Храм - памятник в Крымской Хатыни

21 Март 2017 1469
Возрождённый храм в Лаках.
Возрождённый храм в Лаках.

Символом победы добра над злом, жизни над смертью назвал храм Святого апостола и евангелиста Луки в Лаках его настоятель, благочинный Симферопольской и Крымской епархии по делам монастырей архимандрит Каллиник (Чернышёв).

Древнее греческое село в небольшой долине в верхнем течении реки Кача стало крымской Хатынью: в годы Великой Отечественной войны за поддержку партизанского отряда его жители - женщины, дети и старики - были сожжены в своих домах. 23 марта исполняется 75 лет со дня этой трагедии.
- О трагедии, которая произошла здесь, забывать нельзя, её должен знать каждый, - считает архимандрит Каллиник. - Это было величайшим зверством: на глазах у матерей бросать грудных детей в огонь… У матерей, от которых требовали одного: выдать партизан, назвать места, где они находятся. Они этого не сделали, и ни один из жителей Лак не стал предателем, хорошо зная партизанские стоянки и тропы к ним. Это поступок людей не просто героических - святых, которые не отрекаются даже под угрозой смерти ни от себя, ни от жизни, ни от будущего страны, нашего с вами.
Сегодня мало кто знает, что в XVIII веке в Лаках проживали 412 греков, в храме служили шесть священников. До 1778 года, когда вместе с другими христианами они были переселены в Приазовье. Возможность вернуться появилась только через сто лет, но вернулось в Лаки чуть больше 200 человек. Село заново обустроили, в 1904 году на средства бахчисарайского купца Дмитрия Почаджи взамен обветшалого построили новый каменный храм. Перед войной здесь были магазин, клуб, греческая школа. Была мирная дружная жизнь, сохранялись народные традиции.
Когда на нашу землю пришла беда, оставшиеся в селе старики, женщины и дети, как могли, поддерживали ушедших на фронт земляков - оказывали помощь партизанским отрядам Михаила Македонского и Христофора Чуси. За это фашисты и расправились с ними. А на месте домов остался лишь пепел.
И только на пригорке без окон, без дверей, с разбитым куполом и колокольней уцелел храм. Израненный, но выживший, может быть, для того, чтобы нашли приют души убиенных во имя победы над фашизмом. Сюда каждый год, 23 марта и в храмовый праздник 31 октября, ещё задолго до восстановления церкви приезжали люди, священники из разных приходов, благочинный Бахчисарайского района протоиерей Сергий (Халюта). На литургии в холодном, насквозь продуваемом храме иногда даже под дождём люди молились за упокой погибших праведников.
В 2004 году митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь принял решение об открытии здесь нового мужского монастыря Святого апостола и евангелиста Луки. Это было закономерным: вся долина с первых веков нашей эры была заселена, и в округе обнаружены 14 храмов, действовавших ещё в I веке. На вершине горы Илия, которая возвышается над Лаками, находятся руины часовни Святого пророка Илии IX века.
Первым настоятелем обители стал архимандрит Каллиник (Чернышёв). Много трудностей и препятствий было на пути восстановления храма и становления монастыря. Не хватало средств, трудно было по бездорожью доставлять стройматериалы и строительную технику. В 2016 году наступил долгожданный день завершения реконструкции храма. Белоснежный, словно сошедший с небес, он открыл свои врата, чтобы каждый мог помолиться за себя, за родных и за тех, кто нуждается и надеется на память о себе - сожжённых жителях села Лаки. Ибо самое страшное на земле - людское забвение.
- Господь послал нам людей, без которых было бы намного труднее справиться с поставленной задачей, дело могло затянуться, - отмечает архимандрит Каллиник. - Главный из них - Игорь Васильевич Лели, семья которого раньше проживала в этом селе. С его помощью были выполнены все основные работы по восстановлению храма, его внутреннего убранства, и Игорь Васильевич успел увидеть плоды своего труда. Но неожиданно он ушёл из жизни и по благословению митрополита Лазаря был похоронен у стен возрождённого храма. Часто в монастырь приезжают его братья и мама. Я думаю, что мы выполнили задачу истории. Храм уникален, мы не испортили его архитектуру, не нарушили его воздушность. Он гармонирует с окружающей природой, является главной доминантой пейзажа, словно парит над горой.
В ежедневной молитве утреннего и вечернего правила, на каждой божественной литургии мы молимся об убиенных и о здравии их наследников.

Архимандрит Каллиник и его паства.

Вдали от дорог, от жилья, среди бескрайних лесов и синих гор, на холме стоит белоснежный храм с колокольней, устремлённый в небесную синь. Каждый день звон колокола над притихшими долинами оповещает о начале службы. Добраться сюда в хорошую погоду несложно: надо свернуть от трассы Бахчисарай-Синапное на указателе «Лаки - 8 км». Зимой, когда выпадает обильный снег, обитель на несколько месяцев бывает полностью отрезана от остального мира. Но насельники монастыря не сетуют: «Нам нельзя жаловаться - мы с богом. Одиноким чаще человек бывает в многолюдной толпе, окружённый людьми».
В дивном месте, в монастырском храме в византийском стиле, в пронзительной тишине и покое забываешь о быстротечности земной жизни. Монахи молятся здесь о нас с вами, о благополучии и благоденствии мира сего. Горящие лампады, звучащая днём и ночью неусыпаемая псалтырь дают нам надежду на возрождение душ наших. Как говорят священники: «История мира рождается не в кабинетах высоких небоскрёбов, а в убогих монашеских кельях. И как только погаснет свет в последнем монашеском окне, мир подпишет себе приговор».
У каждого из нас есть храм, который считаем своим, куда мы ходим, кто чаще, кто реже, где молимся, просим прощения у Бога, каемся в грехах и снова грешим, но всегда радуемся, что дано великое чудо верующему человеку: дерзновенно обращаться к Богу с надеждой и верой, просить и быть услышанным...
Выйдя после службы из храма на улицу, услышала щебет ласточек. Подняла голову и увидела на белой колонне изящные гнёзда. Кто знает, сколько лет, сменяя одно поколение другим, прилетают они сюда, потому что здесь их родина. И ничто: ни войны, ни ураганы над морем, которое нужно перелететь, не останавливают их. Лишь только зазвенит в их крохотных душах сигнал весны, они устремляются в путь домой. Летят днём и ночью. Учёные считают, что домой они летят в два раза быстрее, чем в тёплые края. На чужбине, вдали от родных мест, они гнёзд не вьют и песен не поют.
Создание монастыря в Лаках, подаренная храму новая жизнь вселяет надежду на возвращение сюда людей. На то, что возродится село и над долиной вновь поплывут мелодичные греческие песни.

Лариса КОПАЕНКО.
Фото монаха Игнатия Алексеева.