сталинграде (Волгограде) появился первый в мире памятник воинам-чекистам - офицерам контрразведки Сталинградского фронта, солдатам и офицерам 10 дивизии войск НКВД, работникам милиции, погибшим при защите города от фашистов. Авторы проекта - народный художник СССР Михаил Аникушин, скульпторы Григорий Косов и наш земляк Василий Стамов. Василий Гаврилович - заслуженный художник РСФСР, награждён Золотой медалью Академии художеств СССР и лауреат Государственной премии СССР, а «стать настоящим, крупным мастером скульптуры» ему помогла наша газета, тогда называвшаяся «Красный Крым».

Сын революционера

Будущий скульптор родился в 1914 году в Коктебеле в семье подпольщика-революционера Гавриила Стамова, ставшего в 1920-м председателем ревкома в Коктебеле. Примечательно, что, по одним данным, отец будущего скульптора, казалось, должен был бы быть далёк от революционной деятельности, владел гостиницей (в ней и собирались коктебельские подпольщики), по другим данным, изначально должен был стать на защиту бедноты - рано оставшийся без родителей, работал пастухом. Как бы там ни было, революцию ещё 1905 года горячо принял, а после революции 1917-го Крым охватила гражданская война, Гавриила Дмитриевич встал на сторону большевиков, вступил в Красную Армию. В 1919-м, когда белогвардейцы в очередной раз захватили Крым, его арестовали вместе с другими коктебельцами, так местная интеллигенция, среди которых были писатель Викентий Вересаев и поэт Максимилиан Волошин, выступили в защиту: «Гаврила Стамов является, безусловно, самым честным и благородным человеком среди своих односельчан… человеком гуманным, мягким и примиряющим». Много позже Вересаев сделает революционера прототипом одного из героев в романе «В тупике».
Через год, когда отца перевели в Старый Крым, председателем местного райисполкома, семья перебралась в этот город. Здесь Василий окончил школу и профтехучилище. Но отец его об этом уже не узнал - он погиб 26 октября 1923 года, когда возвращался из поездки по району, - бандиты устроили засаду на дороге неподалёку от села Салы (Грушевка). Его похоронили в центре Старого Крыма, позже Василий выполнит на памятнике барельеф отца, а именем революционера назовут улицы в Феодосии, Старом Крыму и Коктебеле. Мама будущего скульптора Евдокия была председателем колхоза в Коктебеле, потом парторгом винсовхоза - наверняка и о её работе, и о деятельности и гибели Гавриила Стамова «Красный Крым» писал в те годы неоднократно, да и газету в семье, конечно, выписывали. Василий Стамов пошёл учиться в Керченский горно-металлургический техникум, в 1934-м направлен на работу на Керченский металлургический завод имени Войкова.

«Стать мастером»

Восемьдесят два года назад, в октябре 1935 года, «Красный Крым», так раньше называлась «Крымская правда», опубликовал заметку А. Глаголева «Скульптор-самородок». «Те, кто видел на выставке крымских художников в Москве оригиналы и фотоснимки с барельефных украшений заводского клуба имени Энгельса в Керчи, с трудом верили, что эти барельефы выполнены самоучкой. Такая громадная и сложная творческая работа под силу только квалифицированному скульптору. Целая серия больших скульптурных портретов вождей и громадных барельефных композиций наглядно говорит, что автор этих работ - исключительный самородок. Выявился он недавно и неожиданно. Когда в феврале 1935 года перед строителями заводского клуба встал вопрос о создании барельефных украшений, было решено: за отсутствием в Керчи специалиста-скульптора испробовать творческие силы молодого самоучки Васи Стамова, конструктора 3-го разряда конструкторского бюро завода (параллельно работе парень учился в кружке изобразительных искусств, переняв талант лепки, тягу к искусству по наследству от отца. - Ред.) И за 3-4 месяца упорной, неотрывной творческой  работы энергичный комсомолец Стамов создал барельефные портреты Ленина, Сталина, Калинина, Ворошилова, Молотова, Кагановича, Орджоникидзе и барельефные композиции «Революция 1905 года», «Освобождение Крыма в 1920 году», «Трактор на пахоте», «Разлив стали в томасовском цеху» и другие. С 1 мая эти работы украшают внутренние стены и вестибюль клуба. Комсомольская организация Крыма, уже выдвинувшая из своих рядов способного художника-живописца Наголова и Крохина, едущих учиться мастерству в Академию художеств СССР,  должна помочь Стамову стать настоящим, крупным мастером скульптуры».
К мнению газеты в то время неукоснительно прислушивались: после публикации в «Красном Крыму» комсомол рекомендовал направить Василия Стамова в Москву - во Всероссийскую академию художеств, где он два года учился в подготовительном классе у скульптора Василия Богатырёва, после, с перерывом на Великую Отечественную, учился на скульптурном отделении Института живописи, скульптуры и архитектуры у Александра Матвеева.
В 1942-м парня мобилизовали в Красную Армию, но на фронт не отправили из-за происхождения - Стамовы - болгары, а их власть  считала политически неблагонадёжными, поскольку в I Мировую и во II Мировую войну Болгария была союзником Германии - врага СССР (кстати, крымских болгар, в том числе и многих родных скульптора, в июне 1944-го депортировали с полуострова). Василий Стамов трудился в тылу под Архангельском, диплом в институте - скульптуру «Денис Давыдов» - защитил лишь в 1947-м. Работал на Ленинградском фарфоровом заводе, где по его моделям сделано немало бюстов и статуэток, и в городском отделении Союза художников РСФСР, участник многих отечественных и зарубежных выставок, работы нашего земляка есть во многих музеях страны. Он - автор памятника Михаилу Лермонтову в Пензе и мемориала воинам Ленинградского фронта в Колпино, мемориала Скорбящая в Павловске, фонтана «Айкызы» в Уфе и многих других. В родном Коктебеле Василий поставил памятник Михаилу Македонскому, основателю совхоза «Коктебель». Кстати, скульптором стала и родная племянница Василия Стамова - Татьяна Гагарина, дочь его сестры Натальи. Как и дядя, она была влюблена в Восточный Крым, посвящала ему не только скульптурные работы, но и стихи. Отдельная тема в её творчестве - Александр Грин, памятник на могиле писателя в Старом Крыму - её работа. Ни Татьяны Гагариной, ни Василия Стамова уже нет в живых, они ушли с разницей в два года, умерли в Ленинграде, похоронены в родном Коктебеле. Но тогда, в начале девяностых прошлого века, о земляках-скульпторах «Крымская правда» не написала - страну лихорадило, газетные темы были далеки от искусства.

Наталья ПУПКОВА.