Первые фоторепортёры газеты

1 Август 2017 1271
Исай Блох начинал как рабкор газеты от пуговичной фабрики.
Исай Блох начинал как рабкор газеты от пуговичной фабрики.

Несколько их снимков хранятся в Российском государственном архиве кинофотодокументов, а на пожелтевших от времени страницах нашей газеты, называвшейся тогда «Красный Крым», их много - чёрно-белых портретов улыбающихся и серьёзных крымчан, достопримечательностей полуострова, погодных капризов, его природных и рукотворных богатств. Исай Блох и Эммануил Бендицкий - первые фоторепортёры нашей газеты. Увы, о них мы, нынешние, знаем очень мало - они погибли в Великую Отечественную, лишь портреты случайно сохранились да короткая справка на обороте фотокарточки.

Исай Блох

Тогдашний главный редактор «Красного Крыма» Евгений Степанов называл его «внимательным и оперативным репортёром» - Исай Блох начинал сотрудничество с газетой в начале двадцатых годов прошлого столетия как рабкор пуговичной фабрики (она находилась в Симферополе на углу улиц Крылова и Пролетарской (Караимской). «Самостоятельно и быстро освоил фоторепортёрство и в начале тридцатых годов стал штатным фоторепортёром «Красного Крыма».
Когда началась Великая Отечественная, Исай Блох добровольцем ушёл на фронт. Участвовал в обороне Крыма, а когда наши войска отступали от Перекопа, стал членом 1-го Симферопольского партизанского отряда. Погиб в бою с фашистами 10 декабря 1941 года - в этот день враг начал большой прочёс в долине реки Коса, намереваясь покончить с народными мстителями полуострова. Увы, теперь и не узнаешь, где в Крымском заповеднике тот почти незаметный уже холмик - могила нашего коллеги. Были ли у него родные - тоже не знаем. Может, кто-то, помнящий фоторепортёра «Красного Крыма» Исая Блоха, откликнется?

Эммануил Бендицкий

В конце двадцатых годов прошлого столетия он стал первым штатным фоторепортёром в нашей газете. Возможно, фотография была семейным делом для рода Бендицких - в Алуште, например, ещё до Великой Октябрьской революции был знаменитый городской фотограф, носивший эту фамилию. Но, увы, так же, как и в случае с Исаем Блохом, об Эммануиле Бендицком мы знаем очень мало - когда и где родились, кто родные, почему стали сотрудничать с газетой, остались ли потомки - неизвестно.
Впрочем, у Эммануила Бендицкого, возможно, всё-таки есть внуки-правнуки. Лет двадцать назад в Симферополе жила его дочь Дина, были у фоторепортёра и два сына - близнеца. Дочь вспоминала, что отец весь отдавался работе в газете, часто ездил в командировки, был строгим, но справедливым, называл себя «беспартийным большевиком». Сыновья, фоторепортёр и его жена - погибли в Великую Отечественную (дочь вместе с мужем эвакуировалась). По одним данным, их расстреляли в урочище Карасан в декабре 1941 года, по другим - они погибли
7 ноября 1941-го, когда всё-таки попытались эвакуироваться на теплоходе «Армения», уничтоженном фашистами у берегов Ялты. Но в номере «Красного Крыма» за 28 января 1942 года (газета выходила уже в Севастополе) мы нашли последний фотоснимок Эммануила Бендицкого - санинструкторы Женя Белоножко и Инна Грудская. Так что можно предположить, что погиб наш фоторепортёр всё-таки при обороне Севастополя.
А в 1965 году его родная газета, уже называвшаяся «Крымская правда», рассказала о дочке фоторепортёра - той самой Дине Эммануиловне, учительнице школы №22, которая помогла ученице Вале Зеленской не отстать в учёбе после тяжёлой болезни, несколько месяцев по собственной инициативе занимаясь с ней на дому. Вот такая связь времён.
Они навсегда остались в газете - своими снимками, короткими, яркими заметками-текстовками под ними - первые фоторепортёры «Красного Крыма», «Крымской правды», талантливые и мужественные Исай Блох и Эммануил Бендицкий.

Эммануил Бендицкий называл себя «беспартийным большевиком».

Наталья ПУПКОВА.