Академический художник газеты

Баталист Николай Самокиш был другом «Красного Крыма»

12 Сентябрь 2017 1545
Николай Самокиш (1921 год) и его рисунок специально для «Красного Крыма», 1935 год.
Николай Самокиш (1921 год) и его рисунок специально для «Красного Крыма», 1935 год.

Именем Николая Самокиша названы Симферопольская улица и художественное училище, причём ещё при его жизни. А для «Красного Крыма», как до 1952-го года называлась «Крымская правда», он был просто другом, внимательным, никогда не отказывавшим в помощи, - его любимые кони не раз появлялись на страницах газеты.

Призвание - баталист

Действительный член Императорской академии художеств, обладатель пяти серебряных, двух малых и большой золотых медалей академии, серебряной медали Всемирной выставки в Париже, лауреат первой премии графа Строганова, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии Николай Самокиш к коллективу главной республиканской (до 1946 года наш полуостров назывался Крымская Автономная Советская Социалистическая респуб-
лика. - Ред.) газеты относился с большим уважением. Отчасти, он был нашим коллегой - в 1904 году в качестве военного кор-
респондента-художника журнала «Нива» отправился на Русско-японскую войну. Да и писать картины художник начал благодаря прессе. В Государственном архиве республики, как рассказала нам главный археограф отдела использования информации документов Госархива РК Асие Зарипова, сохранилась составленная художником в 1940 году автобиография: «Любимым занятием в детские годы было и рассматривание картинок в журналах, которые отец разносил подписчикам.
Я был в восхищении от этих картинок, и у меня было страстное желание сделать нечто подобное. Я стал рисовать».
Семён Захариевич, отец будущего художника, родившегося 13 октября (по старому стилю) в 1860 году, служил почтальоном, а мама, Мария Дмитриевна, вела домашнее хозяйство, воспитывала пятерых детей, Николай был старшим. Любовь к Крыму у мальчугана из Нежина Черниговской губернии тоже с детства - воспитывался он у деда Дмитрия Ивановича Сенина, отставного офицера, участника обороны Севастополя в Крымскую войну. От него Николай Самокиш услышал рассказы о сражениях в первую оборону города-героя, о подвигах его защитников, в доме хранились и лубочные картинки, изображающие эпизоды Русско-турецкой 1828-1829 годов и Крымской 1853-1856 годов войн. Паренёк старался повторить их углём на бумаге, передать в рисунке рассказы деда. Уже окончив Императорскую Академию художеств, Николай Семёнович проиллюстрирует книгу «Севастополь и его славное прошлое» и напишет серию рисунков, отобразивших разные эпизоды Крымской кампании 1854-1855 годов.
Баталист, которого по праву называли официальным летописцем сухопутной армии России, - помимо исторических баталий по воспоминаниям их участников, писал войну с натуры: сначала - Русско-японскую, позже - Первую мировую, на которую, сформировав «художественный отряд» из пяти учеников, профессор, руководитель батальной мастерской Академии художеств выехал в 1914-м.
На полуостров он попал весной 1918-го - заболел на фронте острым ревматизмом - врачи посоветовали переехать на юг. Сначала - в Евпаторию на лечение и работу, где написал
30 картин, в том числе «На берегу
моря», «Купание красноармейцев в Евпатории», «На пляже». После установления в ноябре 1920 года на полуострове Советской власти принимал участие в обустройстве армейских клубов. В архиве сохранилось дело о назначении персональной пенсии художнику, подписанное наркомом просвещения Крыма в 1926 году: «Во время первых большевиков в Крыму в 1918 году Самокиш принимает активное участие в создании местного дворца искусства (нынешнего Евпаторийского краеведческого музея), для которого производит изъятие и конфискацию художественных ценностей у местной буржуазии. За что при Врангеле чуть серьёзно не пострадал». В декабре 1921 года переезжает в Симферополь, поселяется на улице Кооперативной, 30 - сейчас нумерация изменилась, - 32. А 16 ав-
густа 1940-го Симферопольский горсовет решил «в связи с исключительными заслугами академика тов. Самокиша перед русским искусством, а также, учитывая крупную роль его в деле изобразительного искусства в Крыму, переименовать улицу Кооперативную в улицу Самокиша».

Печатное слово

Увы, многие номера газеты довоенного и военного периода не сохранились, но в номере за 20 августа 1923 года читаем, наверное, всё же не первую публикацию «Красного Крыма» о художнике, «создавшем по заказу Крымпоследгола масляными красками большую картину «Голод в Крыму» для первой Всесоюзной сельскохозяйст-
венной и кустарно-промышленной выставки в Москве. «Картина с изумительным мастерством, без излишней крикливости и театральности, что очень важно с художественной точки зрения, передаёт ужасы минувшего голода в Крыму. Самокиш - художник «старой» школы, сторонник направления передвижников. Со смертью худ. Верещагина Самокиш остался почти единственным в настоящее время мастером по батальному жанру в России.
В настоящее время Самокиш работает над большой картиной, изображающей штурм красными войсками Перекопских позиций в конце 20-го года».
В 1935-м газета целую страницу посвятила 50-летию художественной деятельности Самокиша - «Большого мастера советской живописи», как раз окончившего писать самое крупное (1,5 на 3 метра) своё полотно «Переход Красной армии через Сиваш», за которое в 1941-м удостоен государственной Сталинской премии. Среди рассказов о нём - воспоминания бывшего политработника Латышской стрелковой дивизии, как художник помогал красноармейцам в создании боевых знамён, принимал участие в обустройстве армейских клубов. Опубликовано и решение бюро Крымского обкома ВКП(б) «О создании в Симферополе студии академика
Н. С. Самокиша» (сначала он во дворе своего дома обучал ребят, в 1937-м Совет Народных Комиссаров Крымской АССР постановил «реорганизовать студии в Государственное среднее художественное училище им. заслуженного деятеля искусств РСФСР академика
Н. С. Самокиша»). А ещё, пожалуй, только «Красный Крым» из тысяч региональных газет может гордиться тем, что один из его номеров - 15 ноября 1935-го, посвящённый 15-летию освобождения полуострова от белогвардейцев и установлению Советской власти, - оформлял вместе с редакционными иллюстраторами действительный член Императорской академии художеств - его рисунки, на которых любимые кони, обозначены «академик Н. Самокиш специально для «Красного Крыма».

«Верю в Победу»

В 1940-м Крым отмечал 80-летие Николая Семёновича и 55-летие его художественной деятельности. Увы, номера за тот год не сохранились, но, конечно, «Красный Крым» поздравил юбиляра, награждённого орденом Трудового Красного Знамени. «Из Харькова в Симферополь возвратился заслуженный деятель искусств, орденоносец, лауреат Сталинской премии Николай Семёнович Самокиш, - эти строки из номера за 18 июня 1941 года, в Харькове художник принимал экзамены в художественном институте. - В настоящее время Николай Семёнович по заказу Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР работает над эскизом картины «Суворов под Рымником». Эта картина будет представлена в 1942 году в Москве на выставке «Наша Родина».
В Симферополе Николай Семёнович Самокиш пробудет до осени, потом уедет в Харьков, где будет руководить батальной мастерской Харьковского художественного института. Там же он будет писать картину «Битва при Жёлтых водах Богдана Хмельницкого с поляками» для большой украинской выставки «Ленин, Сталин и Украина».
Через четыре дня началась Великая Отечественная, полуостров художник не покинул. 24 июня наша газета опубликовала его слова «Враг будет уничтожен!». «Сегодня мы посетили лауреата Сталинской премии, орденоносца, академика батальной живописи Николая Семёновича Самокиша. Николай Семёнович сидел у мольберта и писал свою очередную работу «Разгон шевченковской демонстрации в Киеве в феврале 1914 г.»
В беседе с нашим корреспондентом Николай Семёнович заявил: «Наше правительство и партия призвали всех граждан CCCP в ответ на разбойничье нападение германских фашистов на священные границы родины - трудиться каждому на своём посту не покладая рук. Мне 81 год. Несмотря на преклонный возраст, я в эти дни войны с наглым врагом работаю ещё больше, чем раньше. Я отдам все свои силы, чтобы оказать своим искусством всемерную помощь доблестной Красной Армии и советскому народу-богатырю в борьбе с зазнавшимся врагом, в достижении полной победы над ним. Уверен, что так поступает сейчас каждый гражданин нашей страны. Глубоко возмущённый подлым и коварным нападением врага, я уверен в нашей победе». Он приближал её, как мог: одним из первых выпустил плакат «Враг будет разбит. Победа будет за нами». Однажды, уже в оккупированном Крыму, Самокишу пришлось писать портрет Гитлера - чтобы спасти подпольщиков театральной группы «Сокол». Юный подпольщик Олежка Саватеев при всей отваге оставался мальчишкой: «подрисовал» огромный портрет фюрера, установленный в фойе театра. Это грозило провалом, а срочно восстановить изображение некому - художника театра, руководителя группы Николая Барышева не было в городе. Чтобы спасти подпольщиков, мальчуган готов был признаться фашистам в своём поступке, но актриса Александра Перегонец обратилась за помощью к художнику-баталисту. За несколько часов портрет удалось восстановить. Николай Семёнович помогал симферопольцам, ученикам и дарил им свои картины, чтобы после Победы отдали в музеи. К сожалению, до освобождения Симферополя и Крыма, которому отдал
26 лет, художник не дожил -
18 января 1944-го его не стало. Скорбную весть «Красный Крым», выпускавшийся тогда на Кавказе, опубликовал в номере за 27 января.

 

«Враг будет уничтожен!», рисунок, опубликованный 22 июля 1941 года.

 

 

Наталья ПУПКОВА.