«Крымская правда» - помощница

31 Май 2017 1062
Тот самый номер за 16 апреля
1944-го, найденный в гимнастёрке погибшего солдата.
Тот самый номер за 16 апреля 1944-го, найденный в гимнастёрке погибшего солдата.

«Газета в моей судьбе» - рубрика о вас, дорогие читатели, и о нас, «Крымской правде», готовящейся в феврале 2018-го отметить 100-летие, о нашей дружбе, проверенной годами и делами. Мы, газетчики, гордимся и дорожим каждым читателем, знаем, что так же дорожите и вы - подсказываете нам темы, становитесь соавторами, во все времена узнавали «своих» журналистов по первым строчкам, бережно храните чем-то дорогие вам номера газеты. Напишите нам, как давно ваша семья дружит с «Крымской правдой», кто первым выписал газету, как публикация повлияла на вашу жизнь, чем запомнились встречи с нашими журналистами. Просим откликнуться и людей, о которых в разные годы писала газета, а может, вы сами или ваши родные были нашими авторами - напишите. Может, у вас есть семейные фотографии, на которых «отметилась» и газета, или сохранились номера, которые чем-то вам дороги, - расскажите об этом.

Память о солдате

Наши постоянные читатели знают, что «Красный Крым», так в годы Великой Отечественной называлась «Крымская правда», не прекращал выходить даже после оккупации полуострова фашистами, из тыла, с Кавказа, номера, четвертушки нынешнего размера, доставляли в Крым, на партизанскую базу, самолётами. В Симферополь «Красный Крым» вернулся вместе с освободителями в 1944-м.
«Уже ночь, - писал ответственный редактор Евгений Степанов. - Я готовлю первый номер газеты в освобождённом городе. И хотя гитлеровцы в эту ночь предприняли бешеную бомбёжку города, газета вышла». Тот номер за 16 апреля 1944 года хранится в нашей редакции. Он - грустный: 15 апреля умер после тяжёлого ранения командующий 1-м Украинским фронтом Николай Ватутин. Но и радостный тот номер - «Советские войска в Крыму стремительно продвигаются вперёд. Завершается полная ликвидация вражеских сил на нашем полуострове. В городах и сёлах восстанавливается советская власть, трудящиеся поздравляют друг друга с победой и берутся за восстановление разрушенного народного хозяйства». В этом номере и стихотворение Вениамина Гоффеншефера, майора, служившего в газете 51-й армии «Сын Отечества», часть редакции в которой сформирована и из наших коллег, журналистов «Красного Крыма, о полуострове: «О Крыме мы думали, к Крыму шли мести полны и любви./ И к тебе мы пришли по дорогам степным, рванулись через Сиваш./ Здравствуй, земля наша - солнечный Крым! Здравствуй, страдалец наш!» И заметка С. Шевченко о фашистском концлагере в совхозе «Красный»: «Кровь товарищей требует мщения, ни один гитлеровец не уйдёт безнаказанно с нашей священной земли!».
Этот номер, хранящийся в нашей редакции, дорог не только тем, что это память о войне, история нашей газеты, это и боль, личная боль одной из наших читательниц. Увы, мы сейчас не знаем её имя, да и нет уже той женщины в живых, ведь когда тридацть лет назад, в начале восьмидесятых, она принесла его в редакцию, ей было под восемьдесят лет. Но сохранился листок «Красного Крыма» и рассказанная о нём история. Сын читательницы (увы, и его имя некому вспомнить в редакции) в составе 4-го Украинского фронта освобождал родной Крым, погиб в боях за Севастополь. В кармане его гимнастёрки, пробитой осколком вражеского снаряда, товарищи нашли письмо маме и тот листок «Красного Крыма» за 16 апреля 1944-го. Что заинтересовало в нём солдата? Простые стихи о любимом Крыме, весть о концлагере, слова о восстановлении предприятий и скором окончательном разгроме врага на полуострове? Может, хотел переслать газету маме, находившейся с заводом в эвакуации? Теперь уже не узнаешь. Ту газету и письмо сына вместе с похоронкой она получила, уже вернувшись на полуостров, и долгие годы хранила четвертушку газетного листа, перечитывая заметки, которые перед смертью читал её сын.

Надпись на рейхстаге

А вот номер «Красного Крыма» от 18 декабря 1943 года добрался до Берлина. Благодаря Ивану Воронину из Ленинского района.
- В этом номере «Красного Крыма» рассказывалось о зверствах фашистов в Сталинском районе Керчи, где из более чем 25 тысяч жителей осталось 350, - написала наша читательница - внучка ветерана Марина. - Среди погибших - наши родные, дедушкин лучший друг, подпольщик, ещё со школы они вместе были. Газета оказалась в партизанском отряде, где воевал дедушка, и он, узнав о гибели дорогих людей, поклялся, что обязательно, во имя их памяти, дойдёт до Берлина, разобьёт врага в его логове».
После освобождения Крыма Иван Степанович воевал на 4-м Украинском, потом на 1-м Белорусском фронтах. Несколько раз был ранен, но мечту свою исполнил - взял штурмом Берлин. За те бои  награждён медалью «За отвагу».
- Вместе с ним взял Берлин и «Красный Крым» - тот номер газеты в память о родных дедушка всегда носил на груди, в кармане гимнастёрки рядом с крохотными фотографиями родных и партбилетом. На здании рейхстага, как потом рассказывал, написал, выцарапал осколком снаряда свою фамилию, фамилии погибших в Керчи, название газеты «Красный Крым» и слова: «Мы с вами победили! Да здравствует Советская Родина!».
Тот номер «Красного Крыма» и осколок, заменивший карандаш на поверженном рейхстаге, вернулся вместе с бойцом на родной полуостров. Иван Степанович так и продолжал носить его, уже истёртый, пожелтевший, в кармане на груди у сердца, рядом с партбилетом и фотографиями родных. И завещал уже внукам похоронить его вместе с ними, памятным номером и памятным осколком.
- Говорил, раз не удалось найти место захоронения родных моих, казнённых фашистами, пусть рядом со мной они будут навсегда - в той статье, в том осколке, в нашей Победе, ведь и их она заслуга. Одна на всех у нас Победа.
Вот такой историей поделились наши читатели. А какую роль в вашей судьбе сыграла «Крымская правда»? Ждём ваши письма.

Наталья ПУПКОВА.