Я бы в нищие пошёл - пусть меня научат

О том, как корреспондент «Крымской правды» в переходе руку протягивал

31 Август 2017 963
По таким бабушкам никак не понять, что за душой у них на самом деле.
По таким бабушкам никак не понять, что за душой у них на самом деле.

Люди созданы для того, чтобы отдавать деньги. Эти слова я услышала от профессионального попрошайки. То, что такие действительно есть, ни для кого не секрет. Но как отличить «профессионалов» от искренне нуждающихся? Случайное знакомство с представителем нищенствующей братии научило меня задумываться каждый раз, когда хочется дать денег уличным горемычным и присматриваться к тем деталям, которые способны вывести на чистую воду.

На ловца и зверь бежит

Нищенство всегда было распространённым явлением в Крыму. Многие уже давно привыкли к постоянно тянущимся рукам, кепкам или пластиковым стаканчикам. И всегда это явление вызывает у людей неоднозначные чувства: трепет, жалость, отвращение. С одной стороны, всё человечное в нас взывает к тому, чтобы помочь попавшему в беду человеку. С другой стороны, нельзя не вспомнить о том, что нищенство - это целый подпольный бизнес, со своими акулами, большими деньгами и сферами влияния. Увы, именно столкновение с реальностью попрошайнического бизнеса заставило меня посмотреть на всё без розовых очков.
Когда я перебралась жить в столицу, меня ошарашил бесконечный поток бедняков: они просили и на улицах, протягивая прохожим руки и картонные таблички с непонятными надписями, не стеснялись заходить в продуктовые магазины, из которых их благополучно выгоняли, заходили даже в рейсовые междугородные автобусы. Текучка «бедных» кадров непрерывна и огромна. Мне - человеку из тихого курортного городка, где всех просящих я знаю в лицо и они действительно нуждаются в средствах, казалось, что псевдонищие повсюду, и заставляло крепко задумываться.
Не зря говорят: мы собственными мыслями «притягиваем» к себе события, людей и вещи. Наверное, поэтому мне в руки попала довольно редкая книга. «Трёхгрошовая опера» - одно из самых известных произведений немецкого поэта и драматурга Бертольда Брехта. В книге рассказывается история девушки, которая, полюбив барона бедняков, узнала, что, на самом деле, в жизни «богатых» людей, зарабатывающих на попрошайках, на счету каждая копейка, а пребывание «рабочих» на «точках» расписано поминутно. Не прошло и недели после знакомства с книгой, как я сама попала в положение такой девушки - правда, при менее романтичных обстоятельствах.

Деньги в шляпе, или Как применяют циничные схемы

Знакомство с профессиональным нищим наглядно показало, что реалии, описанные Брехтом ещё в 1928 году, за последние 90 лет ничуть не изменились. Методы «побора» начала прошлого века работают до сих пор.
- Люди всегда будут продолжать отдавать деньги просто так, они для этого созданы. Так было, есть и будет, - с уверенностью философствует «малоимущий», пожелавший остаться неизвестным. - Вон, видишь, бабка сидит старая! На самом деле этой пьянице не больше тридцати и зарабатывает она на этом образе не хило.
На пятой минуте разговора - самое интересное. Оказывается, есть пять типажей нищих: бездомные дети, бабки, калеки, «божьи люди», которые сидят около церкви, и отдельная цыганская каста.
Больше всего зарабатывают подрастающее поколение и «пенсионеры» бизнеса - детей люди жалеют больше всего, а делиться деньгами с бабушками прохожие готовы только потому, что на подсознательном уровне сами боятся бедной старости.
Разумеется, не могла не задаться вопросом: неужели каждый может вот так, запросто встать, «поджать» ногу, сделать несчастное лицо и начать зарабатывать? Естественно, не попробуешь - не узнаешь.
Выбрала себе образ бездомного ребёнка - худощавая внешность и вечно голодные глаза помогли «войти в образ», а местный босяк «покрышевал» около часа во избежание разборок с местными «старожилами». Заодно обучил нескольким «фишкам». Главная - выбор места: статистика показывает, что мы даём деньги тем, кто удачно расположился и знает, как заставить людей открыть кошельки.
Клянчить наличку выгоднее недалеко от рынков и в центре, поэтому я разместилась в переходе на площади Куйбышева.
В образе я простояла всего-лишь час. За это время мой коллега заработал 950 рублей, а я, молодой боец, 590 рублей. Людских реакций - целый букет: кого-то резко интересовало небо, кто-то нарочито «погружался» в телефон. Но деньги давал каждый десятый прохожий - в среднем, от 40 до 100 рублей. И только одна бабушка принесла нам буханку хлеба.
В мою «рабочую смену» взгляд людей постоянно падал на нищую женщину, которая была немного похожа на мать Терезу. Она стояла на коленях, перед ней была иконка, и когда потенциальные спонсоры проходили мимо, она наклоняла голову, складывала руки и просила именем Иисуса Христа, ни к кому напрямую не обращаясь. Её амплуа, как ни странно, оказалось менее прибыльным.

Мораль сей басни такова...

Конечно, я не первая и не последняя, кому удалось прикоснуться к теневой стороне попрошайничества. Таких историй и экспериментов множество, разнятся и образы нищих. Однозначны только выводы: если мы хотим помочь ближнему, не стоит воплощать это желание буквально тем легчайшим способом, который нам предлагают на улицах. Да, все они поголовно выглядят так, что проснувшееся сострадание требует «подать копеечку», в прямом и переносном смысле. Но всё-таки помогать нужно тем, кто больше всего в этом нуждается. Тем, кому важна каждая копейка и кто в меньшей степени виноват в ситуации, в которой оказался. А такие люди, как правило, на улицах стоят редко. Чаще их можно обнаружить в соседнем с вами подъезде, стоящих с горсткой мелочи в аптеке или с маленькой советской сеткой под продукты на рынке. Просто отдайте лишний кусочек хлеба или ненужную одежду нуждающимся людям, ведь чаще всего важны не деньги, а поступки.
Но если уж без денег не обойтись, мы должны решить, какую сумму мы готовы дать на помощь другим, а не подходить с открытым кошельком. Или учиться без угрызений совести отвечать «нет, извините», когда фальшивый нищий будет клянчить «жизненно важный» рубль.

Валентина ГОРБАЧЁВА.