Крымский иммунитет от майданов

Почему в республике нет места «пятой колонне»

2 Июнь 2017 973
Денис Батурин.
Денис Батурин.

К празднику, который Крым отмечал много лет, даже находясь под властью Киева - Дню России - российская «пятая колонна» приурочила свои оппозиционные акции. Но несмотря на усталость от особенностей «переходного периода» и явное недовольство работой местной бюрократии, попытки оппозиционеров «освоить» российский полуостров, начатые с самого момента возвращения на Родину, до сих пор не увенчались какими-либо заметными успехами. Почему при достаточно активной общественности, довольно-таки критическом отношении к местным чиновникам в Крыму, в отличие от других регионов России, практически нет места для «пятой колонны»? Чего ждать крымчанам от широко анонсированной на День России акции «белоленточных» и кого в Крыму относят к «оппозиции»? На вопросы корреспондента «Крымской правды» отвечает политтехнолог, член Общественной палаты Республики Крым Денис БАТУРИН.

- На 12 июня анонсирована акция либеральной оппозиции, позиции которой в Крыму объяснимо слабы. К тому же с 6 по
12 июня у нас традиционно проходит Международный фестиваль «Великое русское слово», объединяющая сила которого общеизвестна. Ожидать ли каких-либо провокаций в ходе фестиваля?
- Не вижу пересечений между акциями оппозиции и фестивалем, разве что оппозиция включит в свою риторику «меджлисовские» тезисы. Судя по тому, что сторонники Навального подали заявку на проведение митинга 12 июня в 212 городах России, речь идёт о демонстрации масштабности акции, оппозиции интересен сам факт проведения митинга в Крыму, а не его содержание.
- Спустя три года после возвращения на Родину благодаря стараниям местных элит определённый «протестный потенциал» всё-таки накоплен. И хотя претензии предъявляются не России, а местным «князькам» и «решалам», материал для манипуляций имеется. В итоге если не все, то многие из тех, кто открыто критикует местных управленцев, могут быть записаны в «либералы» и «пятую колонну». Насколько такой исход вероятен?
- Это не сделано и будет сделано навряд ли. Во-первых, многие критикующие крымскую власть в большинстве своём при этом чётко относят себя к путинскому большинству. Во-вторых, чтобы критиков назвали «пятой колонной», они должны включить в свои сюжеты неприятие «аннексии» и критику «режима Путина». Этого нет, местная оппозиция выступает против «бездорожья и разгильдяйства».
- Претензий к правящей партии, несущей ответственность не только за двух лидеров «Крымской весны», но и за местных руководителей украинского разлива, накопилось уже достаточно для того, чтобы нести электоральные потери. Однако серьёзной политической конкуренции у ЕР в Крыму нет, как её не было в украинские времена у ПР. С одной стороны, это для партии, наверное, благо, а с другой, - мы видели, что в итоге стало с ПР. Насколько хронические украинские болезни опасны для российской партии?
- Если вести историю из украинских времён, можно просмотреть суть и наличие проблем сегодняшних. Для партии власти быть вне конкуренции настолько же хорошо, насколько ответственно. И если уж говорить о некоем сравнении, то внеконкурентные позиции «Единой России» сильнее, чем позиции Партии регионов в Крыму украинского периода. А значит, сильнее и позиция ответственности. Оценивая ситуацию, стоит говорить не о наследии украинского периода, а всё же смотреть современную жизнь других российских регионов, в которых также борются с коррупцией и разгильдяйством.
- Национальный вопрос - особая часть крымской специфики. Традиционно опорой украинских «оранжевых», а затем неонацистов были националисты - сторонники ныне запрещённого «меджлиса». Деятельность этой экстремистской организации в России запрещена, однако функционеры и сторонники никуда не делись.
В нынешних условиях, когда все политические цели (кроме разве что восстановления ханства) достигнуты благодаря указу президента о реабилитации, остаётся разве что требовать предоставления льгот без документов. Но тут простор для жалоб уже невелик. Если от государства получено всё, можно переходить в оппозицию. Будет ли разыгрываться национальная карта «пятой колонной» и каким образом?
- Для «пятой колонны» национальная тема может стать смертельным болотом. В нынешних условиях, повторюсь, национальную тему можно разыгрывать только в рамках тезисов «меджлиса», требуя национально-территориальной автономии, требуя у власти поделиться властью с национальными органами само­управления, заявляя о преследовании по национальному признаку по каждому административному, уголовному или экстремистскому эпизоду. «Пятая колонна» на это не решится.
- В прошлом Крым переживал десанты с материка. Последними были так называемые «македонцы», менявшие на «своих» даже библиотекарей. Пока такого десанта с материковой России мы не видели, хотя многие, уставшие от местных управленцев, ждут его, как манны небесной.
А какова вообще вероятность высадки такого десанта управленцев уже в российском Крыму?
И может ли он оказаться полезен?
- Вероятность и есть вероятность - то есть события, которые могут произойти и в равной степени произойти не могут. Экспансия донецких в Крым, сопровождавшаяся заменой и библиотекарей, и директоров кладбищ, имела как перегибы с перебором, так и вполне понятный смысл - новую динамику и новые задачи можно реализовать в кратчайшие сроки только с теми, кто предан, доверяет, имеет включённый интерес. Это о смысле и технологии «десанта». В то же время опыт Севастополя говорит о том, что самого факта «десанта» недостаточно, важны не только происхождение и связи, но и качество управленцев-«варягов». Ждать суперадминистраторов не стоит - «других писателей у нас нет», стоит критиковать имеющихся управленцев, занимаясь здоровым социальным лоббизмом - давлением экспертов, общественников и СМИ, выявлять и освещать проблемы. Это делается, есть в этом направлении и успехи.

Беседовал Николай ФИЛИППОВ.