Крымская сибирячка

Без малого 70 лет дружит с «Крымской правдой»

30 Июнь 2017 986
Иван и Нина Королёвы.
Иван и Нина Королёвы.

У неё удивительно светлый, лучистый, ласковый взгляд и характер такой же - добрый, открытый, искренний. А ещё - сильный, сибирский. Крымская сибирячка, это о нашей читательнице с 69-летним (!) стажем Нине Королёвой. Она родилась в Омской области, взрослела в Алтайском крае и вот уже почти 70 лет живёт в Крыму. Сегодня Нине Ивановне - 90 лет.

Судьба не баловала её, родившуюся 1 июля 1927-го в семье Татьяны Андреевны и Ивана Ивановича Крюковских из небольшой таёжной деревушки Тимирка.
- Тяжело жили, бедно, отец, как говорится, природный пахарь, мама - домохозяйка, восьмерых детей родила, я - седьмая, - рассказывает наша читательница. - Трое совсем маленькими умерли, младшая сестрёнка Галя - семилетней, от дифтерита - косили тогда эпидемии сибиряков. А папа мой с войны израненным пришёл: его призвали в армию в 1913-м, через год началась Первая мировая, потом Гражданская - против войск Колчака сражался.
Вскоре после рождения Нины семья перебралась в Славгород Алтайского края, девчушка окончила семилетку, поступила в педагогическое училище, мечтала учить малышей. А потом началась Великая Отечественная, об учёбе и мечте пришлось забыть - теперь жизнь девушки, как и всей огромной страны, была подчинена одному: «всё для фронта, всё для Победы». Как только исполнилось 16 лет - раньше на работу не брали - стала трудиться на почте. Принимала посылки, разносила пенсии и пособия. К счастью, не довелось прятать глаза от земляков, разнося похоронки и извещения о пропавших без вести, а вот их семью горькие вести не обошли: старший брат Фёдор не вернулся, так до сих пор не знает сестра, где голову сложил.
- И муж старшей сестры в Латвийской ССР, под Ригой погиб в 1944-м, тоже связист, добровольцем ушёл на фронт в составе Сибирской добровольческой Сталинской дивизии. Смог восстановить оборванную связь, но обратно не вернулся - снаряд разорвался рядом.
В Белоруссии, откуда родом родители, шестеро двоюродных братьев погибли, подпольщики фашистами в тюрьме замучены. А сколько ребят из нашей школы погибло!
Нина Ивановна, вспоминая, не сдерживает слёз и признаётся, что молится лишь об одном: чтобы никогда не было больше войны. Она не видела её так близко, как те, кто был на фронте и в оккупации, не слышала разрывов снарядов, но видела последствия войны - вдов, детей, оставшихся сиротами, эвакуированных, инвалидов, без рук, без ног, вернувшихся с фронта. Она разносила им пенсии, пособия - до сих пор вспоминает, как с болью смотрела на этих бедных людей и чтобы хоть как-то их порадовать, принимала «скромное угощение - кружечку кипятка». А ещё вспоминает, как порой приходилось идти на нарушение, позволяя отправить на фронт лишние граммы махорки - вырезали люди в тоненьких книжечках странички шкатулкой, насыпали крохи, чтобы в минуты затишья фронтовики могли, как когда-то в мирное время, свернуть «козью ножку», хоть на миг отвлечься от ежесекундной опасности. Может, это и счастливое совпадение, но цензоры, проверяющие почту, ни разу «не заметили» оплошность. Все понимали - война. И даже в Сибири, за километры от фронта, делали всё для скорейшей Победы. 16-летняя Нина вместе с подругой-ровесницей работала и на лесозаготовках, в 50-градусный мороз валили огромные сосны - всё для фронта.
Среди множества заслуженных наград и благодарностей самые дорогие для нашей читательницы, участника войны - медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За Победу над Германией». А её муж Иван Лаврентьевич гордился орденом Отечественной войны первой степени - фронтовик, форсировавший Днепр, танкист, на «Т-34» освобождавший от фашистов Украинскую ССР.
- Ванечку мобилизовали в декабре 1941-го, - рассказывает Нина Ивановна. - Ему в сентябре как раз 18 исполнилось, начинал войну пехотинцем, потом танкистом стал, ранен был. В 1944-м его направили в Северную Осетию, в училище в Дзауджикау (Орджоникидзе, Владикавказ). Окончил его уже после Победы, как отличник смог сам выбрать место дальнейшей службы. Выбрал Таврический военный округ, Симферополь, где дослужился до капитана, потом в военкомате работал.
Но перед отъездом на место назначения фронтовик побывал в отпуске в Славгороде, где жили родители. Евдокия Павловна и Лаврентий Павлович Королёвы, потерявшие на войне зятя и старших сыновей Владимира и Макара, так ждали с фронта младшенького - Иван у них родился 14-м, когда маме было уже 50 лет. Приехал лейтенант в отпуск, зашёл в военкомат, чтобы стать на учёт, а встретил любовь. Нина поставила его на учёт, а Иван написал ей записку - «хочу с вами познакомиться» и два дня ждал её у калитки. Любовь с первого взгляда протяжённостью в жизнь. Судьба отвела супругам всего 52 года вместе - 17 лет назад Ивана Лаврентьевича не стало, но мыслями Нина Ивановна рядом с ним, его фотографии на видном месте, воспоминания самые светлые.
- Удивительно, но сама судьба как будто вела нас на встречу друг другу, мы ведь даже родились в одном Знаменском районе Омской области, правда, с разницей в 4 года, он - в 1923-м, но зато в соседних деревнях: я - в Тимировке, а он - в Боровой, - продолжает читательница. - Но узнали об этом только, когда расписывались, обрадовались оба - точно судьба. Кстати, уже здесь в Симферополе, в землячестве сибиряков я случайно встретила ещё земляков, правда, уже из Славгорода - Зинаиду Васильевну Андрееву, Андрея Андреевича Бойко, Татьяну Петровну Бугара, Владимира Герасимовича Жемерова. А ещё нас с ними объединяет «Крымская правда» - у каждого стаж подписки - десятки лет.
В сибирской семье Королёвых нашу газету впервые выписали в 1948 году, когда только приехали на полуостров.
- Помню, тогда называлась газета «Красный Крым», муж сразу сказал: наша, народная, будем по ней с Крымом знакомиться. Мы до 1970 года, до получения своего жилья, жили в гарнизонной коммуналке, квартиры снимали, но с газетой ни на месяц не расставались - она стала нашей родной. Ванечка читал, что называется, от корочки до корочки, буквально зачитывался ею, даже понравившиеся материалы откладывал, говорил мне: прочти обязательно, особенно нравились о природе Крыма, о передовиках. Многих корреспондентов знали, пусть и заочно. Часто писали в газете и о сослуживцах мужа, танкистах, и о моих коллегах по «Крымстрою», о прекрасном руководителе Макаре Ветошкине, по облисполкому, где в управлении торговли работала до пенсии.
Гостеприимная, добрейшая и очень скромная - «что обо мне писать, как все, работала для Родины» - Нина Ивановна признаётся, что и сейчас с газетой не расстаётся, с удовольствием читает, тоже от корочки до корочки, ждёт с нетерпением каждый номер. «Крымская правда» поздравляет Нину Ивановну, читательницу с многолетним стажем, с юбилеем. Многие вам лета!

Наталья ПУПКОВА.