Нашедший в Крыму смысл жизни

8 Июль 2017 1160
Терентий Вяземский.
Терентий Вяземский.

Так говорил о себе выдающийся русский учёный, врач, ботаник Терентий Вяземский, для которого наш полуостров стал второй родиной, и он вложил в неё частицу души, создав в Восточном Крыму, у подножия уникального горного образования Карадаг, научное учреждение - биологическую станцию. Выдающийся человек, которого мы с полным на то основанием можем назвать крымчанином, родился 160 лет назад, и в эти дни научная общественность отмечает знаменательную дату.

Из богословов - в медики и ботаники

Ещё до того, как Терентий Иванович выбрал на всю жизнь профессию и связал судьбу с Крымом, он окончил Рязанскую духовную семинарию, но поняв, что стезя богослова не позволит ему реализоваться в своих устремлениях и в понимании земного предназначения, он сходит с этого пути и поступает на медицинский факультет Московского университета. Окончив этот вуз, отправляется в Германию, где продолжает образование на кафедре Саксонского университета. В Москву вернулся приват-доцентом на университетскую кафедру физиологии. Он стал борцом с алкоголизмом, открыл кружок для школьников, где проводил с молодыми людьми беседы не назидательные, а увлекательные. Он умел убеждать силой своего таланта и бескомпромиссностью к тому, что считал общественным злом. Созданный им противоалкогольный музей посещали и взрослые, и дети, получая там дозу «противоядия» пороку. На первом всероссийском съезде виноградарей и виноделов в Москве Терентий Вяземский выступил с программой борьбы с алкоголизмом, которая нисколько не вредила этим отраслям, а наоборот, работала на их развитие.
Впервые попав в 1901 году на Карадаг, Терентий Иванович не только влюбился в это загадочное место, не имеющее аналогов в мире, но и понял, что уникальный своей природой безлюдный край должен стать местом научных исследований, которые послужат делу процветания Крыма, привлекут к нему внимание учёных не только России, но и мира. Прагматик, не лишённый романтики, он увлечённо вникал в историю карадагской сказки, начавшейся около трёхсот миллионов лет назад, когда на месте современного Чёрного моря бушевали волны океана Тетис, простиравшегося до Панамского перешейка Америки. К началу Юрского периода, сто пятьдесят миллионов лет назад, Тетис начал мелеть и делиться на отдельные бассейны. Причиной были мощные тектонические процессы. Именно в этом месте Восточного Крыма сошлись в жестокой схватке стихии огня, воды и земной тверди. В своём величественном противоборстве, пытаясь уничтожить друг друга, они изваяли то, что увидел Вяземский, то, что видим мы, то, что признано уникальным, неповторимым памятником природы, выразить который словами просто невозможно. Побывавший здесь Константин Паустовский сетовал на «вялость человеческой речи», на невозможность подобрать слова и сравнения, чтобы описать «могущество кратеров, дыхание моря, влитого в их пропасти, крики орлов и тысячи малейших, ласковых вещей». Карадаг давно стал местом паломничества для художников, которые пытаются своими средствами передать всё своеобразие огромной картины, созданной безграничной фантазией природы. Но в первую очередь - это Мекка для учёных. И такой сделал её Терентий Вяземский.

Мечта во плоти

Учёный не был утопистом.
У медика, ботаника была вполне определённая цель, для достижения которой он покупает участок земли с невзрачным одноэтажным домиком и закладывает здесь основу научной лаборатории для разносторонних исследований.
В благоприятном для этого, но в те времена суровом, месте, назвать которое земным раем было нельзя.
Вдали от шума городского не было и намёка на комфорт. «Голым, выжженным, лысым местом» назвал этот дикий тогда край врач, писатель, автор «Крымских очерков» Сергей Елпатьевский, понимавший толк в красоте природы. Не вдохновившись увиденным, он даже не вышел из экипажа, велев быстрее проехать мимо не радующей взор картины.
А вот «чудесный доктор с развевающимися волосами», как называли Вяземского жители окрестных поселений, решил преобразить неприглядную картину, не испугавшись трудностей. Именно уединённость этого места укрепила его желание создать здесь научную станцию - вдали от городской суеты и людских пороков.
Неординарно мыслящего человека понимали далеко не все современники. Многие его идеи не только не воспринимались, но и навлекали на него беды. Одна из них - создавать в местах заключения, ссылок, тюрем условия для творческой работы, в том числе научной, чтобы не терять интеллектуальный потенциал и давать людям реальный шанс найти себя, - чуть не стоила ему самому свободы. Министр просвещения России граф Делянов, к которому Терентий Иванович обратился с таким предложением, счёл Вяземского человеком опасным. Идея создания научной станции на Карадаге тоже не нашла поддержки, в том числе и в научной среде. Но были, к счастью, и исключения. Поверил в жизненность этой идеи профессор МГУ Лев Мороховец. Он помог сформулировать основное научное направление исследований на первые годы работы - морфология, систематика и физиология морских животных. А самое главное - поддержал финансами. Благодаря действенной поддержке Льва Захаровича в 1907 году началось строительство первой в мире природной биологической станции.
Чтобы получать дополнительные средства на развитие науки, не терять практику врача-невропатолога и помогать нуждающимся в помощи людям, Вяземский открывает санаторий.
К сожалению, коммерсанта из него не получилось: санаторий не оправдал надежд. По разным причинам, в том числе и из-за доброты Терентия Ивановича, который не со всех больных брал плату, понимая, что это для многих непосильно. Так что пришлось обходиться деньгами Мороховца, которых хватило на то, чтобы заложить фундамент биостанции, строительство которой было завершено в марте 1914 года.
То, что многие назвали утопией, стало реальностью, осуществлением мечты увлекающегося и увлекающего человека, вдохновенного собеседника, поражавшего широкой эрудицией и необычайно оригинальным и смелым полётом мысли.
Кроме научной деятельности, Вяземский занимался и практической медициной: он был хорошо известен как талантливый невропатолог и психиатр. В Крыму у него лечилось не только местное население. Слава о докторе Вяземском так широко разнеслась, что к нему приезжали лечиться даже с берегов Анатолии.

Сохранить для потомков

Заботы, хлопоты привели к тому, что вскоре после окончания строительства основатель биостанции серьёзно заболел. Как врач, он понял, сколько времени ещё отмерено судьбой. Чтобы сохранить своё детище, он передаёт землю, корпуса, оборудование и самую большую ценность - сорок тысяч томов уникальной научной библиотеки со всеми редчайшими изданиями Обществу содействия успехам опытных наук и их практических применений им. Х. С. Леденцова.
Терентия Вяземского не стало 23 сентября 1914 года.
С этой даты ведёт свою историю созданная им первая в мире природная биологическая станция, которой тогда же было присвоено его имя. Упокоился учёный на Пятницком кладбище в Москве.
В 1979 году на базе биостанции был создан Карадагский природный заповедник, включающий территорию горного массива и прилегающую морскую акваторию. Его не закрыли для посещения: научные сотрудники все годы водили по экзотическому месту организованные экскурсии, давая каждому желающему возможность насладиться красотой этого места. Сейчас это - Федеральное учреждение «Карадагская научная станция им. Т. И. Вяземского - природный заповедник Российской Академии Наук».
Приезжающих сюда из разных уголков мира людей встречает Терентий Вяземский: в парке биостанции, перед зданием с библиотекой учёного установлен его бюст, автор которого - известный московский скульптор Анатолий Григорьев, который в течение многих лет много времени проводил в Коктебеле.
Учёный, премьер-министр Крымского краевого правительства Соломон Крым назвал Карадагскую биостанцию законным духовным детищем и наследницей Терентия Ивановича, увековечившей память Вяземского.
Задача и обязанность потомков сохранить наследие, оставленное человеком уникального дарования и прозорливости.
В том числе и библиотеку с редчайшими изданиями, в числе которых книга Терентия Вяземского «Электрические явления растений», вышедшая в 1901 году, за которую автору была присуждена степень доктора медицины. Труд представляет интерес для современных исследователей.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.