1952 год. «Красный Крым»

25 Май 2017 2562
18 января «Красный Крым» был переименован в «Крымскую правду». Так выглядела передовица того знакового номера.
18 января «Красный Крым» был переименован в «Крымскую правду». Так выглядела передовица того знакового номера.

Последний год Сталинской эпохи запомнился масштабным строительством, развернувшимся во всех уголках необъятной Родины. Поднимались на ноги сельское хозяйство и промышленность, реализовывались внушительные инфраструктурные проекты. Полным ходом шло сооружение Северо-Крымского канала и Симферопольского водохранилища, строились новые заводы и рабочие посёлки. Был завершён и сдан в эксплуатацию грандиозный по своему замыслу проект Волго-Донского канала. А ещё в 1952 году газета «Красный Крым» сменила своё название.

Новое имя

Главным событием для газеты в этот год стала смена названия. Пятничный номер от 18 января вышел уже под привычным нам названием «Крымская правда».
С чем было связано решение переименовать издание, неизвестно. Во всяком случае, в первом номере «Крымской правды» никаких разъяснений по этому поводу нет.
Возможно, инициатором переименования стал ответственный редактор газеты Михаил Курьянов, возглавивший газету в сентябре 1951 года.
С его приходом изменилась и редакционная политика издания. По субъективным наблюдениям, большее предпочтение отдавалось теперь репортажным материалам. Корреспонденты стремились не только рассказать о трудовых подвигах отдельных рабочих, но и передать атмосферу, царящую на работах. Газета уже была не просто агитационным инструментом. Она стала интересна своей художественно-публицистической составляющей.

Главная стройка Крыма

Особое внимание в этот год было уделено строительству Северо-Крымского канала. За работами над этим проектом тогда следили, как сейчас следят за строительством моста через Керченский пролив. Материалы со стройплощадок публиковались едва ли не в каждом втором номере. И это были не просто информационные сводки. Это были полноценные очерки и репортажи. Вот, например, как описывает трудовые будни каналостроителей репортёр «Крымской правды» Л. Соколов:
«Полночь. Тихо на улицах Джанкоя. Лишь на железнодорожной станции ярко горят электрические лампочки, то и дело раздаются короткие свистки паровозов.
Дежурный оператор Галина Кононенко приняла уведомление о том, что на подходе к станции - эшелон с грузом песка для строителей Северо-Крымского канала. Заведующий погрузочным бюро стройки т. Пашковский торопливо вошёл в общежитие.
- Вставайте, ребята, на подходе эшелон с песком!
Грузчики быстро собрались на работу.
К двум часам ночи, точно по графику, машинист т. Веремчук подал к площадке 20 вагонов с песком. Бригады грузчиков тт. Борзенко и Мухи дружно взялись за дело. Моросил мелкий дождь, но никто не обращал на него внимания. На площадке быстро росли горы песка.
Не успели грузчики передохнуть, как к площадке подогнали ещё шесть вагонов с цементом. К этому времени из гаража автоколонны строительно-монтажного управления подъехало несколько автомашин. Водители тт. Доц, Гавриленко и другие подвели их почти вплотную к вагонам.
- А ну, ребята, давайте быстрей разгрузим и отправим на склад цемент, пока дождь его не испортил! - крикнул бригадир Муха.
Вскоре загруженные цементом автомашины одна за другой умчались к складу.
Когда наступил рассвет, на разгрузочной площадке по-прежнему кипела горячая работа. Сновали автомашины, с шумом падали на землю пахнущие сосной доски. Грузчики аккуратно складывали их в штабеля, а затем доверху заполняли кузова подходивших автомашин.
За день грузчики отправили с площадки десятки машин с лесом, черепицей, сухой штукатуркой, керамическими трубами и другими материалами, поступившими в адрес Северо-Крымского канала.»
В этом же материале публикуются и другие очерки Соколова, успевшего понаблюдать не только за процессом разгрузки вагонов, но и за работой на промышленной площадке, на растворном узле и строительстве нового жилого микрорайона Джанкоя.

В районах будущего орошения

Появляется в газете и новая рубрика: «В районах будущего орошения». В ней рассказывается о том, как будут меняться жизнь крымчан и сельское хозяйство области после прихода днепровской воды.
А воды будет немало. Ей планируют орошать 300 тысяч гектаров плодороднейших земель. Если учесть, что за сезон на каждый гектар будет расходоваться 2000-2500 кубометров, то в Крым ежегодно должно подаваться около одного миллиарда кубометров воды.
Орошаемое земледелие даст возможность колхозам и совхозам ежегодно получать высокие и устойчивые урожаи различных культур.
«Опыт колхозов Крыма показывает, что на поливных площадях урожайность  озимой пшеницы составляет не менее 35-40 центнеров с гектара, риса - 40-50, овощей- 400-450, картофеля - 300, винограда и фруктов - 100-150 центнеров с гектара...», - сообщается в одной из заметок.

Белое золото Крыма

Большие ставки делаются на развитие хлопководства в северном Крыму. Имеющийся небольшой опыт возделывания хлопчатника на орошаемых землях в степных районах Крыма говорит о том, что колхозы смогут собирать урожай этой ценной культуры на поливных землях в 8-10 раз выше, чем без орошения.
В качестве примера приводится опыт сельхозартели имени Чкалова Джанкойского района. Ещё в 1950 году по инициативе председателя т. Волка там был заложен опытный участок поливного хлопчатника. Благодаря искусственному орошению урожай на опытном участке был получен почти в пять раз больше, чем на суходольных землях. В первый же год здесь собрали по 17 центнеров хлопка с гектара.
Помимо выращивания самого сырья, которое корреспондент газеты называет «белым золотом», планируется и его переработка. В Джанкое уже ведётся строительство хлопкоочистительного завода.
«На промышленной площадке уже заложен фундамент главного корпуса, возведены стены двух складов, строятся и другие производственные помещения. Всё больше пополняется материальная база новостройки. Сданы в эксплуатацию небольшая электростанция и пилорама. Растёт автопарк. На днях получены три новые машины-самосвалы. Пробурена артезианская скважина, которая полностью обеспечит нужды завода в воде.
Недалеко от будущего завода воздвигается рабочий посёлок. Построены общежитие, несколько двухквартирных домов. Скоро будет заселён восьми­квартирный дом», - пишет уже знакомый нам корреспондент Л. Соколов.

Симферопольское водохранилище

Полным ходом идёт и строительство Симферопольского водохранилища. Сам факт его скорого появления уже вызывает интерес у трудящихся города и прилегающих районов. Как пишется в одной из заметок, жители Симферополя уже сейчас, на стадии насыпки дамбы, любовно называют будущее водохранилище Симферопольским морем. Оно протянется по долине реки Салгир на шесть километров, зеркало его составит 500 гектаров, свыше 30 миллионов кубических метров воды задержит огромная плотина. Разветвлённая сеть оросительных каналов позволит досыта напоить живительной влагой тысячи гектаров плодороднейшей земли. Воду в избытке получат промышленность и жители города.
При этом принять участие в строительстве водохранилища мог любой желающий. Это следует из послания женщин-строителей Симферопольского водохранилища, размещённого на страницах Крымской правды.
«Дорогие товарищи - жители Симферополя! Мы обращаемся к вам с призывом:
Идите на строительство Симферопольского моря, нам нужны каменщики, плотники, штукатуры, маляры, разнорабочие.
Мы особо обращаемся к домохозяйкам и молодёжи, работающей в советских учреждениях: у нас вы приобретёте любую строительную специальность, станете непосредственным участником грандиозных работ по преобразованию природы Крыма», - взывают женщины-строители.
Они же просят жителей Симферополя  гостеприимно раскрыть двери своих жилищ для временного расселения строителей, приезжающих в Симферополь из других городов и сёл Советского Союза. При этом сообщается, что тесниться осталось недолго, поскольку сооружение рабочего посёлка уже подходит к завершению.

Реконструкция «Массандры»

В свете грядущей приватизации завода шампанских вин «Новый Свет» стоит сказать о том, как в те годы поступало государство с подобными «малорентабельными» предприятиями. Оно их не продавало, а реконструировало. В частности, в 1952 году на завершающий этап вышла реконструкция винзавода «Массандра», которая должна была привести к троекратному увеличению производственной мощности.
«Кроме подвалов для хранения и выдержки вин, новый завод будет иметь две просторных сливных, бочкомойки, цехи розлива, упаковки, отделки и отправки, мастерскую, склады, лабораторию, красный уголок, медицинский пункт. В башенной части разместятся отделы заводоуправления, а на верхних этажах - большой и малый дегустационные залы, машинное отделение и крытая терраса», - передаёт собкор «Крымской правды» А. Котов.
Всего, по его данным, на реконструкцию и оборудование завода Министерство пищевой промышленности выделило 35 миллионов рублей. Эта сумма позволит полностью механизировать завод: установить винопроводы из специального стекла и нержавеющей стали, конвейеры, транспортёры и оборудование, помогающее поддерживать в подвалах необходимую температуру и влажность воздуха.
Читая это, начинаешь по- другому оценивать решения современных руководителей. Идея приватизировать «Новый Свет» уже не кажется такой уж благой. Ведь если удалось реконструировать «Массандру» в годы послевоенной разрухи, то, вероятно, поднять рентабельность «Нового Света» так же можно, не прибегая к крайним мерам. Были бы, как говорится, желание и воля.

Волго-Донской канал

В Советском Союзе с волей проблем точно не было. Во многом именно благодаря ей удалось реализовать небывалый проект строительства судоходного Волго-Донского канала, объединившего две реки. Вот что об этом пишет «Крымская правда» в материале под названием «Радостный праздник советского народа»:
«27 июля трудящиеся нашей страны торжественно отметили знаменательное событие в истории нашей Родины - открытие Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина.
В этот исторический день в Москве, у гранитных причалов Химкинского речного вокзала, состоялся торжественный митинг, посвящённый открытию первенца великих строек коммунизма. Отсюда по великому водному пути отправился пароход «Советская Республика», открывший регулярное пассажирское сообщение по водной магистрали Москва - Ростов-на-Дону».
Это событие имело большой резонанс, ведь соединить Волгу и Дон пытались на протяжении 400 лет, и все предыдущие попытки были безуспешны. Впервые идею объединения рек попытался воплотить в 1569 году турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань. Он направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать». Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. Начало работ пришлось на 1697 год. Ими руководил иностранный «специалист» Иоганн Бреккель. Вовремя осознав неудачу начинания, он попросту сбежал из России. Стройку продолжил английский инженер Перри, тоже неудачно. До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реализоваться.
В 1920 году по плану ГОЭЛРО советское правительство вернулось к вопросу создания канала. Однако проект строительства был создан лишь в середине 1930-х годов. Реализовать его помешала Великая Отечественная война. Работы возобновились по окончании Сталинградской битвы, в 1943 году.

Геополитическая обстановка

Ситуация на международной арене, как всегда, разнородная. Американская армия продолжает вести боевые действия в Корее. Её авиация бомбит северокорейские гидроэлектростанции и применяет бактериологическое оружие, о чём неоднократно пишет «Крымская правда».
26 февраля премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль объявляет о создании атомной бомбы, а полгода спустя англичане её успешно испытывают. Таким образом, на мировой арене появляется ещё одна ядерная держава.
Этот же год ознаменовывается тем, что Турция и Греция присоединяются к НАТО.
Финляндия завершает выплату репараций СССР.

На строительстве Симферопольского водохранилища. На снимке: мастер участка №2 комсомолец Виктор Силкин следит за выравниванием грунта бульдозером.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.