1943 год. «Красный Крым»

25 Апрель 2017 1394
«Красный Крым» за 24 сентября 1943-го от имени всех крымчан поздравил Амет-Хан Султана с присвоением звания Героя Советского Союза.
«Красный Крым» за 24 сентября 1943-го от имени всех крымчан поздравил Амет-Хан Султана с присвоением звания Героя Советского Союза.

Александр Матросов закрыл собой амбразуру вражеского дзота - за годы войны такой подвиг совершили более 300 красноармейцев, 9 - в Крыму. В Красной Армии ввели погоны, по стране восстанавливают хозяйство в освобождённых районах и организуют Суворовские училища. Гитлер объявил тотальную мобилизацию; Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль встретились на конференции в Тегеране, где от имени короля Британии Сталинграду передан Почётный меч в ознаменование героической обороны. Французская эскадрилья «Нормандия» сражается в составе Западного фронта, а фашистская Италия безоговорочно капитулировала.

Начало победы

1943-й стал началом большой победы - недаром 8 ноября, когда до 9 мая 1945-го оставалось 548 дней, учреждён орден «Победа». И первый номер «Красного Крыма» вышел под заголовком «С Новым годом, товарищи, - годом решающих побед Красной Армии». Наша газета - единственная из региональных изданий, не прекратившая выход в оккупацию. 16 мая 1942-го фашисты заняли Керчь, коллектив перебрался на Кубань. «До падения Краснодара (12 августа. - Ред.), - вспоминал редактор Евгений Степанов, - «Красный Крым» печатался там, затем в Сочи. В Крым газета отправлялась в партизанские отряды и населению (разбрасывалась над полуостровом на самолётах»). Первый номер порадовал: освобождён город Котельниково, «захвачено 17 самолётов и эшелон с танками»; в Куйбышеве (Самара) сдана троллейбусная линия; колхозники Красноярского края заготовили в счёт плана 1943-го 120 тысяч пудов мяса. Страна жила, сражалась и трудилась.
И радостные вести - всё чаще. «Прорыв блокады Ленинграда», «наши войска заняли Вязьму», «закончена ликвидация немецко-фашистских войск, окружённых в районе Сталинграда», «наши войска заняли Курск». «Освобождён город-порт Новороссийск», «над Смоленском и Рославлем реет советское знамя», «полностью освобождены Воронежская и Сталинградская области, Чечено-Ингушская, Северо-Осетинская, Кабардино-Балкарская и Калмыцкая автономные республики, Ставропольский край, Черкесская, Карачаевская и Адыгейская автономные области. Почти целиком - Краснодарский край, Ростовская и Курская области, значительная часть Ворошиловградской (Луганской), Смоленской и Орловской областей». «Сломив сопротивление врага, наши вой­ска одержали крупную победу в Донецком бассейне», «наши воска успешно форсировали Днепр», «Красная Армия вступила на Белорусскую землю», «советские войска заняли Тамань». «Коллектив завода, где директором тов. Абрамов, сверх плана досрочно дал
2 полка бомбардировщиков». «Колхозы освобождённых районов Калининской (Тверской) области успешно развивают животноводство», «на полях Узбекистана развернулась массовая уборка обильного урожая». «Новая домна вступила в строй на Н-ском металлургическом заводе на Урале», «в освобождённый от фашистов Ставрополь возвратился из эвакуации драматический театр», «трудящиеся Башкирии помогают трудящимся Ворошиловградской области восстановить хозяйство, разрушенное оккупантами».
После газетной публикации за 6 августа у крымчан появилась мечта: чтобы Родина салютовала за Крым. Как накануне 12 артиллерийскими залпами из 120 орудий Москва салютовала освободителям Орла и Белгорода. Первый салют Победы. До этого счастья, впервые свершившегося для полуострова 11 апреля 1944-го, оставалось 250 дней, но всё чаще сообщения о салютах в честь освобождения других городов - Харькова, Таганрога, Киева…

Ушедшие в вечность

Впрочем, год, ознаменовавшийся крупными победами в Сталинградской и Курской битвах, принёс и военные трагедии. В Ржевской битве, длившейся 17 месяцев, мы потеряли более полумиллиона солдат, но так и не разгромили врага. Не меньшими были потери и в весеннем Харьковском котле - третьей битве за город, окончившейся нашим тяжёлым поражением. Об этих потерях не писали, а вот о трагедиях мирных граждан - немало. «Чудовищные зверства фашистов в Ростове-на-Дону. Немецкие палачи расстреляли и отравили 18 тысяч человек. Отступая, казнили в тюрьме 135 жителей, предварительно подвергнув мучительным пыткам».
Немало казнённых в Крыму, в каждом номере - трагические сводки. «Инвалид Егоров из Судака кустарничал в маленькой мастерской, его знали и уважали многие. Гитлеровские палачи повесили его». «В Ялте фашисты наказали 12-летнего мальчика 25 ударами плетью, а потом привязали к столбу, оставив на сутки без пищи и воды». «Каждый день из Симферопольского лагеря военнопленных «(Картофельный городок на улице Жигалиной) выносят трупы погибших от болезней, от голода, замученных фашистскими негодяями». «Сотни детей отравлены немецкими негодяями в Феодосии». «Около 60 тысяч симферопольцев зверски замучены и казнены фашистскими убийцами. Массовые расстрелы производятся у противотанковых рвов, недалеко от деревни Мазанка, на свалке стекольного завода, на свалке Петровской балки. Немецкие звери истребили всех евреев, крымчаков, цыган. Безжалостно расстреливают русских, украинцев, татар. 45 суток фашисты пытали советского служащего Умерова, а потом зверски убили его. Казнены известный в Крыму профессор Балабан и его жена, любимый артист Смоленский, научный работник Архипов и многие другие». «Гитлеровцы дотла сожгли сёла Лаки, Н. Керменчик, Айлянма, Чермалык, Бешуй и другие». «На дорогах Крыма идут изнурённые люди, которые насильно угоняются в рабство. Тем, кто не может идти, немцы впрыскивают яд, и человек тут же умирает. Тех, кто отказывается идти, расстреливают». «Привезли детей и начали равнодушно убивать. Две девочки бросились бежать, немец снял автомат и дал по ним очередь». «Гитлеровцы отравили ребёнка». «Фашисты обесчестили двух девушек, учившихся до войны в строительном техникуме и не успевших эвакуироваться, а затем повесили». «В Керчи только в Сталинском районе немцы убили свыше 2000 человек. Тысячи рабочих завода имени Войкова и 3-го самостроя свезены на рудник и зверски умерщвлены. В Аджимушкае расстрелян восьмидесятилетний Соболев и его жена». «В середине ноября на территории совхоза «Красный» в Симферополе немецкие разбойники расстреляли свыше 600 советских людей». Несколькими месяцами ранее там сожжён заживо 19-летний подпольщик Семён Кусакин, а его друг - одногодка Борис Хохлов в декабре затравлен собаками в фашистской тюрьме на Луговой (ныне улица Богдана Хмельницкого).
«Гитлеровские мерзавцы взяли за правило истязать советских военнопленных. Они насилуют и убивают гражданское население оккупированных территорий нашей страны. Они покрыли Европу виселицами и концентрационными лагерями, превратили её в тюрьму народов. Разрушим ненавистный «новый порядок», покараем его подлых строителей», - публикует газета призыв Иосифа Сталина.

В оккупации

На полуострове призыв выполняют подпольщики и партизаны, устраивая диверсии, распространяя листовки и газету «Красный Крым», давая бой врагу. «Жители городов и сёл Крыма срывают немецкие плакаты и на их месте мелом и углём пишут «Долой Гитлера!», «Смерть немецким оккупантам!». Немцы беснуются, усиливают террор, но советские патриоты неуловимы».
«К партизанам в крымские леса идут новые люди, чтобы с оружием в руках сражаться против Гитлера».
В каждом номере - сводка боевых дел партизан и призыв «истребляйте фашистских гадов». «Партизанский отряд напал на группу румынских солдат до 70 человек, советские патриоты истребили
14 румын, остальные обратились в бегство». «Четверо партизан, шедших на боевое задание, у деревни Н. заметили фашистский отряд. Завязался бой. Народные мстители вели дружный огонь из автоматов, умело маскируясь, они создали для врага видимость, что их много. Фашисты, неся большие потери, побоялись продолжать бой. Истребив 29 гитлеровцев, партизаны продолжили путь». «19 партизан под командованием тов. Н., направляясь на боевое задание, наткнулись на фашистскую колонну. Приняли бой. Пулемётчик тов. К. уложил 20 фрицев. Бой продолжался до наступления ночи. Истреблено свыше 50 гитлеровцев». «Группа партизан под командованием тов. Ш. разгромила карательный отряд, захватив трофеи». «10 партизан оказались в окружении против батальона немцев. Два дня продолжался бой. Уже пятеро пали смертью храбрых, оставшиеся в живых продолжали истреблять немецких оккупантов. Свыше 100 гитлеровцев уничтожены. Советские люди до последнего дыхания оставались верными сынами Родины». «Ноябрьский боевой счёт крымских партизан - убито 1172 вражеских солдата и 49 офицеров».
Призывает газета бороться с врагом всеми доступными способами. «Приближается начало уборки урожая, немцы хотят забрать себе весь хлеб. Вспомните, что было в прошлом году: немцы наобещали всяких благ, но вы голодали, а весь хлеб, доставшийся вам потом и кровью, эшелонами отправляли в Германию. Так хотят и в этом году. Не давайте хлеба проклятым паразитам, спрячьте урожай, а то, что нельзя спрятать, - уничтожайте, пусть лучше сгорит хлеб, но врагу не достанется». «Ни крошки хлеба, ни одного зерна гитлеровцам! Крымские сады и виноградники не для немцев - прячьте урожай или уничтожайте его». «Товарищи крестьяне и крестьянки! Поднимайтесь на борьбу против вшивых немцев, сражайтесь за свою родную Советскую власть!».
Крымчане сражаются, но, увы, находятся среди них и предатели. «Семён Диденко - староста в деревне Бия Сала - отбирает у крестьян последний кусок хлеба, этот выродок способен на все пакости, лишь бы услужить фашистским хозяевам. Но от возмездия гитлеровским бандитам и их прихвостням не уйти». Не ушёл другой предатель - «Абляким Дайко из деревни Суук-Су, желая выслужиться перед фашистами, привёл их в район партизанского расположения. Народные мстители приняли бой. А позже захватили предателя, партизанский суд приговорил его к расстрелу». Рассказывает газета и об изменниках Родины, приговорённых военными трибуналами к расстрелу за преступления в Краснодаре и Харькове.

«Не дрогнем!»

Но чаще пишут о героях. «Мужественно сражаются в Красной Армии славные сыны татарского народа - Муратов, Сеферов, Исмамбетов, Сеттаров, Меджитов, Муратов, Муртазаев, Джемилев, Аппазов, Халилев». «Ему 16 лет, разведчик, проводник, отважный боец. За год пребывания в лесу Вася уничтожил 32 гитлеровца. Однажды после боя нашёл тяжелораненую медсестру. Не бросил товарища, укрыл в надёжном месте, делал перевязки, кормил. Прошло 4 дня, когда она окрепла, вместе пришли в отряд». «В бою с фашистами пали смертью храбрых партизаны Аппазов, Спаи, погибли в борьбе за родной, поруганный немцами Крым». «Фашисты окружили группу партизан, первой бросилась в атаку отважная комсомолка тов. Ю. Отряд вышел из вражеского кольца, но девушка погибла, сражённая пулей». «Погиб командир группы Юрий К. Он защищал Одессу, дорога войны привела в партизаны, знак «Отличник РККА» всегда был на его гимнастёрке.
В бою с гитлеровцами он всегда был впереди. Пуля насмерть сразила пламенного патриота Родины. Мы отомстим за Юру, за кровь и муки всех советских людей, стонущих под игом немецких палачей». Эти строки написал партизан-орденоносец Г. - будущий художник нашей газеты Эммануил Грабовецкий. С лета 1943-го он вместе с работником типографии Севой Лаганбашевым и прилетевшим в Крым Евгением Степановым выпускал партизанскую газету «За Советский Крым».
«Мы клянёмся Родине и товарищу Сталину, что не дрогнем перед врагом. Не сложим оружия до тех пор, пока не будет очищена от ненавистных немецких поработителей вся наша советская земля», - обещали крымские народные мстители, поздравляя страну с Первомаем. А учреждённой в этом году медалью «Партизану Отечественной войны» через несколько месяцев награждены 139 крымских партизан.

Освобождение близко

Делу освобождения полуострова и всего Союза помогают крымчане и в прифронтовой зоне, как железнодорожники Тащеев, Фокин, Кононов, Бурячек, Нейбауэр, Кухаренко, и в глубоком тылу, как чабан Андрющенко, рабочие симферопольских кожобувного комбината имени Дзержинского, консервного завода «Серп и Молот», Севастопольского завода имени Серго Орджоникидзе и других эвакуированных вглубь страны. И вот радостная весть - подарок к 26-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции: «Советский Крым - наш родной солнечный край - накануне освобождения!».
«На Перекопском перешейке наши войска стремительным ударом опрокинули противника, преодолели Турецкий вал и прорвались к Армянску. Пути отхода по суше для войск противника, расположенных в Крыму, отрезаны» - этими словами диктор Юрий Левитан порадовал советских людей, слушавших сводку Совинформбюро 1 ноября 1943 года. «Красный Крым» опубликовал эту весть 7 ноября, после того как 3 ноября наши войска вновь отбили ненадолго занятый врагом плацдарм на валу. Перекоп, Новониколаевка - первые населённые пункты Крыма, занятые воинами 51-й армии Якова Крейзера и 19-го танкового корпуса Ивана Васильева, входивших в 4-й Украинский фронт Фёдора Толбухина.
К сожалению, за 1943 год сохранилось немного номеров, нет и того, в котором рассказано о взятии ещё одного плацдарма - на южном берегу Сиваша. Переход через залив 1 ноября начали войска 10-го стрелкового корпуса Константина Неверова. Через несколько дней, готовя будущее наступ­ление, бойцы возводили мост через Сиваш. «Работали по шею в воде, которая не более 10 градусов, немцы обстреливали, бомбили каждый день», - вспоминает Азат Григорян, тогда 17-летний боец 12-й штурмовой инженерно-сапёрной бригады.
12 ноября наша газета рассказала, что «Северо-Кавказский фронт во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией провели успешную десантную операцию». Керченско-Эльтигенский десант - высадка бойцов 318-й Новороссийской стрелковой дивизии, 386-го отдельного батальона морской пехоты, батальона 255-й бригады морской пехоты и частей 56-й армии 1-3 ноября. В газете - рассказы о подвигах освободителей, например, «красноармейца Остроухова, первым ворвавшегося во вражескую траншею и уничтожившего 10 фашистов», и указ о присвоении 58 солдатам и офицерам звания Героя Советского Союза за форсирование Керченского пролива. Впереди ещё много боёв и потерь, но год оканчивается хорошо. И у страны появляется гимн авторов Сергея Михалкова, Габриэля Эль-Регистана и Александра Александрова, «соответствующий сущности советского строя»: «Славься, Отечество наше свободное,/ Дружбы народов надёжный оплот!/ Знамя советское, знамя народное/ Пусть от победы к победе ведёт!».

Наталья ПУПКОВА.