Заповедники пора очистить от хлама и людей

18 Август 2017 907
Мусорные кучи на косе Беляус через каждые 5-10 метров.

Обычно после поездок по полуострову я пишу о красивых местах, которые было бы интересно увидеть жителям и гостям Крыма. В этот раз будет иначе. Путешествие на северо-запад полуострова оставило неприятное впечатление. Хотелось бы советовать посетить когда-то уникальные территории, но делать этого не стану. В первую очередь потому, что их пора очистить от хлама и людей. Хотя бы на пару лет.

Бакальская коса

На северо-западе мы решили посетить несколько интересных природных достопримечательностей. Пора когда-то открывать для себя новые места в Крыму. В общем списке оказалась и Бакальская коса. Фотографии в социальных сетях манили как никогда. Песчаный берег, море со всех сторон, эффектные девушки в купальниках с развевающимися шалями. Невероятная картина, при виде которой хочется тут же сесть в машину и нажать педаль газа.
На деле оказалось всё иначе. Мы приехали на Бакальскую косу поздно вечером, почти ночью, поэтому песок и окрестности могли рассмотреть только при ярком свете Луны. Естественный спутник Земли был щедр и залил косу серебристым светом. Видимо, волшебным, потому что мы почти не увидели мусор.
Всё изменилось рано утром. Проснувшись в пять утра (на природе отчего-то рано легко вставать), я решила пройтись по Бакальской косе. Потянувшись, замерла с приоткрытым ртом. Вокруг меня оказалось много машин и не меньше мусора - в траве, песке, на ветках сухих кустарников. Он был везде. Где-то больше, где-то меньше, но везде.
Поняв, что без обуви тут лучше не ходить, я обула шлёпки и пошла на край косы. От места, где мы поставили наши палатки, до него было всего 7-10 минут ходьбы. Почти на самом краю стояли столбы, между которыми была натянута проволока. Табличка гласила, что заходить за ограждение опасно, купаться тут нельзя и вообще лучше убегать в другую сторону. Но мы не из трусливых.
Пройдя до конца косы, когда со всех сторон меня окружало только море, я поняла, что фотографии нагло врут. Да, песок. Да, красиво. Но мусор! Почему вот там валяются две бутылки из-под пива? А тут справа торчит пластик. Вот там поодаль развевается пакет. Что всё это делает на Бакальской косе? И без того несчастной. Как пояснили мои друзья, часто приезжающие сюда на отдых, косу постепенно размывает море. Стоя на самом её краю, видно небольшой песчаный островок. До него примерно один километр вплавь. Как выяснилось, раньше дойти можно было пешком. Ещё пару лет, и от косы вовсе ничего почти не останется. Разве что мусор.

Беляусская коса

Второе место, которое мы хотели посетить, это коса Беляус. Про неё тоже много слышали.
В интернете пишут, что это идеальное место для отдыха с палаткой. И это действительно так. Можно подъехать на машине почти к морю, поставить транспорт на песке и разместиться в палатке. К счастью, тут нет инспекторов Министерства экологии и природных ресурсов Крыма, готовых тут же выписать штраф за нарушение водоохранной зоны. Напомним, что при Украине такой отдых вдоль берега был очень популярен. Потом при России появилась водоохранная зона, на которой нельзя ставить машины. Точнее, можно, но только на специальных площадках, которых на полуострове нет, в смысле - совсем нет.
Но вернёмся к нашей косе. Белый песок, голубое море, красота и раздолье. И снова мусор. Везде мусор. На деревьях, под деревьями, в песке, на дороге к косе. Мои спутники, увидев такой пейзаж, сказали, что такое ощущение, будто ты оказался в симферопольской Каменке рядом со свалкой. И они были правы.
Мусор отсюда никто не вывозит. Его просто оставляют в мешках вдоль дороги. Ближайшие контейнеры в Евпатории и Саках. А туристы, приезжающие на белоснежный песок, не могут погрузить свои мешки в машины и увезти их подальше от уже не дикой, а испорченной природы.
Побывав на обеих косах, хочется добровольно пойти работать инспектором в Министерство экологии и природных ресурсов. И штрафовать всех подряд. Нет, не за нарушение водоохранной зоны. Как путешественник на машине я понимаю, что такой запрет убьёт туризм на полуострове. Штрафовать хочется за мусор и грязь, которые мы оставляем после себя.
Крымчане и туристы напоминают саранчу. Только они уничтожают не посевы, а нашу уникальную природу, наши уникальные заповедные места. И это ещё одно проявление того, кем мы становимся. Если уж нет духовных сил довезти мусор на машине до ближайшего контейнера, то о любви к родному полуострову лучше вообще помалкивать. Эту любовь очень хорошо видно на Беляусе и Бакальской косе.