1927 год. «Красный Крым»

14 Март 2017 1894
Спецвыпуск «Красного Крыма» о землетрясении на полуострове.
Спецвыпуск «Красного Крыма» о землетрясении на полуострове.

СССР и Швейцария решили восстановить дипломатические отношения, а с Великобританией они разорваны (заподозрили нашу торговую компанию в шпионаже). В нашей стране отменена смертная казнь, появились звание Герой труда и Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ); начался переход к 7-часовому рабочему дню. Придумали коллективизацию сельского хозяйства и «пятилетки» - разработкой первого пятилетнего плана занялись экономисты Высшего Совета народного хозяйства (председатель Валериан Куйбышев) и Госплана (Глеб Кржижановский). В Москве - первая в мире международная выставка «межпланетных аппаратов, механизмов, приборов и исторических материалов». За участие в казни императорской семьи белоэмигрантом убит полпред СССР в Польше керчанин Пётр Войков, в ответ в Москве расстреляны 20 представителей знати империи. Родились создатель «Белого солнца пустыни» Владимир Мотыль и исполнитель роли таможенника Верещагина - Павел Луспекаев. Мы продолжаем отсчёт вековой истории.

Газета - читатель
«Красный Крым» издаётся 7-й год, но готовится к десятилетию пролетарской печати на полуострове: в 1918-м начала выходить предшественница - «Таврическая правда». Гордится достижениями: за два года тираж с 6692 экземпляров увеличен до 10300. За полгода вышла 641 статья (75 международного характера, 183 - всесоюзного, 297 - всекрымского и 86 - районного) и получено 4278 рабселькоровских материалов (1795 - напечатано, 835 послано на расследование, 550 послано в учреждения, по 117 даны ответы в юридическом и справочном отделе). И интересуется мнением в рубрике «Читатель о «Красном Крыме». Рабочий Михаил Навоев: «Мы, постоянные читатели, довольны газетой, но мало печатается сообщений из Ялты». Н. Белецкий и М. Ламброзо просят фельетонов, а красноармеец Терёшин - «зарисовок с натуры». По мнению железнодорожника Сиборенко, «мало места жизни рабочих на производствах». Крестьянину Михайлову не нравится, что «мало внимания крестьянской жизни». Пекман из Феодосии: «местная жизнь освещается бледно, нет ещё своего лица у газеты». Симферополец Дрямин: «улучшились передовые статьи, но слишком сухое изложение заметок в отделе рабочей жизни».
Любовью читателей пользуется рубрика «Нам пишут»: «На скотском рынке Джанкоя нет приспособлений для корма скота, нет воды. Плату взимают немалую: с проданной головы - 2 рубля, с непроданной - 50 копеек». О действенности - рубрика «Красный Крым» помог»:
«В посланной редакцией на расследование заметке указывалось, что по вине работников джанкойского отделения связи отправка телеграммы задержалась на шесть дней. По итогам разбирательств на виновных наложено административное взыскание».
О датах и приложениях
Традиционные номера к датам: в январе - «память Ленина чтим упорным трудом», февральские - «памяти гения Пушкина» и «на военные замыслы империалистов Красная Армия демонстрирует боевую готовность и тесную сплочённость со всеми трудящимися Советского Союза», мартовский «праздник тружениц и крестьянок», майский - «да здравствует Первое мая».
1927-й - юбилейный год Октябрьской революции. Празднования в Крыму растянулись на 4 дня: 7-го - демонстрация от «улицы Севастопольской по Салгирной (ныне - проспект Кирова. - Ред.), переулку Совнаркомовскому к Пушкинской, где установлены трибуны», в остальные дни - «обширная программа по клубам, кинотеатрам». К 7 ноября вышел объёдинённый номер «Красного Крыма», «Маяка коммуны» (ныне - «Слава Севастополя»), «Красной Керчи» («Керченский рабочий»), «Красного черноморца» («Флаг Родины»), «Молодого большевика» (несуществующий «Крымский комсомолец») - «расширенного размера, богато иллюстрирован снимками, диаграммами, воспоминаниями участников Октябрьской революции».
Выпускается и приложение - «Двухнедельник»: рассказы, ребусы, шахматные задачи, юмор. Если до этого «Красный Крым» был больше изданием городов, то с закрытием газеты «Крестьянин» «значительно расширяет освещение деревенской жизни. Редакция ставит обслуживание крестьянских читателей одной из самых основных задач».
О недороде и ценах
Именно из нашей газеты жители Керченского, Феодосийского, Карасубазарского (Белогорского) и Джанкойского районов, поражённых недородом, узнали о положенной им помощи. «Недород охватил 18722 десятины (20407 гектаров), где урожай в среднем 17,5 пуда (285 кг) с десятины против 58,2 (949 кг) по остальным хозяйствам. В помощи нуждаются 10275 едоков. Правительственная комиссия постановила обеспечить продовольствием семейства, не имеющие кормильцев, по 10 рублей на душу, ассигновать помощь особо нуждающимся (красноармейским, вдовьим). Всего выделено 9080 рублей. Будет и ссудная помощь на приобретение корма скоту».
По стране объявили о кампании снижения цен - минимум на 10%. Газета, выполняя решение ЦК партии «вести решительную борьбу со всякими извращениями в деле снижения цен», запускает читательский конкурс, предлагая передавать в редакцию анкеты, указывая «предприятия, в которых самые дорогие цены, в сравнении с нормальными, признанными Наркомторговли». Десять премий: от квартальной до годовой подписки на «Красный Крым» (3-месячная - 1,1 рубля) и книги по выбору на сумму от 3 до 10 рублей. Премии солидные, если учитывать, что «нормальная стоимость килограммов говядины - 50 копеек, гречки - 19 копеек, белого хлеба - 15 копеек. Каждый месяц публикуются отчёты «Кто дороже всех торгует в Крыму». «Дороже всех подсолнечное масло у частников Варшавской в Симферополе и Ованесяна в Ялте - 1,5 рубля литр, цена на 150% выше нормальной - 60 копеек».
О жизни
Газета с гордостью сообщила, что 2,5 миллиона трудящихся страны хранят в сберегательных кассах 200 миллионов рублей, «сбережения крестьян достигают 10% всех вкладов». Впрочем, в Симферополе деньги были не у всех - безработица, для борьбы с которой применяли метод: один член семьи на одном предприятии. «В трамвайном управлении, где было много династий, прошла массовая замена родственников другими безработными».
А ещё главный город Крымской АССР в 1927-м впервые провёл субботник - «15 октября все рабочие работали на своём производстве, участвовали в благоустройстве Симферополя, посадке деревьев».
До победы мировой революции было ещё далеко, поэтому периодически в стране проводилась опытная мобилизация, в августе она коснулась Симферопольского, Бахчисарайского, Евпаторийского, Керченского, Феодосийского и Севастопольского районов. «Это не война, это проверка нашей готовности к обороне. Сохранение спокойствия и выдержки, своевременная явка мобилизованных на сборные пункты - вот наша задача во время опытной мобилизации». В газете, как и по всей стране, популярен лозунг «Наш ответ Чемберлену».
В ответ на ноту британского премьера, «требовавшего прекратить военную поддержку революционного правительства в Китае», ОСОАВИАХИМ организовал фонд для сбора средств на оборону СССР и строительство воздушного флота. «Дом отдыха горняков (Ялта) вносит в фонд обороны 16 рублей 25 копеек, тов. Абрам Юздерганский вносит 1 рубль, Бор-Чокракская (Заводское, Симферополь) изба-читальня вносит в фонд обороны 8,5 рубля, соляной комитет союза горняков отчислил 20 рублей на постройку самолёта «Красный горняк».
О прогрессе
В стране готовятся к появлению телевидения: «в Ленинграде прошла передача изображения по радио - успехами телескопия многим обязана опытам русского физика Термена, который продемонстрировал аппарат для передачи изображения на расстояние». А в Крыму «на поле фермы Камыш-Бурун проводятся опыты с выращиванием растений жарких стран в условиях нашего климата: рис, хлопок открывают богатые перспективы для развития в Керченском районе».
Столь значимый сейчас для крымчан канал Керченского пролива в 1927-м начали углуб­лять до 25 футов (7,62 метра), чтобы «открыть вход в Азовское море для крупных океанских пароходов», а у деревни Акташ (Белокаменка) заложили первые буровые вышки для добычи крымской нефти. Ещё в Керченском проливе начали подъём затопленного белогвардейцами броненосца «Ростислав», причём впервые применили подводную резку автогеном. Продать разрезанный на металл корабль планировали за 500 тысяч рублей.
В Саках - «крупная победа - открытие грязевой поликлиники». «За полвека через Сакский грязевой курорт прошли сотни тысяч человек, но если свыше 4 десятков лет он был только резиденцией буржуазии, то сейчас при Советской власти Саки - курорт рабочих и крестьян, где они получают не только лечение и надлежаще воспитание. В этот же день чествовали врача Высочинскую и рабочего Пидварко, работавших около 40 лет».
О землетрясении
Главная тема в Крыму осенью 1927-го - землетрясение.
В первый раз тряхнуло 26 июня - жертв не было, разрушения в основном в окрестностях Севастополя. А вот толчки в ночь с 11 на 12 сентября ощущались почти по всему Крыму: в Ялте и окрестностях сила достигла
8 баллов, в Севастополе, Симферополе и Алуште - 7, в Феодосии и Евпатории - 6, в Керчи - 5 баллов. Погибли 16 человек, 830 ранены, «несколько самоубийств от испуга».
Новые толчки ощущались до конца года. Некоторые посёлки оказались полностью разрушены. Под Симферополем, в Севастополе и в Алуште «отмечены сильные разрушения». «60% населения Южного берега живёт в палатках и под навесами, погода стоит холодная. Усилилась заболеваемость детей корью, коклюшем». Крым запросил помощь союзных республик, объявлен сбор добровольных пожертвований жертвам стихии, центр сразу выделил 120 тысяч рублей на восстановление хозяйства, а «Дагестан уже 14 сентября отправил 3 вагона стекла».
О детях
Одно из последствий стихии - «рост беспризорных детей на улицах Симферополя. Оборванные и голодные, они шмыгают по базару и ищут добычу. Они прибыли из опустевших после землетрясения курортных городов Крыма и с севера, откуда их выгнали рано наступившие холода». Газета предлагает выход из сложной ситуации - «сбор средств на изъятие беспризорных с улицы и организации их трудового воспитания».
А для семейных в Крыму проводится конкурс здоровых детей. «Принимают участие дети от шести месяцев до трёх лет, посещающие детскую консультацию. Конечно, лучшую оценку получит та мать, которая сумела при ограниченных материальных возможностях, благодаря правильному уходу вырастить здорового крепкого малыша». Призы (детские кроватки, путёвки в дома отдыха, отрезы на платье) присуждены: «уборщице, получающей 18 рублей 90 копеек в месяц; жене инженера, получающего 42 рубля в месяц; жене слесаря, получающего 30 рублей в месяц; татарке, жене инвалида, вырабатывающего до 50 рублей в месяц, и жене военнослужащего. Почти в каждом из семейств имеются ещё иждивенцы, нетрудно понять, сколько внимания и любви приходится уделять матери, чтобы при таких условиях вырастить ребёнка без каких бы то ни было физических недостатков».
Познаём вместе
Чтобы познакомить читателей с жизнью полуострова и страны, корреспондент газеты Николай Донской отправляется в путешествие. Сначала «Пешком по Крыму»: «Перед Зуёй каменный четырёхугольный обелиск - Екатерининская верста, памятник неграмотной крепостнической Руси. Как бы в противовес ему недалеко - железный столб с указанием расстояния в километрах от Симферополя до соответствующего населённого пункта».
Потом «Пешком по СССР»: «Всё дальше от Крымской АССР. Снежные равнины полей. Обледенелая дорога. Пронизывающий северо-восточный ветер. Село Мангуш. Живут греки, а говорят по-татарски. Греческого языка не знают. Неграмотных почти нет. Когда я попал на ночлег и заговорил по-татарски, одна из гречанок радостно воскликнула: «Вы говорите на греческом языке?!». «Не на греческом, а на крымскотатарском», - ответил я. «Нет - это греческий язык. Мы все греки говорим на этом языке». <>По пути в Таганрог меня настигает проливной дождь, расквашивая ещё накануне мёрзлые дороги. Ноги погружаются в грязь по щиколотку. Но надо идти вперёд - на горизонте маячат дымящиеся трубы таганрогских заводов».
Впрочем, и местных открытий хватает: «во время земляных работ в Алуште возле маяка обнаружили 7 очень старых погребений. Погребённые обращены головами в противоположные стороны, в каждом погребении - от 2 до 9 скелетов. В одном погребении обнаружен кувшин, бронзовое кольцо. Профессор Николай Эрнст находит, что погребения относятся к III-IV веку по Р.Х., принадлежат готам, населявшим в то время Южный берег Крыма». «На углу улиц Энгельса и Ленинской около клуба «Красный Октябрь» у Керчи рабочие, рывшие яму для отвода электропровода, обнаружили на глубине 4-х метров фундаменты постройки. Директор археологического музея Юлий Марти сообщил, что это фундаменты какого-то большого здания. Над фундаментами найдено погребение с глиняным горшком для варки пищи. Погребение относится приблизительно к V-VI веку нашей эры».

Наталья ПУПКОВА.