1918 год. «Таврическая правда»

7 Февраль 2017 2036
100 лет назад в Крыму все жили дружно и спокойно./Фото с сайта photo.gip.ru
100 лет назад в Крыму все жили дружно и спокойно./Фото с сайта photo.gip.ru

В мире шёл четвёртый год Первой мировой войны, бушевала эпидемия испанского гриппа и случались голодные бунты. В Европе появился волейбол, в США сняли первый фильм о Тарзане. В Российской Империи, где несколькими месяцами ранее произошла Великая Октябрьская социалистическая революция и начался переход «власти к Советам в центре и на местах», разразилась гражданская война. В Севастополе 6 февраля (25 января по старому стилю) вышел первый номер нашей газеты - «Таврическая правда». Кстати, переход на григорианский календарь (новый стиль), отличавшийся от юлианского на 13 дней, случился по декрету Совнаркома РСФСР через день после рождения газеты. Спустя 99 лет уже «Крымская правда» вспоминает и тот 1918-й, ставший годом зарождения и гибели, потрясений и свершений, и все последующие даты в истории газеты, истории полуострова, страны, мира. Какими событиями ознаменовались все эти годы на вековом пути к столетию издания, которое отметим 6 февраля 2018-го, о чём писала газета - в этой рубрике.

Всё началось в Севастополе
О холостом выстреле «Авроры», штурме Зимнего дворца, аресте Временного правительства, свершившейся в Петрограде революции и воззвании Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов «Рабочим, солдатам и крестьянам!» о переходе власти к Советам в Крыму стало известно уже на следующий день - 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1917-го. Однако жители полуострова встретили новость настороженно: будоражили известия с фронтов Первой мировой, откуда не вернулись многие крымчане, не хотелось погружаться в неизвестность, ведь жизнь была неплохая: предприятия работали, средняя зарплата у рабочих была около 15 рублей, а пуд говядины (16,4 кг) стоил 9; осень в отличие от предыдущей порадовала хорошим урожаем, и угроза голода, которая нависла, например, над Симферополем в начале 1917-го, миновала.
В итоге один за другим на экстренных заседаниях местных крымских Советов рабочих и солдатских депутатов с представителями общественного комитета (в него, образованный в апреле 1917-го, вошли 10 гласных городской Думы и члены 80 различных организаций, в основном комитетов предприятий) вообще осудили такой скорый переход власти к Советам. Революционно настроенным представителям Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) пришлось копить силы, чтобы в будущем году перейти в наступление.
Уже 13 января 1918-го Симферопольский военно-революционный комитет выпустил воззвание к трудящимся города и Таврической губернии о переходе власти в его руки и защите революционных завоеваний: «Великий переворот совершился. Симферополь - центр Таврической губернии - присоединился к рабоче-крестьянской власти великой Российской Советской республики». Ещё раньше - 29 декабря 1917-го - военно-революционный комитет и штаб появились в Севастополе, куда с Дона после борьбы с контр­революционерами вернулись матросы-большевики. Именно с Севастополя началась в Крыму Советская власть, и именно в этом городе 25 января (6 февраля по новому стилю) 1918 года появился орган Таврического губернского комитета Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) «Таврическая правда».
Тактическая линия
Впрочем, история газеты могла начаться на несколько месяцев раньше. Будущий член редколлегии Юрий Гавен вспоминал, что ещё в сентябре 1917-го, отправляя его в Крым, руководитель оргбюро Центрального комитета РСДРП(б) Яков Свердлов поручил организовать газету, позже из Москвы даже прислали немного денег. Но их не хватало, не было людей, бумаги, частные типографии Симферополя не желали связываться с «большевистской газетой». В итоге через два месяца на прошедшем в Симферополе первом съезде большевиков Крыма решили издавать свою газету в Севастополе, назначили ответственных - Юрия Гавена, Надежду Островскую и Сергея Констансова. Название выбрали простое, по месту - «Таврическая», а по аналогии с главной партийной газетой - «Правда». Но сразу ничего не получилось, пришлось ждать, пока закроют буржуазный «Крымский вестник», чтобы начать печатать большевистскую газету в его типографии.
Первый номер, как вспоминал позже Юрий Гавен, готовили Орион Алексакис, Владислав Кобылянский и Дмитрий Ульянов (кроме них газету создавали Антон Слуцкий, Виктор Шаталов, Наталья Александрова, Владимир Басенко, Георгий Яковенко). В ночь на среду 24 января (по старому стилю) был отпечатан первый тираж - 1000 экземпляров газеты «органа Таврическаго Губернскаго (так раньше писали, далее в цитатах орфография того времени. - Авт.) комитета РСДРП (большевиков)». Формат газеты был нынешним - А-2, так же четыре полосы. У многих наших преданных читателей наверняка сохранилась копия того первого номера - к 80-летию «Крымской правды» мы сделали её с оригинала, хранящегося в библиотеке тогдашнего Института марксизма - ленинизма при ЦК КПСС (сейчас - Центр социально-политической истории - филиал Государственной публичной исторической библиотеки России). Среди создателей газеты - члены большевистских организаций Тавриды, посланцы ЦК партии - все общественники. Единственный штатный сотрудник - старый член партии Наталья Александрова. «Больше всех работала Наталья Алексеевна, - писал Гавен. - Эта чрезвычайно больная старушка, потерявшая здоровье в якутской ссылке, удивила всех силой, оставшейся у неё для газеты. Передовицы писались частично ею, частично мною, техническая редакционная работа лежала на ней».
С первого номера газета призывала решительно бороться:
«В Германии и Австрии сильно рабочее движение под лозунгами мир без аннексий и контрибуций, как предлагает Россия. Мы стоим теперь перед фактом Революции в Германии. В Лионе  всеобщая забастовка - с требованием мира. В Ирландии идёт движение». В мире ещё шла Великая война - Первая мировая, а российские большевики уже мечтали о победе мировой революции. «В октябре прошлого года совершился величайший переворот в мировой истории. Совместными усилиями сознательного пролетариата, революционной армии и беднейшего крестьянства политическая власть была вырвана из рук буржуазии. Россия сделалась самой демократической страной на свете, ибо вся власть перешла в руки истинной демократии - рабочих, солдат, крестьян. Октябрьский переворот - это начало социалистической революции. Но социалистическая революция по своему существу не может быть национальной, она должна логикой событий захватывать всё более широкие массы, перебрасываться из одной страны в другую. Объявляя войну международному капиталу, мы объявляем войну и войне. Победа мировой революции будет и победой над тением войны; говоря фигурально - дух созидательный, творческий одержит окончательную победу над духом разрушения. Это чувствуют всеми фибрами души сознательные пролетарии - вот почему для них борьба за мир есть в то же время борьба за социализм. Такова в общих чертах общая тактическая линия большевиков. Такова будет и линия «Таврической Правды». Наконец мы дождались своей газеты, своей «Таврической Правды», в которой жизнь Севастополя и всей Таврической губернии будет отражена отныне, как в зеркале: всесторонне, ясно и правдиво. Голосом рабочего класса и беднейшего крестьянства, голосом всех «униженных и оскорблённых» она хочет быть. К честной организованной борьбе против капитала она зовёт всех пролетариев». Впрочем, рядом материал о том, что и от «капитала» есть польза: «Севастопольский Союз увечных воинов, принося благодарности владельцам кино-театров «Лотос» и Вулкан», доводит до сведения членов Союза, что ими получены от вышеназванных кино-театров контрамарки для посещения кино-театров членами Союза (не больше 10 человек в один вечер)».
Из номера в номер
О чём писала газета в 52 номерах, которые удалось выпустить до 30 апреля 1918-го - времени оккупации Севастополя германским войсками? О том, что в «борьбе с войной» Советская Россия подписала Брест-Литовский мирный договор с Германией и её союзниками, признав поражение и выйдя из Первой мировой. О том, что выполнять условия договора Германия не стала и, заключив договор с Центральной Радой Украины, стремительно продвигалась на юг, включив и Крым в зону своих интересов. О III губернской конференции РСДРП(б), на которой решено перевести редакцию «Таврической Правды» в Симферополь (это было сделано 6 марта). О том, что 19 марта на экстренном заседании Таврического Центрального исполнительного комитета во главе с Жаном Миллером принят декрет о создании Таврической Республики советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в составе Симферопольского, Феодосийского, Ялтинского, Евпаторийского, Мелитопольского, Бердянского, Перекопского и Днепровского уездов. Совет народных комиссаров (правительство) новой республики возглавил Антон Слуцкий. Через три дня по указаниям из Москвы в составе республики осталась только территория полуострова, и она стала называться Социалистическая Советская Республика Таврида. Ещё газета публиковала приветствия молодой рес­публике - одно из них прислал Иван Дерксен, уроженец Таврической губернии, служащий Центрального народного банка в Петрограде, «из мещан».
«С невыразимым восторгом прочёл я сегодня 22 марта в газете «Правда» сообщение, что Таврическая губерния превратилась в Советскую республику со своим Советом народных комиссаров во главе. Многие лета новой, хотя и маленькой, но богатой Социалистической Республике! Да будет она непобедима! Да победит она контр-революцию как внутреннюю, так и идущую из вне, и создаст таким образом новый, безсмертный оплот Социалистической революции. Да здравствует Мировая Социалистическая революция!!!».
Публиковала газета распоряжения Народного комиссариата труда о введении 8-часового рабочего дня и Наркомата просвещения о создании во всех городах и сёлах бесплатных вечерних классов и при них школ грамоты для популяризации научных знаний; о введении новой орфографии и правописания во всех учреждениях и типографиях Республики Тавриды. Писали о создании коммун на месте бывших имений, о тотальной национализации, конфискации и изъятии вкладов населения, о реквизициях хлеба в пользу жителей других губерний РСФСР. Эти деяния многие встретили враждебно, возникла угроза голода на полуострове. А на Перекоп надвигалась иная угроза - германские и украинские войска. Объявленный «революционный призыв» проходил с перекосами (порой в местных советах предлагали мобилизовывать независимо от возраста или «всех буржуев даже учителей и гимназистов»), а руководители республики то не верили, что враг пойдёт на Крым, то готовились к эвакуации. Интервенты в Крым вошли: уже 20 апреля 1918-го органы республиканской власти в Симферополе прекратили работу и перебрались в Севастополь, который ещё держался. Перебралась туда и «Таврическая правда», уже на следующий день призвавшая крымчан на защиту от кайзеровских войск и контрреволюционеров: «Товарищи из сёл, деревень и городов, спешите в Севастополь, в отряд своей революционной партии. Час решительной борьбы настал».
Откликнулись не все: многие устали от войны вообще, кто-то был недоволен национализацией и, наоборот, желал покончить с большевизмом. На полуострове разгорелся межнациональный конфликт, «народная война» - террор по идеологическим принципам, бушевавший на полуострове в начале года, сменился на погромы и казни по национальному признаку. Последний номер «Таврической правды» вышел 29 апреля 1918-го - двухполосный, с заметкой о казни в Алуште членов Совета народных комиссаров Советской Социалистической Республики Таврида, в том числе члена редколлегии и председателя Совнаркома Антона Слуцкого; и о том, что борьба всё равно будет продолжена.
Южный фронт
Советская власть в Крыму, просуществовав в 1918-м всего четыре месяца, окончилась. Впереди у полуострова были уничтожение ушедших в Новороссийск кораблей Черноморского флота, чтобы не достались врагу; высадка английского десанта и череда крымских правительств; новые, уже буржуазные реквизиции, переделы и мобилизация всего крестьянского мужского населения; новые погромы и столкновения гражданской войны, голод и эпидемия тифа.
В РСФСР 1918 год ознаменован появлением Рабоче-крестьянских Красных армии и флота; переводом столицы из Петрограда в Москву; отделением церкви от государства; ужесточением трудовой дисциплины. Убийством семьи последнего российского императора Николая II; принятием первой Конституции РСФСР и провозглашением Красного знамени государственным флагом и боевым знаменем Вооружённых сил. Появлением в деревнях комбедов (комитетов бедноты) для борьбы с кулаками и созданием комсомола; провозглашением независимости от России в Литве, Грузии и распаде Закавказской Федерации на Грузию, Армению и Азербайджан. Покушением на Ленина; появлением РОСТА - Российского телеграфного агентства - и первого ордена страны - Красного Знамени. Мятежами по стране и продолжением гражданской войны; созданием Южного фронта, которому через два года предстоит очистить Крым от интервентов и белогвардейцев, чтобы на полуострове вновь установилась советская власть.

Так в России начиналась революция и Гражданская война./Фото с сайта grafskaya.com

Наталья ПУПКОВА.