Наталья Бондарчук: Как жить, чтоб святу быть?

1 Апрель 2017 1496
Фото автора.

Этот вопрос волнует актрису, режиссёра, сценариста, фильмы которой отвечают на многие злободневные вопросы.

Досье

Заслуженная артистка РСФСР, заслуженный деятель искусств РФ Наталья Сергеевна Бондарчук родилась 10 мая 1950 года в Москве в семье народных артистов СССР, режиссёра Сергея Бондарчука и актрисы Инны Макаровой. Окончила актёрский и режиссёрский факультет ВГИКа. В кино дебютировала в 1970 году в фильме «У озера». Широкую известность принесли роли Хари в фильме Андрея Тарковского «Солярис» и княгини Марии Волконской в картине Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». По своим сценариям сняла фильмы «Детство Бемби» и «Юность Бемби», «Одна любовь души моей», «Пушкин. Последняя дуэль», «Гоголь. Ближайший». Организовала свой собственный детский театр «Бемби». 11 марта 2014 года подписала обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

- Впервые перед кинокамерой вы появились в Крыму. Какой след в душе оставил наш полуостров и оставил ли?
- Крым навсегда вошёл в моё сердце и стал большой любовью. А попала я сюда благодаря Андрею Тарковскому, который пригласил сниматься в «Солярисе». Незабываемое время! Величественный Чатырдаг, дымка цветущих деревьев… Мои партнёры - Донатас Банионис, Юрий Ярвет, Анатолий Солоницын, Владислав Дворжецкий, Николай Гринько. Оператор Вадим Юсов. Андрей Арсеньевич стал моим первым гидом по Ялте. Ялта раскрылась мне, я бы сказала, с роскошным орнаментом «Соляриса».
 - Помнится, вы и первый свой фильм сняли в Ялте?
- Да, это была «Живая радуга» - картина для детей. По повести «Весёлая семейка» Николая Носова. В перерывах между съёмками оператор, который потом стал моим постоянным партнёром, Миша Филатов вместе с супругой Татьяной, которые жили в Ялте, показали мне совсем другой Крым - заповедный. И тогда у меня возникло огромное желание снять фильм «Бемби». В заповеднике потом его и снимали.
- Вы сами написали сценарий?
 - В соавторстве с замечательным писателем Юрием Нагибиным.
- Снималась в картине поистине звёздная компания…
- Самая настоящая! Марис Лиепа, Гедеминас Таранда, Илзе Лиепа, Лев Дуров, моя мамочка Инна Владимировна Макарова, Николай Бурляев, который мне был тогда по совместительству и мужем. Николай Петрович играл юного Бемби, а наш сын Ванечка - маленького Бемби. Съёмки были сложные, вместе с нами работали каскадёры.
- Помню шумный успех картины в Москве…
- В первую неделю её посмотрели 7 миллионов детей. А недавно я выпустила фильм «Тайна снежной королевы», которую видели только участники фестивалей, в числе которых евпаторийский «Солнечный остров». А всё потому, что проката нет. А тогда были детские кинотеатры, прокат работал не на американский кинематограф, а на наш, родной. Это очень серьёзный вопрос.
 - Крым напоминает о счастливых днях, значит, возвращаетесь сюда с удовольствием?
- Ещё с каким! Крым - это моё всё! Я не могла слёз сдержать, когда смотрела телетрансляцию с Красной площади, посвящённую возвращению Крыма в Россию. Купила билет, и 9 мая 2014 года была в Крыму. Шла по улицам Севастополя с ветеранами, которым под ноги бросали цветы, детей подводили к ним, как к иконам. «Россия, спасибо», - все кричали. Я испытала божественное чувство. Через полгода на сцене театра имени Луначарского с севастопольскими актёрами поставила спектакль «Снежная королева». 11 тысяч зрителей в детские каникулы посмотрели этот спектакль. Я очень горда.
- Вы намереваетесь открыть в Евпатории киношколу для детей. Впервые сказали об этом на кинофестивале «Солнечный остров». Какие-то подвижки есть?
 - Эта идея объединяет желающих помочь детскому кинематографу, который оказался никому не нужным. Их немного, но они есть. Мечтающие, как и я, чтобы наши дети смотрели хорошие отечественные фильмы, а не американские. Если мы потеряем опору на наши ценности, нашу культуру, мы изменимся. И тогда не нужны будут ракеты, не нужно будет с оружием в руках нас завоёвывать. Процесс этот уже идёт через Интернет, через киноэкран. Американский кинематограф - джинн, выпущенный из бутылки. Загнать его назад практически невозможно. Он доит нас, как коровку, получая в России огромные деньги. Молодёжь не знает наших артистов, называет любимым русским артистом Шварценеггера. Вот почему надо начинать именно с детского кино. Чтобы оно возродилось, нужно полноценное, стопроцентное финансирование государства. Вот почему я обратилась к Министерству культуры Крыма за финансовой поддержкой. Мне её обещали, жду, когда она реализуется на деле.
- Отчаялись получить поддержку из федерального бюджета?
- Как ответ приведу такой факт: на весь российский кинематограф выделяется столько средств, сколько на одну серию фильма про хоббитов режиссёра Питера Джексона, экранизирующего повесть Джона Толкиена. Эти картины идут у нас, кинотеатры кормятся от американского кино, поэтому и лоббируют его. Надо обложить налогами американское кино, прокатчиков, которые только его прокатывают, и эти налоги отдать на развитие отечественного кино. Недопонимание роли кино в жизни общества привело к тому, что отечественный кинематограф как таковой загублен. Есть отдельные фильмы, в год наберётся четыре-три картины достойные, которые можно представить на кинофестивале, у них будет прокат. И только-то. А ведь у нас снималось до 200 картин в год. Сказки, комедии, трагедии, на любой возраст, на любой вкус. Запрещать мы ничего не можем, но надо так правильно выстроить отношения, чтобы наш кинематограф был на первом месте. Все остальные на втором, третьем, пятом. В Белоруссии кинотеатры не отдали в частные руки, коммерческим структурам, и прокат там поэтому сохранился.
- Сейчас киношколы плодятся, как грибы после дождя. Платные, бесплатные. Хорошо ли это?
- Всё зависит от того, кто в них преподаёт. Мастера может воспитать только мастер.
Я счастлива, что у меня учителем был Сергей Герасимов. Быть режиссёрами он нас учил, формируя мировоззрение. Читал тогда запрещённые стихи замечательных поэтов. Он развивал нас. И многие с нашего курса стали режиссёрами. Среди них Сергей Никоненко, Николай Губенко, Николай Ерёменко.
 - Вы не раз работали с украинскими кинематографистами. Добрые отношения с ними сохранились?
- С единицами. На картине «Гоголь. Ближайший», который снимала в Сорочинцах, 80 процентов актёров - украинские. И почти все они от меня отвернулись сразу, как только я поддержала Путина в решении крымского вопроса. Я стала невъездной на родину моего отца. До сих пор не могу успокоиться, услышав от Раисы Недашковской, которая играла в знаменитой картине «Комиссар» с Нонной Мордюковой, Роланом Быковым, Василием Шукшиным, как она объявила о своём счастье открыто говорить, что у неё отец - бандеровец…
Я переписываюсь с киевлянами, но их имён назвать не могу, чтобы им не навредить. Нынешняя украинская хунта должна уйти, провалиться сквозь землю. Тогда будет что-то другое в стране.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.