Моряк, король и певец

11 Февраль 2017 1443
Поль Робсон: «С большим удовольствием мы отдыхаем в Крыму», 1958 год.
Поль Робсон: «С большим удовольствием мы отдыхаем в Крыму», 1958 год.

Крым - полуостров, который всегда притягивал к себе людей разных национальностей, сословий и занятий. «Крымская правда» вспомнила, как на полуострове Гарибальди России присягал, Захир-шах на коленях перед озером стоял, а Робсон журналистам пел.

Джузеппе - россиянин
Нет, конечно, не сам Национальный герой Италии, полководец, участник многих войн за независимость и единство этой страны, говоривший «завещаю мою любовь к свободе и к правде и мою ненависть к лжи и тирании». Хотя Джузеппе Гарибальди и бывал в нашей стране, и даже именно в России загорелся идеей освобождения Италии от австрийского господства, объединения страны и установления республиканской формы правления, познакомившись в 1833-м  в Таганроге с политическим эмигрантом, членом тайного общества «Молодая Италия» Джованни Кунео. На верность России, принимая её подданство, присягал тёзка итальянского героя, его двоюродный брат.
Они, моряки, вместе были тогда и в Таганроге, и позже в Феодосии. Откуда один, будущий национальный герой Италии, отплыл в Турцию, а оттуда на родину, а другой решил остаться в Крыму. Вообще наш полуостров для семьи Гарибальди был не в новинку. Ещё в конце  XVIII века представители этого рода вели торговлю, используя крымские порты, Феодосийский и Керченский. В Феодосии даже существовала торговая контора Амвросия Гарибальди (на русский манер его называли Антоном Ивановичем) - дяди героя Италии, и, как предполагают некоторые исследователи, отца Джузеппе-второго). 175 лет назад, в феврале 1842 года, Амвросия Гарибальди признал российский император Николай I как неаполитанского консула в Керчи. До этого, опять же в Керчи, он с 1829 года представлял интересы Сардинского королевства в России. Умер тоже в Керчи, в июне 1846 года, похоронен на местном кладбище - могила, конечно, не сохранилась. Не сохранилась сейчас в Феодосии на городском кладбище и могила самого Джузеппе Гарибальди - второго, хотя ещё в середине прошлого века скромный памятник с надписью на итальянском языке был.
В отличие от знаменитого брата, прожившего всего 74 года, крымский Джузеппе прожил 112 (!) лет, он умер 9 апреля 1916 года. Сведения об этом сохранились в Государственном архиве Республики Крым. Известно, что моряк, как и многие представители рода, Джузеппе Гарибальди - второй устроился работать капитаном на торговый корабль, принадлежавший Леонардо Даранте, представителю другой известной итальянской династии в Феодосии. И вскоре Керчь-Еникальский градоначальник выдал капитану «билет  на свободное плавание по Азовскому морю и Черноморским нашим портам». Этот документ также сохранился в архиве республики. Из него мы можем узнать, как выглядел второй Джузеппе (фотографии тогда не было) - «рост высокий, глаза карие, волосы седые, с левой стороны на носу родинка». Из плавания его ждали двое сыновей, дочь и жена-немка Бауэр, чья семья жила в немецкой колонии Герценберг (ныне село Пионерское под Феодосией). Вскоре Джузеппе Гарибальди подал прошение в Таврическое губернское правление о принятии его в подданство России, ставшей ему второй родиной. Прошение из Симферополя ушло на рассмотрение в Санкт-Петербург, где было получено высочайшее соизволение. И 15 февраля 1853 года в присутствии представителей Таврического губернского правления Джузеппе Гарибальди принял присягу, став гражданином Российской Империи.
Грязевое лечение
Для иностранных вождей, в советское время охотно посещавших Крым, была стандартная программа - Симферопольский аэропорт, Севастополь, Ялта, «Артек», но, пожалуй, единственный раз протокол пришлось изменить в июле 1957-го: король Афганистана пожелал из аэропорта первым делом отправиться на озеро Мойнаки под Евпаторией. Там Мухаммед Захир-шах опустился на колени и что-то долго шептал, очевидно, молился и благодарил озеро за своё появление на свет.
В 1913 году российский император Николай II пригласил в Крым, в лечебницу на озере, «имеющем общественное значение и отданном под охрану от порчи и истощения», будущего короля Афганистана Мухаммед Надир-шаха из династии Баракзай царского пуштунского рода Дуррани и его супругу Мах Парвар Бегум. Лечение мойнакскими грязями помогло чете, долго и безуспешно страдавшей от отсутствия наследника. 16 октября 1914-го на свет появился долгожданный сын Мухаммед Захир-шах, полное тронное имя - Мутаваккил Аллах Райрави Дини Матини Ислам Мохаммад Захир-шах, в переводе - «наместник Аллаха, поборник истинной веры ислама».
Он правил страной 40 лет  -
с 1933-го по 1973-й - и прослыл прогрессивным королём: при нём появились в стране университет, построенная советскими специалистами трансафганская дорога, чтобы с севера на юг добраться на автомобиле, женщинам разрешили не носить чадру, а всем афганцам - избирать парламент. Изгнанный в результате военного переворота король смог вернуться на родину в 2002 году, местный Совет старейшин присвоил ему почётный титул «Отец нации».
Гимн на английском
«Крымская правда», как и положено главной газете многонационального полуострова, всегда была открыта для людей разных национальностей. В двадцатых годах прошлого столетия некоторые её номера печатались на немецком - в знак поддержки революционного движения в Германии, до Великой Отечественной название газеты печаталось на русском и крымскотатарском, позже издание дублировалось на украинском языке. А ещё в стенах редакции, находившейся тогда в Симферополе на улице Карла Маркса, 6, звучал гимн СССР на английском языке - в 1958-м главный редактор Владимир Клязника пригласил к газетчикам гостившего тогда в Крыму Поля Робсона.
Шестой ребёнок в семье бедного негритянского священника Поль смог добиться всего сам: стал в США первым темнокожим студентом, заслужившим государственную стипендию, одним из первых темнокожих актёров, лучшим бейсболистом и боксёром-любителем, и, конечно, певцом. Он выучил русский язык, чтобы побывать в «стране своей мечты» - СССР, куда впервые приехал в 1934-м. Спустя 11 лет, летом 1945-го, пел на русском языке «Широка страна моя родная» в Севастополе на мысе Хрустальный «для великих победителей». В 1952 году стал лауреатом Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами».
В августе 1958-го вновь приехал в Крым - с женой Эсландой отдохнуть в санатории «Нижняя Ореанда». Побывал в Ялте, в винных подвалах «Массандры», в «Артеке», где стал почётным лауреатом песенного фестиваля, спев для ребят свои любимые песни. Впрочем, спеть с «артековцами» Полю Робсону довелось ещё раньше - как только приехал в санаторий. Там был пионерский концерт. «Я запомнила его широченную белозубую улыбку и то, как он радостно аплодировал каждому нашему номеру, - вспоминала его участница Галина Семёнова. - А моей подружке Рите из Мурманска удалось потанцевать с певцом - у нас был пионерский вальс дружбы прямо на улице. Так здорово. И мы подпевали Полю, когда он пел русские песни. Мне почему-то было смешно, когда он старательно выводил «Полюшко-поле». Потом, когда мы уезжали, пел нам колыбельную на своём языке - тоже очень красивую».
Корреспонденты «Крымской правды» Сергей Шантырь и Николай Бондаренко много писали и публиковали фотографий о нахождении американского певца на Южном берегу, тогда-то и родилась идея пригласить Робсона в редакцию газеты. Тот с удовольствием согласился, рассказывал о себе и стране, спел для коллектива несколько песен и неустанно повторял, что «хоть он и сын народа Америки, но СССР для него родной. А в Крыму, с его чудными людьми, воздухом и природой, он помолодел».

Кстати

Крым, к сожалению, стал местом смерти генерального секретаря Компартии Италии Пальмиро Тольятти - 13 августа 1964-го во время праздника на костровой площадке лагеря «Морской» в «Артеке» у него случился инсульт. Как ни старались помочь врачи, 21 августа лидер итальянских коммунистов умер, не приходя в сознание.
В 1979-м в СССР с ужасом узнавали подробности «дела императора», свергнутого пожизненного президента Центрально-Африканской республики Жан Бедель Бокасса, который, как выяснилось, был не только правителем, но и людоедом. Правда, когда летом
1973-го он побывал в Крыму, в санатории «Нижняя Ореанда» и в «Артеке», об этом никто и не подозревал. Император покорил всех золотыми перстнями с огромными бриллиантами и открытостью - лихо отплясывал и общался с детьми.

Наталья ПУПКОВА.
Фото Николая БОНДАРЕНКО.