Посиделки

25 Август 2022 431

От жизни земной - к вечной

Событию, связанному с этим переходом Пресвятой Богородицы, посвящается Успенский пост, который у православных верующих начался 14 авгус­та и продлится по 27 августа.

Успенский - от Успения, что означает погружение в сон, мирную кончину, подобную сну, какой она была у Божией Матери: Она «как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула». Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы».

Первые упоминания об Успенском посте известны с V века, то есть соблюдали его с древних времен христианства, а на Константинопольском Соборе 1166 года были окончательно установлены его даты и сроки.

На Успенский пост и сразу после приходятся три праздника. 14 августа - Происхождение честных древ Животворящего Креста. Во время него вспоминают о традиции Крестного хода в Константинополе, а также о победе русского князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в ХII веке.

19 августа отметили Преображение Гос­подне. Это один из двунадесятых (то есть 12 главных после Пасхи) церковных праздников. Он посвящён явлению божественной природы Спасителя во время молитвы на Фаворе трём ученикам Христа - Петру, Иакову и Иоанну. Взойдя на гору, Иисус преображается пред своими учениками: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17.1). Преподобный Максим Исповедник пишет: «Сын Божий при Боговоплощении соделал человеческую природу обоженной неизреченным могуществом Вочеловечения». То есть, человеческая природа Богочеловека Иисуса Христа была обожествлена в момент Его Воплощения! Господь наш Иисус Хрис­тос явил, открыл, показал Себя на Фаворе таким, каким Он всегда был и есть, в Его Божественной славе и величии!

После поста, 29 августа, празднуем Перенесение Нерукотворного Образа из Едессы в Константинополь. Появился Он в сирийском городе Едессе, где Спаситель исцелил его правителя по имени Авгарь от проказы. Уверовав в Спасителя, как в сына Божия, он обратился к нему с письмом, которое передал Господу живописец Анания, которому правитель поручил написать изображение Божественного Учителя. Анания пришёл в Иерусалим, но не смог подойти к окружённому народом Спасителю. Он попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель подозвал его. Попросил принести воду и убрус (полотенце), умыл лицо, отёр его убрусом, и на нём отпечатался Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принёс в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. В 944 году император Константин Багрянородный пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя был перенесён духовенством в Константинополь, где был установлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. 

Путь школьного корабля

Нынешняя дорога бегущего из настоящего в будущее корабля знаний отличается от былой.

60 лет назад я ступил на борт школьного корабля в селе Восход Красногвардейского района, где довелось и «матросом» поработать - учителем истории, русского зыка и литературы, и на «капитанском мостике» постоять, директором побыл, перед тем как сойти на берег в 2016-м. 

Экипаж лайнера был солидный - 1500 учащихся, 95 педагогов. Наши воспитанники получали в созданных для них прекрасных условиях не только прочные знания, но и специальности тракториста, водителя автомобиля, швеи, оператора машинного дое­ния, садовода. 

За прошедшие годы многое изменилось как в жизни страны, так и школы.

Частенько сравнивают советские школы и нынешние. Тема серьёзная. Раскрывающая и плюсы, и минусы. Назову три плюса. То, что было не просто положительным, а эффективным. 

Первый - подготовка в вузах и педучилищах учителей. В пединституте уже с первого курса начиналась практика в школе, которая перед государственными экзаменами длилась целое полугодие. Практиканты были и учителями, и классными руководителями. И, приобретая опыт работы, ещё и зарплату получали. Все студенты стремились поработать в пионерлагере вожатыми. В школах шлифовалось методическое мастерство молодого учителя, который, как и солдат, мечтал о звании «генерала» - заву­ча и директора школы. На эти должности назначались лучшие педагоги с опытом работы и безупречной методикой преподавания. Сейчас директорами назначают и юристов, и разного рода менеджеров, да и просто людей весьма далёких от школы. Ставка завуча нередко дробится между двумя-тремя педагогами. Круг обязанностей директора и тогда был велик, но главным была педагогическая задача - занятие методикой, повышение качества преподавания, то есть знаний выпускников. Проверки школ начинались с посещения уроков руководителей. И это правильно.
А вот нынче совсем иначе.

Плюс второй - трудовое и производственное обучение. Начиналось оно с самообслуживания: влажной уборки класса, закреплённой за ним территории, зоны в прилегаю­щем к школе парке, работы на колхозных полях, в саду, на огороде, работы в летних лагерях труда и отдыха. В мас­терских нашей школы было более 30 станков по дереву и металлу. Там ребята многому учились, делали игрушки для детских садов, заказы от колхозных мастерских на несложные детали - гайки, болты, шплинты и прочее, необходимое для ремонта техники. Как и во многих школах, у нас были автомашины, трактор, комбайн, отличная база для обучения на швею, оператора машинного доения и других специальнос­тей. Выпускники получали с документом о среднем образовании удостоверение о получении специальности. Желающих принимали на работу в колхоз. В первый год им повышали зарплату на 30%, на 20% - во второй. Неудивительно, что в основном составе специалистов «России» в разных сферах были наши выпускники.

Немаловажный плюс - продлённый день, школы-комплексы. 

В Госдуме в апреле нынешнего года обсуждался законопроект о «продлёнке», как части образовательного процесса, о регламентации этой якобы новации. Хотя ещё в 1957 году в СССР стали массово переходить на эту систему, которая давно была и ныне является основной в школах Западной Европы, Азии, Америки. В СССР в 60-е годы выдающиеся учёные П. С. Гранкин, Э. Г. Костяшкин, Л. Б. Шапошникова в книгах «Организация продлённого дня в 4-8 классах», «Опыт работы школ полного дня», «Продлённый день в школе», публикациях в журналах, встречах с учителями и директорами школ делились опытом работы. Это были настоящие пособия для учителей страны. Считаю, и не только я, что тот опыт надо вернуть. 

Среди минусов школы нашего времени, низкая дисциплина: дерзость по отношению к наставникам учеников, которые на уроках не выпус­кают из рук смартфоны. 

Защитить педагогов можно только возвращением правил для учащихся времён Советского Союза. Достойная зарплата - это тоже одно из условий авторитета педагогов. Но об этом пока только разговоры.

Сейчас редко кто называет школьные годы счастливыми. Возвращение в школьные стены лучших традиций, обстановки, в которой дети впитывают важнейшие понятия о дружбе, чистоте первой любви, обязательно даст плоды не только просвещения, но общечеловеческих ценностей. 

От души желаю своим коллегам и их воспитанникам счастливого плавания по морям знаний в наполненную радостями жизнь. 

Николай Готовчиков, учитель-методист, делегат Второго Всесоюзного съезда учителей, автор книг «Я - учитель», «Зона школьного звонка», «Школьный корабль будущего».

 

Мечтали о мосте и на мосту встретились

В последнее время всё чаще в разных изданиях, на радио и телевидении по-разному звучит окончание слова «мост»: в одних случаях «на мосту», в других - «на мосте»,
«о мосту» и «о мосте». И ездят одни на лифте, а другие на лифту. Чувствую, что правильно говорить «на мосту», но «лифте». Как и «аэропорту», «на пруду». А почему окончания разные, не могу объяснить.

Галина Д.

Евпатория.

Дело в том, что существительное «мост» в предложном падеже может иметь два окончания. Какое выбрать - зависит от предлога. На мосту - если в предложении речь идет о месте пребывания. Любитель романсов никогда не ошибётся, потому что наверняка помнит текст, написанный в XIX веке Яковом Полонским «Мой костёр в тумане светит/ Искры гаснут на лету/ Ночью нас никто не встретит/ Мы простимся на мосту». 

Продвигаемся, или стоим, мы на мосту. 

А вот если речь идёт о мосте, как предмете обсуждения с предлогом О, окончание будет другим. «О таком мосте мы и мечтать не могли!», «Проектировщики давно говорили о мосте над дорогой, необходимом для транспортной развязки».

В первом случае, когда речь идёт о мес­тоположении, может быть и предлог В: в аэропортУ, а не в аэропортЕ. Но «новость об аэропорте».

Это так называемый, «местный падеж» - локатив по научному: один из косвенных падежей, показывающий местонахождение предмета в пространстве или во времени. Отвечает на вопрос - где?

Путаница происходит из-за совпадения местного падежа с формами предложного: «нa зaвoдe» и «o зaвoдe», «на краю» и
«о крае», «в мopяx» и «o мopяx»; «в тyннeлe» и «о тyннeлe». Может быть совпадение и с дательным падежом, но в этом случае надо ориентироваться на ударение: «в лecy» (yдapeниeм нa втopoй cлoг), «o лece» (yдapeниe нa пepвый cлoг). Во множественном числе - полное совпадение: «в/o лecax». 

K лoкaтивy, кстати, мoжнo oтнecти oкoнчaниe «-и» пoд yдapeниeм в имeнax cyщecтвитeльныx третьего cклoнeния: «Myxa cидит нa двepи́» и «O тoй ли две́pи идёт речь?». 

Heкoтopыe cлoвocoчeтaния cтaли ycтoйчивыми, нaпpимep: «Работать  нa дoму», но «думать о доме». 

В лифте - находиться внутри. На лифте - способ передвижения. Окончание - у лишь в дательном падеже: к лифту. Мы подошли к лифту.

К сожалению, нынче в школах о местном падеже речи нет. А зря. Усвоили бы с детства, и не путались.

Рубрику ведёт филолог Алексей Велихов.

 

Тайны из земной кладовой

Их раскрывают археологи. Кропотливо, по крупицам извлекая уникальные артефакты из напластований времени.


Среди них кандидат исторических наук, заведующий отделом искусства и археологии Античного мира, начальник Боспорс­кой (Пантикапейской) археологической экспедиции ГМИИ им. А. С. Пушкина Владимир Толстиков. Почти сорок лет - бессменный руководитель Боспорской археологической экспедиции Московского Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, которая с 1945 года осуществляет планомерные раскопки столицы Боспорского царства - городища Пантикапей у подножия Митридата, в центре Керчи.

Работа коллектива крупнейшего специалиста по истории фортификационных сооружений и оборонительного зодчества Боспора находится под пристальным вниманием руководства Министерства культуры респуб­лики и Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. 

Объектив запечатлел посещение раскопок минист­ром культуры Татьяной Манежиной и генеральным директором музея-заповедника Татьяной Умрихиной, которым Владимир Петрович рассказал о результатах раскопок этого лета. Намечены перспективы взаимодействия с музейщиками, направленного на создание новых выставочных проектов и музеефикацию объектов показа.


Красота - в наших руках

После лета многие замечают, что кожа лица огрубела, и требует тщательного ухода. Предлагаю травяную маску.

Понадобится  ромашка аптечная, подорожник и мята перечная. Возьмите по 1 ч. л. каждой из этих сухих лекарст­венных трав. Смешайте, залейте стаканом крутого кипятка и варите на слабом огне 10-15 минут, затем процедите, добавьте, помешивая, 1 ч. л. картофельного крахмала. Маску наносят на кожу лица, предварительно смазав её питательным кремом. Держат 20 минут, затем смывают водой комнатной температуры, после чего лицо вновь смазывают питательным кремом.

Хороша и помидорная мас­ка. Смешайте тёртый помидор с небольшим количест­вом крахмала до получения кашицы, добавьте несколько капель растительного масла. Нанесите на лицо на 15-20 минут, смойте прохладной водой.

Рубрику ведёт главврач косметологической клиники Варвара Лабенок.

 

Самые-самые овощи и фрукты

Без каких овощей и фруктов никак нельзя обойтись, заботясь о здоровье?

Алексей В.

Саки.

 

Все овощи и фрукты содержат необходимые нашему организму минералы и витамины. Но есть просто незаменимые. Их называет диетолог Василина Григораш.

Чеснок. Употребление его предотвращает склероз, сердечные приступы, инфаркт.
И даже продлевает жизнь благодаря антибактериальному свойству. 

Капуста белокочанная и брокколи. Содержащиеся в них химические соединения особенно благотворно сказываются на женском организме, защищают от заболеваний эндокринной системы.

Помидоры богаты сильнейшими антиоксидантами, предотвращающими появление злокачественных опухолей и заболевания желудочно-кишечного тракта и печени.

Шпинат, спаржа, зелёный лук и петрушка благодаря входящим в них каротиноидам, блокируют вредные свободные радикалы и вырабатывают витамин А. Укрепляют иммунитет и замедляют старение организма.

Морковь, тыква, яблоки и сладкий перец замедляют старение организма, ускоряют заживления ран, поддерживают зрение, помогают бороться с инфекциями.

Бобы, соя, горох замедляют процесс старения, предупреждают инсульт, тромбоз, гипертонию и новообразования.

Редис, репа, брюква благотворно влияют на состояние печени, нормализуют работу желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы.

Апельсины, мандарины и лимоны, киви, смородина усиливают защитные силы организма, помогают переносить физические нагрузки, бороться со стрессом.

 

Хозяйка Посиделок Людмила ОБУХОВСКАЯ.