1945 год. «Красный Крым»

27 Апрель 2017 1714
Первоклассники 14-й мужской школы Симферополя.
Первоклассники 14-й мужской школы Симферополя.

Советские и американские войска встречаются на реке Эльба; итальянский диктатор Бенито Муссолини расстрелян партизанами, Адольф Гитлер - застрелился. В США умирает президент Франклин Рузвельт, а его страна экспериментирует с плутониевой бомбой. Создана ООН, во Вьетнаме свергают императора, а в Нюрнберге судят нацистских преступников.

Ещё немного

«Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,/ Пусть солдаты немного поспят» - песня Василия Соловьёва-Седова и Алексея Фатьянова получила первую премию Всесоюзного концертного объединения. «Пришла и к нам на фронт весна» - победная весна 1945 года.
В сводках Совинформбюро и приказах верховного главнокомандующего, публикуемых в газете, знакомые и незнакомые европейские названия - Шумла, Лученец, Шаволь, Будапешт, Пилау, Вена, Ботошаны, Белград, данные о тысячах уничтоженных фашистов, захваченной военной технике. За этими успехами на победном пути остались десятки тысяч наших солдат, только в боях за Будапешт погибли более 80 тысяч. Почта в Крыму теперь работала исправно, и как часто почтальонам приходилось прятать глаза, принося похоронки. По негласной журналистской традиции, о наших потерях на фронтах писали редко: о подвигах - часто, а о погибших старались не говорить, похоронок хватало. Но о том, что фашисты в Будапеште злодейски убили наших офицеров-парламентёров, с белым флагом приехавших предложить им сдаться, узнали все. Возмущению советских людей не было предела, крымчане, например, на митингах призывали бойцов «отомстить подлым фашистам» и клялись трудиться ещё лучше - «для фронта, для Победы».
Обещания сдерживали регулярно. «Коллектив Симферопольской промысловой артели имени Ильича, где председателем тов. Булкин, выполнил план по производству обуви на 127%»; «возрождённый завод имени Куйбышева в Симферополе дал продукции на миллион рублей»; «завод имени Кирова выпустил в первом квартале 292 тонны халвы». «Симферопольская артель кооперации инвалидов имени Горького, председатель тов. Благов, выполнила месячный план на 130%»; «коллектив симферопольского мельзавода №1 сверх плана дал 2 тысячи тонн муки, а маслобойный завод Феодосии - свыше 7 тонн подсолнечного масла». «Коллектив Феодосийской табачной фабрики досрочно восстановил предприятие и выпустил около миллиона папирос». «Колхозы Зуйского района сверх плана передали в фонд Красной Армии 5000 пудов хлеба», «Симферопольский мясокомбинат дал сверх плана 1200 центнеров мяса», «крымские фрукты и овощи - стране и фронту», «вина солнечной Таврии - всей стране». Помогали и деньгами: дружно подписываясь на Четвёртый государственный военный займ или, передавая сбережения в фонд обороны, как Фома Безверхов из Феодосии.
«Перед нами - чужие снега, за ними - фашистов берлога/ Сегодня она уж не так далека, короче нам стала дорога», - в первом номере «Красного Крыма» опубликована «Новогодняя фронтовая» лейтенанта В. Тёмкина. Выстоять оставалось чуть больше четырёх месяцев.

Полуостров возрождается

Крым отмечает первую годовщину освобождения ударным трудом. Московская киногруппа документальных фильмов даже съёмки фильма «Возрождение Крыма» на полуострове проводила.
За досрочное выполнение ремонта тракторов, сев и уборку урожая - «100 пудов зерна» - соревнуются машинотракторные станции и районы, например, Красноперекопский с Первомайским, а весь полуостров соревнуется за урожай с Запорожской областью. Кстати, годовой план хлебосдачи Крымская АССР выполнила уже 15 сентября на 100,1%. За скорейшее восстановление соревнуются города, вызывая один другого «на трудовой бой» - Севастополь - Симферополь, Феодосия - Ялту, Керчь - Севастополь. В конце года полуостров стал на Стахановскую вахту в честь предстоящих выборов в Верховный Совет СССР.
После депортации многих народов Крыма на полуострове не только переименовали населённые пункты, но и переселили сюда трудящихся других регионов. «Мы, колхозники кубанских станиц, - пишет
Н. Алёхин, председатель колхоза имени Сталина, - приехали в Крым, чтобы возродить его былую славу. Поселились в деревне Ускут (ныне Приветное. - Ред.). От государства мы получили сады и виноградники, много пахотной земли, инвентарь, скот. За два месяца мы восстановили школу, больницу, клуб, почту, винодельню. Пускаем собственную электростанцию и паровую мельницу». Своими силами крымчане восстанавливают родные места - завод имени Войкова в Керчи, железнодорожное депо, мебельный завод КИМ и кинотеатр «Большевик» в Симферополе, электростанции в сёлах Азовского (бывший Колайский, ныне Джанкойский) района, в Керчи, грязелечебницу в Саках. На Симферопольском мясокомбинате по инициативе Александры Тульчинской начали выпуск гематогена; возрождается рыбная разведка в Керчи. Между Феодосией и Симферополем возобновили автобусное сообщение, а между Симферополем и Москвой - авиа и начали строить автостраду.
«Славные патриоты Севастополя восстановили всю городскую сеть водопровода, 9 школ, начали озеленение Малахова кургана»; «в посёлке Сакского химзавода высадили 700 саженцев». «В Симферополе начали восстанавливать Городской сад», «Наркомат комхозяйства РСФСР выделил Керчи 400 тысяч рублей на восстановление садов и парков, ремонт дорог».
Страна помогает полуострову всеми силами: «Наркомат совхозов отпустил большое количество машин, скота, инвентаря», а Совнарком СССР поручил разработать планировку городов. «В Евпатории появится мощная электростанция в 500 кв, в Феодосии - в 1000, в Ялте расширится набережная, под которой пройдёт тоннель для автотранспорта длиной 850 метров, в Симферополе построят большой красивый вокзал».

Конференция

Нашему полуострову суждено войти в историю как месту, где проходила вторая встреча лидеров стран антигитлеровской коалиции Иосифа Сталина (СССР), Франклина Рузвельта (США), Уинстона Черчилля (Великобритания). Известный всем снимок «большой тройки» сделал тогда наш фотокорреспондент Леонид Яблонский, один из немногих журналистов, кому доверили освещать конференцию.
Это сейчас мы знаем, где была встреча, а тогда из соображений безопасности о месте проведения газеты сообщили только 13 февраля (она окончилась 11-го). На следующий день наша газета перепечатала передовицу «Правды» - «Исторические решения Крымской конференции» и рассказала, как отреагировали в стране на переданное аналогичное сообщение по радио. В Крыму тоже митинги: «С большим воодушевлением бойцы Черноморского флота встретили заявление конференции», «будем работать ещё лучше. Никогда уже не смогут нацистские ироды нарушить мир всего мира», «близок радостный час победы».
Через месяц, 23 марта, газета показала крымчанам и исторические места, где проходила конференция, порадовала, что Алупкинский, Кореизский и Ливадийский дворцы «скоро снова будут доступны трудящимся - в них уже оборудуются санатории».

25 лет

В год Победы наша газета отметила четверть века - это не ошибка, первоначально отсчёт истории «Красного Крыма» и «Крымской правды» вёлся с 1920 года, все знали: газета старше - с 1918-го, от «Таврической правды», но считалось, что тех номеров не сохранилось. Но в 1964-м их нашли в московском архиве, и наша газета официально стала старше на 2 года.
Юбилейный год газета отметила сменой редакторов: «военного» Евгения Степанова сменил Лев Скрипченко, формат - с 12 мая вместо четвертинки вновь стал нынешним. Возобновлением легкоатлетической эстафеты на приз «Красного Крыма», выпуском сборника «Бои за Крым» и литературным конкурсом, который выиграл фронтовик Борис Серман. «Я, старожил Крыма, являюсь читателем «Красного Крыма» со дня его основания, - пишет академик Сергей Сергеев-Ценский. - Желаю дорогому юбиляру увеличить в недалёком будущем объём вдвое (тогда в газете было лишь 2 страницы) и стать одним из крупнейших органов ежедневной советской печати». С поздравлениями газете выступили Крымский обком партии, Симферопольский горком, Черноморский флот. А о необходимости газеты ярче всех говорят письма в редакцию. «Дорогие товарищи земляки! Шлём вам привет с далёких Карпат. Кажется, не так давно это было - мы освобождали Крым, а сейчас мы далеко, далеко от вас, на чужой территории. Одно желание у нас - добить зверя в его берлоге и с победой вернуться домой, в свой родной и любимый Крым. С фронтовым приветом гвардии младшие лейтенанты В. Бетанов, М. Забабурин». «Из нашей семьи на фронт ушли четыре брата, двое - погибли. Мы с третьим братом поклялись отомстить гадам за мученическую смерть старших братьев и других советских людей. Передаю боевой привет всем товарищам, приславшим мне письма. Желаю успехов в работе по восстановлению Крыма.
Д. Свинобоев, полевая почта». «В «Красном Крыму» помещено письмо к родителям, в котором я поклялся мстить проклятым фашистам за младшего брата Василия, угнанного в рабство в Германию. В один только день я получил 50 писем из разных уголков Крыма. Они пришли в самый разгар боя и укрепили боевой дух мой и моих товарищей. Пётр Михальченко, полевая почта». Письмо мамы фронтовика Ивана Петрунина Агафьи Михайловны из Судакского района, она получила письмо от командира части, рассказавшего о подвиге её сына. «Большую радость принесло мне это письмо, горжусь сыном. И хотя мне уже 64 года, стараюсь работать в колхозе, чтобы быть достойной своего сына-фронтовика»
Хватает и писем, указывающих на нерешённые проблемы. «Пришёл в совершенную негодность участок дороги между Евпаторийским шоссе и железнодорожной линией станции Симферополь. На этом участке ежедневно происходят поломки машин. Дорожному отделу горисполкома пора взяться за ремонт», - советует П. Остапенко. «Симферополь - столица Крыма - должен быть зелёным городом. Для этого нужно озеленить улицы, площади и дворы», - призывает А. Носков. Л. Сандулов написал о разрушающемся после пожара флигеле на 15 квартир на улице Гоголевской,3, на который никто внимания не обращает. Через несколько дней пришёл ответ, что «ремонт будет проведён в ближайшее время». Фронтовик А. Авакян, получивший тяжелейшее ранение при штурме Сапун-горы, благодарит врача П. Боровского; Р. Пашкиня - врача Марию Уралову; москвичи выражают благодарность «врачам Шашину и Клименко из ялтинского санатория «Пролетарий».
Есть и печальные материалы - об умерших после тяжёлых ранений дважды Герое Советского Союза комфронта Иване Черняховском и Герое Советского Союза симферопольце Василии Новикове, о смерти писателей Алексея Толстого и Константина Тренёва, о найденных под Варшавой братских могилах наших военнопленных. И познавательные есть - «Знай свой край», «Как правильно наблюдать солнечное затмение» - оно было 9 июля, и на Фонтанной (Ленина) площади установили специальный наблюдательный пункт.

Награды и находки

Юбилей в 1945-м праздновал и Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» имени Вячеслава Молотова - 20 лет. Он награждён орденом Трудового Красного Знамени, ордена и медали получили и многие сотрудники. Награждённых в тот год много, например, учителя, в том числе старейший педагог Ксения Албул из Феодосии, Вера Девочко из Севастополя, Феодосий Пахомов, Мария Косухина и Ольга Щербина из Симферополя - в годы войны они были в партизанско-подпольном движении. Вручали крымчанкам и появившиеся год назад орден «Мать-героиня» и медаль «Материнская слава». Керченские судостроители и промышленность Крыма завоевали первенство во Всесоюзных соревнованиях, а симферопольские железнодорожники получили переходящее Красное знамя Сталинской железной дороги.
Сообщает газета и об удивительных находках: в Евпатории на огороде нашли кувшин с 2 килограммами золота, множеством монет и украшений, в Кёнигсберге - вывезенные из СССР музейные ценности, в Чехословакии - знамёна феодосийской школы имени Горького, а в Грозном - бронзовые пушки из музея Севастопольской обороны 1854-55-го, их по ошибке отправили на фронт, а потом чуть не переплавили.

От Победы к Победе

Самый долгожданный номер.

«Над Берлином гордо реет советское знамя», «Берлин взят!» - радует читателей газета, сообщая о занятии нашими вой­сками столицы фашистской Германии и водружении Красного знамени над рейхстагом. Крым ликует вместе со всей страной. В Севастополе, городе-герое, 1 мая - салют, второй за год - первый раз залпы расцветили небо 23 февраля в честь 27-й годовщины Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
«Я счастлива, что дожила до этих исторических дней, - написала в редакцию Мария Чехова. - Ныне осуществляются мечты моего брата - великого русского писателя. Мы идём к яркой звезде победы, мира и полного расцвета нашей Родины. Слава великому Сталину - мастеру победы и счастья народов!». Добрые слова в адрес верховного главнокомандующего, «полководца Победы» в те дни 1945-го произносили многие. Ведь спустя 8 дней после первомайских салютов пришла весть, которую ждали 1418 тяжелейших дней и ночей. «Германия безоговорочно капитулировала!», «Великая Отечественная война победоносно завершена!».
«Победа!», - из уст в уста передают эту долгожданную весть, незнакомые люди обнимаются, поздравляют друг друга со слезами радости с этим великим днём», - такие сообщения приходят со всей республики, со всей страны. Праздничные торжества, митинги «упорным трудом закрепим Великую Победу». 214005 крымчан отправляют Иосифу Сталину письмо, обсуждённое и принятое на всех предприятиях, в колхозах, учебных заведениях: «Заверяем, что все обязательства мы свято выполним!». И с воодушевлением слушают по радио салютные залпы тысяч орудий в Москве, и слова верховного главнокомандующего: «Слава нашей героической Красной Армии, отстоявшей независимость нашей Родины и завоевавшей Победу над врагом! Слава нашему великому народу, народу-победителю! Вечная слава героям, павшим в боях с врагом и отдавшим свою жизнь за свободу и счастье нашего народа!».
Новые медали: «За победу над Германией в Великой Оте­чественной войне», за освобождение Белграда, Варшавы, Праги, за взятие Кёнигсберга, Вены, Будапешта, Берлина. Конкурс на лучшую песню о Победе - их было много, но самая главная «День Победы! Как он был от нас далёк...» появится лишь через тридцать лет. Радость Парада Победы 24 июня, где маршал Георгий Жуков на белом коне, фашистские штандарты сброшены к подножью Мавзолея и улыбающийся марширующим суворовцам Иосиф Сталин. «Незабываемое впечатление оставил объезд маршалами полков и то, как ликовал народ. Москвичи встречали нас гостеприимно, буквально забрасывая цветами и осыпая словами благодарности», - рассказывает симферополец участник главного парада Фёдор Гаврилов, шедший в составе сводного полка 2-го Украинского фронта, стрелок-радист штурмовика, совершивший 127 боевых вылетов. Отмена светомаскировки, первая волна демобилизации - Крым встречает героев-победителей.
А 9 августа - новая война. «Советский Союз считает себя в состоянии войны с Японией». 26 июля она отказалась выполнить требование США, Великобритании и Китая о капитуляции, и Советский Союз, «верный союзническому долгу», включается в войну с японским агрессором. Вновь сводки Совинформбюро, вновь потери - 9 августа «японские изверги замучили сержанта Дмитрия Калинина» (захватили его тяжелораненого, в бессознательном состоянии).
В Великой Отечественной погибли более 6 миллионов военнослужащих, в войне с японскими милитаристами - более 12 тысяч. Но мы уже умели воевать, и Квантунская японская армия не долго сопротивлялась Красной Армии - 2 сентября подписан акт о капитуляции. И вновь медаль «За Победу над Японией», салют в Москве, парад в Харбине, торжественные митинги и гулянья по стране (в Симферополе - в Горсаду) и заверения генералиссимуса Советского Союза Иосифа Сталина: «Условия, необходимые для мира во всём мире, уже завоёваны».
1945 год принёс два новых «красных» дня в календаре дней всенародного торжества. Указами президиума Верховного Совета СССР такими объявлялись 9 мая - День Победы в Великой Отечественной войне и 3 сентября - праздник Победы над Японией. В конце 1947-го тот же президиум решил перенести выходной с 9 мая на 1 января, 3 сентября стало обычным днём. Лишь спустя 20 лет после Победы День Победы в Великой Отечественной вновь стал по-настоящему праздничным, о дне Победы над Японией, окончании Второй мировой войны забыли. Но в 1945-м об этом не думали, народ просто ликовал - Победа!

Наталья ПУПКОВА.