ФАС уполномочена заявить

Нарушений много, тарифы отрегулируем, конкуренцию повысим

2 Июнь 2017 1057
Неопытность не освобождает от ответственности.
Неопытность не освобождает от ответственности.

Больше всего нарушений в Крыму специалисты Федеральной антимонопольной службы зафиксировали в сфере закупочной деятельности, объяснив это неопытностью наших заказчиков. Помимо этого на полуострове идёт нешуточная борьба за справедливые тарифы, а малый и средний бизнес ждёт, когда его допустят к госзакупкам.

Без злого умысла

По мнению руководителя УФАС по РК и Севастополю Тимофея Кураева, которое он озвучил на пресс-конференции в Симферополе, на данный момент на полуострове можно выделить три основных типа нарушений антимонопольного законодательства.
- Много нарушений наблюдается в закупочной деятельности. Оно и понятно - крымские заказчики только в этом году в полном объёме перешли на 44-ФЗ (Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». - Ред.). В прошлом году только 30% бюджетных средств распределялось с помощью этого закона. Это колоссальный объём денег, который сейчас заказчики вынуждены тратить, впервые соблюдая процедуру. Как правило, мы не видим здесь какого-то злого умысла, но реагируем в установленном порядке, - уточнил специалист.
Он также отметил, что второе место по количеству нарушений занимают «технологические присоединения в сфере ЖКХ», а третье - действия органов власти в связи с ограничением конкуренции.

Подмоченные тарифы

Специалисты ФАС также рассказали о нарушениях формирования тарифов, которые они обнаружили после проверки ГУП РК «Крымские морские порты» и ГУП Севастополя «Севастопольский морской порт». В отличие от других инфраструктурных монополий, где конкуренция невозможна, в условиях портовой деятельности она вполне реальна. Гипотетически.
- Мы проверили их финансово-хозяйственную деятельность, чтобы принять правильные тарифные решения. По нарушениям антимонопольного законодательства приняли соответствующие меры, а именно: вынесли предупреждения Министерству имущественных отношений и Министерству транспорта. Сейчас эти предупреждения где-то выполнены, а где-то находятся в стадии выполнения, - пояснил Кураев, подчеркнув, что во время принятия решений по формированию тарифов обязательно будут учтены результаты проверок ФАС.
Специалист также отметил, что ключевым в данной проверке было не выявление конкретных нарушений, а понимание того, куда движется предприятие: в сторону развития или банкротства.
- Главная задача - сделать справедливым тариф, чтобы порты развивались и предпринимались усилия по экономии и эффективному освоению средств, - добавил Кураев.
Что касается тарифа на стоянку в международном аэропорту «Симферополь», то его решение по обоснованности  будет принято комиссией крымского управления ФАС седьмого июня.
По словам Кураева, для сравнения комиссия взяла цены на аналогичные услуги на территории Краснодарского края, Ростовской области, Воронежа, Волгограда и Астрахани.
- В обустройство аэропортовой стоянки вложены достаточно серьёзные денежные средства. Мы должны сейчас определиться, насколько тариф справедлив с точки зрения окупаемости тех затрат, которые привели к обустройству площадок.

Пустите «малышей»

В целом специалисты Федеральной антимонопольной службы ищут возможности для расширения конкурентной среды на полуострове, надеясь, что в ближайшее время президент Путин подпишет указ, который предусматривает утверждение национального плана развития конкуренции.
По словам заместителя руководителя УФАС по РК и Севастополю Сергея Пузыревского, несмотря на то, что у нас достаточно сильное законодательство по защите конкуренции, во многих отраслях она до сих пор крайне слабо развита. И для её развития деятельности одной антимонопольной службы, конечно, мало.
- Рассчитываем на то, что результатом реализации этого плана станет развитие конкурентных рынков во всех отраслях экономики по всем регионам страны. Каждый регион должен будет утвердить стандарт развития конкуренции и посмотреть, что они могут сделать для развития конкуренции на своих территориях. Крупные компании - это, конечно, важная составляющая любой экономики и глобальной конкуренции, но большая часть занятых у нас приходится на малый и средний бизнес. Поэтому нужно принимать направленные меры на его расширение, допустив к закупкам малый и средний бизнес, - пояснил Сергей Пузыревский.

Александр ДРЕМЛЮГИН.