Смотри на ценник

Как сетевые магазины зарабатывают на нашей невнимательности

30 Август 2017 776

Разного рода мошенники окружают нас повсюду. Желающих завладеть вашими деньгами так много, что, пожалуй, каждый взрослый крымчанин хотя бы раз в месяц (а возможно, и чаще) да попадается на их уловки. Не верите? Напрасно. Если вы регулярно ходите за покупками в супермаркет, то вероятность быть обманутым резко возрастает.

На прошлой неделе убедиться в этом довелось на собственном опыте. Зайдя в весьма популярный среди крымчан сетевой магазин (в районе 7-й городской больницы), купил охлаждённый чай известной всем фирмы. Полуторалитровая бутылка, как было указано на ценнике, стоила 62 рубля. Однако на кассе случился конфуз. Приготовленных заранее 62 рублей для оплаты не хватило. За бутылку чая попросили заплатить 91 рубль 50 копеек.
На резонное замечание о том, что в ценнике указана другая стоимость, кассирша лишь съязвила, что это совершенно неважно. Что действительно важно для неё, так это сумма, пробиваемая кассовым аппаратом. Так что, будьте добры, либо платите, либо не задерживайте очередь.
Очередь пришлось задержать (да простят меня люди, стоящие позади). Вызвали администратора, пошли разбираться. Проверили ценник в зале. Правда оказалась на моей стороне и напиток действительно стоил 62 рубля. Такое несоответствие объяснили собственной нерасторопностью.
- Сегодняшняя партия пришла к нам по более высокой цене. Мы не успели поменять ценник в зале, поэтому так и получилось, - оправдывался администратор. Между тем, это не должно волновать покупателя.
- Пункт 1 статьи 10 закона «О защите прав потребителей» говорит о том, что «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». Пункт 2 той же статьи дополняет, что цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации, - поясняет юрист Вячеслав Пеняк. - Более того, в Гражданском кодексе РФ есть такое понятие как оферта, то есть задокументированное предложение. В магазинах ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать вам товар именно по той цене, которая в этой оферте указана.
Собственно, об этом и необходимо напомнить администратору. В моём случае отвоевать разницу в стоимости удалось именно таким образом (упомянув при этом пару раз Роспотребнадзор). Чай продали за 62 рубля.
Однако далеко не всегда магазин желает урегулировать такие ситуации по-хорошему. Если администратор начинает хамить и отказывать вам в удовлетворении ваших законных требований, то потребуйте жалобную книгу и обязательно сделайте в ней запись о происходящем. Подробно напишите, что вы покупали, когда, какая цена была на ценнике, какая цена в чеке. В своей жалобе потребуйте от администрации магазина письменного ответа на ваше обращение. Ни в коем случае не забирайте ценник из торгового зала! Иначе администрация магазина сможет обвинить вас в воровстве торгового оборудования. Если есть возможность, сфотографируйте ценник в качестве доказательства хотя бы с мобильного телефона. Если у вас получится добавить в кадр дату и время - будет ещё лучше.
После этого обратитесь в управление Роспотребнадзора или его территориальный отдел с заявлением. К нему приложите ответ из магазина на вашу жалобу, а также фотографию ценника, сделанную в магазине, и чек.
В большинстве случаев, если вы будете выполнять описанные действия, то разницу в цене вам вернут ещё в магазине и не будут с вами спорить и доводить до жалоб в Роспотребнадзор. Ведь лучше вернуть десять рублей и забыть про вас, чем потом платить штрафы и принимать проверки.
Впрочем, сама суть проблемы кроется в другом. Для того чтобы отстоять свои права, необходимо заметить, что они были нарушены. Это нетрудно сделать, если вы приобретаете всего один товар. Если же вы делаете покупки на всю неделю и набиваете тележку до отказа, то удержать в уме информацию со всех ценников становится фактически невозможно. В итоге многие просто переплачивают, даже не догадываясь об этом.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.