Письма в "Крымскую правду"

14 Ноябрь 2018 1060

Мой доктор

Не стало замечательного человека, акушера-гинеколога Виктора Николаевича Марковского, я называю его «мой доктор». Он родился в селе Торчин Житомирской области в семье военного. После рождения первенца отца перевели на службу в Севастополь. Когда началась Великая Отечественная, город первым принял удар фашистов, 22 июня 1941-го погибла мама мальчика. Отца отправили на фронт, а для Виктора и его младшего братика Саши начались скитания, типичные для «детей войны», - эвакуация в Грузию, интернат. Николаю Марковскому дали на фронте краткосрочный отпуск, чтобы смог перевезти детей в Торчин, где жили его отец и тётя. Дед мальчишек был сапожником, много работал, керосиновая лампа зажигалась очень рано, а гасла за полночь. Но зато в его добротных сапогах ходило всё село. Расплачивались за работу, чем могли. Семилетнему Вите тоже приходилось работать «по-взрослому»: пас коров, заготавливал сено и дрова. Во время сбора урожая трудился вместе со всем селом, за хорошую работу мальчика наградили двумя мешками зерна. Виктор Николаевич часто вспоминал и тяжёлые бои за село, где вся земля была полита кровью, и голод. Голодали люди, кормилица корова Галя, другие животные. Весной выводили её из сарая на первое солнышко, тщательно подпирая досками - от истощения она падала. Кормили первой зелёной травой, и она шла на поправку. Голод отступал, молоко было спасением.
И при этом, невзирая на все тяготы, Виктор учился отлично. Каждый день за 6 километров с холщовою сумкою через плечо, в которой был скромный завтрак, шагал в школу в соседнее село. В руке всегда был факел, чтобы отгонять волков, которых там было немало. Дед настоял, чтобы парня отправили в город на учёбу, понимал дедушка, что внук талантливый растёт, много пользы может людям принести. Всю жизнь Виктор Николаевич потом не мог себе простить, что не побывал в деревне, не навестил деда, не привёз из города баранок и конфет «подушечек», которые тот сильно любил. Но на всю жизнь сохранил память о дедушке и тёте, любовь к сельской жизни.
Второе знакомство с Крымом для парня началось с привокзальной площади, где он с отцом присел отдохнуть. Взгляд Виктора упал на вывеску «Крымский медицинский институт имени Сталина». Документы приняла пожилая интеллигентная женщина. Виктор уловил её сострадательный взгляд: уж очень худенький, да ещё и без матери. Ему отвели просторную комнату, выдали матрас. Вскоре комната стала наполняться молодыми людьми, некоторые из них были в шинелях - в студенческую среду вступали те, кто совсем близко прикоснулся к ужасам войны. Институт преодолевал трудности послевоенного времени: создана центральная экспериментальная лаборатория, развивалась учебная база. Ректором 19 лет был Сергей Георгиевский - непререкаемый авторитет для Виктора Николаевича, он помнил и почитал его всегда. Виктор был самым юным из поступавших, только что из-за школьной парты, да ещё и отличник. Товарищи называли его «профессором», а он охотно делился знаниями, позабытыми другими абитуриентами в урагане войны. Все, с кем он занимался, поступили.
Знания ему давались легко, плюс колоссальное трудолюбие и ответственность - учился на повышенную стипендию. За отличные успехи однокурсники, шутя, называли «амбодиком», в честь выдающегося врача 18 века Нестора Амбодика. Окончив с отличием институт, Виктор добровольно уезжает в Киргизию: на три года задержался там, оставив о себе добрую память. Затем снова родной институт: аспирантура, кафедра акушерства и гинекологии, любимая научная и преподавательская деятельность, большая практическая работа. Пожалуй, о нём нельзя было сказать, что «студенты обожали» - порою бывал резким, но справедливым, прямолинейным, не терпел легкомыслия: всегда учил, что должны быть готовы отвечать за две жизни - женщины и ребёнка. Вооружал знаниями и добивался любви к профессии. Студенты понимали и ценили, что за его плечами полувековой опыт, преданность делу. Его учеников сегодня можно встретить в  лечебных учреждения, кафедрой акушерства и гинекологии Медицинской академии имени Георгиевского заведует его ученица
Н. Романенко. Подрастают внуки и правнуки тех, кому он помог выполнить самое главное предназначение женщины - рождение ребёнка. Жаль, многие его воспитанники в девяностые годы переехали за рубеж, где полученные знания оказались не востребованными, там рождение ребёнка не доверяли эмигрантам.
Виктор Николаевич был музыкально одарённым, играл на баяне. Очень радовался, когда Крым воссоединился с Россией, считал это восстановлением справедливости. Виктор Николаевич в быту предпочитал регламентированную жизнь, не любил ничего случайного. Был лишён тщеславия, не стремился к почестям, но навсегда остался в памяти тех, кому открыл дорогу - в своих учениках, внуке, уже создающем домашний музей в честь деда и мечтающего назвать будущего сына его именем. Виктор Николаевич жил в пятиэтажке и считал счастьем преодолеть 4 этажа, посидеть во дворе на любимой скамейке. С его появлением двор оживал, все хотели получить консультацию, поговорить, и мой доктор никому не отказывал. Оставался всегда верным клятве Гиппократа, делу и чести. Возвращался домой очень уставшим, к его боли прибавлялась чужая, но был счастлив, что ещё нужен. Сегодня скамейка опустела…

Людмила КЛИПАЧЕНКО.
Симферополь.

Любить - от корня «быть»

Изумрудные юбиляры - это о нашем друге, коллеге и соратнике Геннадии Андреевиче Ёжкине и его супруге Альбине Семёновне, многолетних подписчиках «Крымской правды», у которых 17 ноября величавая и значимая дата – изумрудная свадьба, 55 лет счастливого брака. Их жизненный сценарий - вечная весна и вечная судьба на одной сердечной волне - достойный пример для молодёжи. Вот и совет молодым: больше присматривайтесь к уникальному опыту старших, мотивируйте себя добрыми примерами, мыслите и действуйте ответственно и позитивно на жизненном пути. Недаром ведь Александр Сергеевич Пушкин утверждал: «Счастье можно найти лишь на проторённых дорогах». Своё счастье, свою проторённую дорогу Ёжкины начали закладывать в далёком 1963 году. Альбина родилась в 1942 году в Белоруссии, в партизанском отряде, Геннадий - родом с Алтая, с берегов Оби и царства кедров. Судьба свела молодых в Барнауле, где учились в учётно-кредитном техникуме. Геннадий Андреевич уже позже вспоминал, что в их группе было 30 девчат и один парень - он. По настоянию Альбины брал её на занятия в аэроклуб, вместе осваивали планер, прыгали с парашютом, а после техникума поступили вместе на заочное отделение Московского финансово-экономического института имени Георгия Плеханова.
Влюблённость переросла в глубокие, нежные чувства, которые Геннадий выразил однажды ослепительными красными маками. С тех пор роскошные, благоухающие алые маки - их талисман. Через 3 дня после скромной свадьбы Геннадия призвали на четырёхлетнюю службу на Краснознамённый Балтийский флот. В Кронштадт на флагманский крейсер, где сослуживцы избрали его комсоргом, а позже назначили инструктором политотдела по комсомольской работе боевого соединения. После демобилизации вернулся на Алтай к супруге. Работали экономистами. Родились дочь Альбина, сын Максим. События! Ещё один поворот - приглашение молодого коммуниста на работу в Алтайский крайком комсомола, так что отмечавшееся 29 октября столетие комсомола - и их праздник. В 1972 году семья переехала в Крым в сельскую глубинку в систему треста «Крымсельстрой», в котором Альбина стала ветераном труда, занимая ответственные должности по специальности. У Геннадия в дальнейшем было много жизненных поворотов: должности он не искал, они его находили - Белогорский райком, консультант и заведующий Домом политического просвещения Крымского обкома партии. Благодаря его интеллигентному, поисковому мышлению, умению создать доброжелательную, творческую атмосферу среди сотрудников, Дом политпросвещения стал одним из ведущих региональных образовательных центров в Советском Союзе. Авторитетные учёные крымских вузов считали за честь читать здесь лекции.
Блестящее экономическое образование и защита диссертации кандидата исторических наук, «заточенность» на хозрасчёт, прогрессивные «Косыгинские» реформы экономики помогли Геннадию Андреевичу и его соратникам создать одну из первых в Крыму школ бизнеса, при которой открыли и лицей молодых предпринимателей. И факт остаётся фактом: Ёжкин задолго до эпохальной «Крымской весны» через различные новации развивал связи с Москвой, привлекал в Крым российскую научную и деловую элиту. Трагический 1991 год, развал великого СССР не выбил его из колеи: сказались флотский характер, воля, самодостаточность и, конечно, поддержка Альбины Семёновны, всей семьи, которая всегда была его Вселенной. Какая тонкая работа - счастливым сделать хоть кого-то. Супруги Ёжкины сделали счастливыми и с активной гражданской позицией своих детей, заботятся о внуках, исподволь учат их жить совестливо, в гармонии с самими собой. Безмерно радует юбиляров - как расширяющаяся Вселенная - расширяющаяся семейная родословная: внук Аврелий и правнучка Злата по линии дочери Альбины; внуки Алексей, Евгений и Михаил – «звёздочки» от сына Максима, кстати, успешного менеджера, и невестки Елены.
Этапы жизни одной семьи, уроки жизни. Как заметил когда-то великий испанский философ Мигель де Унамуно, «любить от корня «быть». Конечно, как у всех людей их бытие не всегда было благостным. Были испытания, печали, потери, требовавшие стойкости и мужества... Но это была их эпоха, о которой сказал поэт Андрей Дементьев: «К цинизму мы тогда не привыкали и думали не только о себе». Вот и сейчас в уважаемом возрасте, 6 декабря Геннадию Андреевичу исполнится 75 лет, а Альбина Семёновна уже отметила недавно эту дату. Но ежедневно супруги Ёжкины проявляют завидную активность. Вместе с группой энтузиастов добились, чтобы их многоквартирный дом был признан в Симферополе одним из образцовых по благоустройству прилегающей территории: разбиты клумбы с цветами, розарий, посажены берёзы, платаны и другие деревья, установлены скамейки для отдыха, созданы баскетбольная, теннисная и детская площадки. Закон бытия: лишь то и счастье, что подарил другим. Работает принцип: с людьми и для людей.
Мы хотим сердечно поздравить Альбину Семёновну и Геннадия Андреевича с таким значимым юбилеем. Пусть книга жизни и в дальнейшем шелестит яркими страницами, блеском и глубиной чувств, эмоций, позитивным настроением, и на гостеприимном семейном столе всегда стоят полевые маки, излучая алый свет. Добра вам и благополучия, дорогие юбиляры!

В. и Л. АРБУЗОВЫ, В. и И. КАЛЬНОЙ,
В. ЛЕВАШОВ, А. КРИЦКИЙ.
Симферополь.

Не расстанусь с комсомолом!

С глубоким волнением прочитал в нашей газете беседу с Владимиром Михайловичем Максимовым, руководителем Совета ветеранов комсомола Крыма, и подборку, посвящённую столетию ВЛКСМ. Сразу вспомнилось многое личное, связанное с комсомолом: детское волнение при вручении комсомольского билета; сомнения - оправдаю ли доверие товарищей после избрания секретарём комитета комсомола родного учебного заведения; замечательная школа многолетней комсомольской работы в армии; встречи с молодёжью как ветерана комсомола.
Некоторые представители старшего поколения заявляют, что никогда не состояли в комсомоле. Мне их искренне жаль: как многого они себя в жизни лишили. А я горжусь принадлежностью к комсомолу, горжусь замечательной школой оптимизма, чуткости, сопричастности к судьбе Родины, которую прошёл в его рядах. От всей души поздравляю со славным столетним юбилеем соратников-комсомольцев разных поколений.

Ю. ТУЛЯКОВ,
член ВЛКСМ с 1950 года, полковник в отставке.
Симферополь.

Сделайте дорогу к пандусу

Я, ветеран Великой Отечественной, инвалид I группы, уже несколько лет пользуюсь услугами Республиканского госпиталя для ветеранов вой­ны в Симферополе, искренне благодарен его сотрудникам. Но есть проблема: пандус для «колясочников», вроде меня, расположен позади корпуса, на так называемой внутренней территории. Там всё устроено великолепно, а вот добраться до пандуса - огромная проблема. Весь «двор» покрыт огромными ямами, всё время залитыми водой, а зимой ещё и очень скользкими.
И автомобилистам, доставляющим инвалидов в госпиталь, приходится совершать чудеса изворотливости при проезде к пандусу. Дорога похожа на разбомблённую фронтовую, поверьте, знаю, о чём говорю. И вероятно, в таком состоянии она находится лет десять, не меньше. По ухабам проезжают автомобили к зданию пищеблока с продуктами для больных. Уважаемые чиновники, коммунальщики, неужели нельзя хотя бы засыпать чем-то ямы? Ведь с ремонтируемых улиц достаточно доставить пару самосвалов убираемого старого асфальта и щебёнки. А сколько добра вы сделаете ветеранам. Обратите, пожалуйста, внимание на это.

Г. МЕЛЬНИКОВ.
Джанкой.

От всей души благодарим коллектив отделения «хирургическое лечение нарушения сложных ритмов сердца» Республиканской клинической больницы имени Николая Семашко. Заведующего Максима Глухова, лечащего врача Жанну Никитину, всех медицинских сестёр и нянечек за профессионализм, чуткое и внимательное отношение к пациентам, особенно к нашему дорогому человеку Валерию Николаевичу Анохину. Эти чудо-специалисты не только сделали сложнейшую операцию, но и за несколько дней поставили его на ноги. Низкий им поклон.

Семья АНОХИНЫХ.
Сакский район.

* * *

Искренняя признательность врачам Старокрымской больницы: травматологу Руслану Таушканову, хирургу Ибрагиму Аблаеву и Зареме Меметовне, оказавшей мне первую помощь, их умелым помощницам - медсестричкам. Эти прекрасные, вежливые и знающие люди не только помогли, но и успокоили, морально поддержали.

Айше РАМАЗАНОВА.
Старый Крым.

* * *

Самые добрые слова благодарности сотрудникам отдела полиции железнодорожного вокзала станции Симферополь, диспетчерской службе троллейбусного парка, водителю троллейбуса №4316 маршрута №6, пассажирам этого троллейбуса, которые оперативно помогли мне вернуть забытый пакет с важными документами.

Анна СВИБИЛЬСКАЯ.
Симферополь.

Наталья ПУПКОВА.