Перед вступлением в «колхоз» надо причесаться

4 Февраль 2017 1005
Привычная обстановка в абонзалах коммунальных предприятий.
Привычная обстановка в абонзалах коммунальных предприятий.

Крымские власти собираются перевести оплату всех коммунальных услуг собственниками квартир на единый счёт. А затем распределять полученные денежные суммы по фондам предприятий, снабжающих нас электроэнергией, природным газом, водой, обслуживающих жильё. На бумаге всё выглядит вроде бы чётко и просто. А как будет на деле, не получится ли так, как говаривал незабвенный Виктор Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»?

Трудно доказать правоту
Если сейчас в этой сфере немало недоразумений, споров, конфликтных ситуаций, то как бы не стало их больше при объединении предприятий жизнеобеспечения в единый «колхоз». Мне приходилось на собственном опыте убеждаться в том, что взаимоотношения этих предприятий со своими клиентами нельзя назвать безоблачными. Допускаются ошибки при определении сумм платежей за те или иные услуги. Причём в пользу поставщиков. А доказывать свою правоту бывает ох как трудно. Да и не хочется, если речь идёт о нескольких десятках рублей. Проще заплатить, чем трепать нервы в разбирательствах. Но нельзя же легализировать такую практику!
В окошке одной компании жизнеобеспечения мне как-то заявили, что цифры потребления ресурсов моей семьёй и соответствующей оплаты занесены в компьютер, изменять их операторы, занимающиеся сверкой платежей, якобы не имеют права, да и физически не имеют возможности. Так что не сомневайтесь, а платите.
Мусорное дело
  Но бывает непросто влиться в ряды законопослушных граждан, например, тех, которые стремятся своевременно рассчитываться за вывоз бытовых отходов. Этим делом занимается новое для Симферополя унитарное предприятие «Экоград».
В один из декабрьских дней мне пришло от него уведомление о необходимости платить за вывоз этого самого мусора. Хотя не указано, с какого момента следует подключаться к такой благородной деятельности. Тем не менее в почтовом отделении купил платёжную книжку и собрался «отстегнуть» какую-то сумму «Экограду». Но тут моё внимание привлекли строки на обратной стороне присланной бумаги. Оказывается, сначала надо заключить договор.
А для этого необходимо предоставить предприятию ксерокопии паспортов хозяина домо­владения и других проживающих здесь лиц, свидетельство о праве собственности на земельный участок, правоустанавливающий документ на сам дом, справку о составе семьи, домовую книгу, технический паспорт на дом. Это для чего же надо было составлять такой обширный перечень копий документов? Разве лишь для увеличения объёма мусора.
Но выше инструкции не прыгнешь. Иду за справкой о составе семьи в жилконтору. Оттуда получаю крутой поворот в сторону отдела по работе с жильцами частных домов городской администрации, расположенного на улице Пушкина, 35, в Симферополе. С недавних пор он выдаёт подобные справки.
В коридоре перед этим отделом небольшая очередь, а на двери кабинета вывешено уведомление, что для получения справки о составе семьи нужно явиться с тем же перечнем документов, что и в «Экоград».
Пришлось вернуться домой за требуемыми документами. Хотя, опять же, непонятно, какое имеет отношение к составу семьи техпаспорт на дом, свидетельства о праве собственности на землю, на жильё… Примечательно, что подобные бумаги не требуют при оплате электроэнергии, природного газа, воды. Применяются нормативы, не подвергшиеся бюрократической обкатке?
Однако дождавшись момента, попадаю в отдел по обслуживанию обитателей частного сектора. И тут-то меня выводят на чистую воду как злостного нарушителя, уж не знаю чего. Подвела домовая книга. В ней отмечено, что прежние жильцы выписались из дома, за исключением бывшего главы семейства Алексея С., 1913 года рождения. Я купил у них дом в 2000 году, когда самого этого человека уже не было в живых, он умер в 1980-м. Но на соответствующей записи в домовой книге не хватает штампа, а без него, поясняет работница отдела, документ недействителен.
Поэтому она готова удостоверить, что покойный Алексей С.
является членом моей семьи.
И придётся платить за вывоз его доли бытовых отходов. Мои уверения относительно того, что этому человеку сейчас было бы 103 года, что без всякого штампа можно признать его переход в мир иной, ни к чему не привели. На этот счёт необходимо добывать справку или устанавливать истину в суде. И что теперь делать с этим дурацким мусором? За нарушение договорной дисциплины в вывозе бытовых отходов «Экоград» грозит штрафом, но договора-то нет. И без справок его не подпишут.
Ступай себе мимо, на рынок
Чрезмерные усердия, проявляемые не там, где следовало бы, осложняют нашу жизнь даже в тех случаях, когда работники предприятий коммунальной сферы стремятся идти в ногу с современными требованиями. Например, пытаются избавить своих клиентов от необходимости стоять в очередях в своих присутственных местах. Начали регулировать людские потоки, предоставили нам возможность по телефону уточнять платежи. Но внедрённые компьютеризированные системы могут отпугивать клиентов. Это я тоже испытал на себе.
9 января, после длинной череды выходных дней звоню в абонзал Симферопольского городского управления предприятия «Крымгазсети». Называю показания своего газового счётчика, снятые, кстати, 31 декабря. И спрашиваю, сколько надо заплатить. Получив ответ, направляюсь на улицу Маяковского к кассе управления. Правда, к тому моменту закончилась моя платёжная книжка. Через окошко обращаюсь к оператору с просьбой выдать новую.
И слышу в ответ, что сначала надо сверить сумму платежа. Мои слова о том, что я уже узнал её по телефону, слушать не стали. И сверять квитанции отказались. Мол, ступай себе мимо. Дежурная по абонзалу пояснила, что прежде следует получить талончик на подход к операторам, который выдаётся по утрам с 8 до 9 часов. Без талончика с вами никто разговаривать не будет, даже если вы окажетесь у окошка, где нет никакой очереди. А захотите быстрее оплатить, покупайте книжку на рынке и занимайте очередь к кассе.
У каждого своя бухгалтерия
«Смешными» сюрпризами может удивить городская электросеть. Лично я в начале января оплатил по расчётной книжке электроэнергию, потреблённую в декабре. В точном соответствии с показаниями электросчётчика. И вдруг получаю счёт, в котором значится, что я должен предприятию ещё 378,54 рубля. Откуда взялась недоимка? Пытаюсь получить по телефону ответ на этот вопрос в справочной службе «Крымэнерго». И не напрасно. У неё, видимо, ведётся какая-то своя, щадящая бухгалтерия, из которой следует, что я задолжал всего-то около 50 рублей. Правда, за более точными сведениями мне посоветовали обратиться в абонентский зал предприятия. Там могут оказаться иные цифры долга. Неужели заоблачные?
Отказываются
сверять платежи
С некоторых пор предприятия жизнеобеспечения создали, судя по всему, солидные штаты сотрудников, которые призваны по телефону общаться с клиентами. Но не конкретизировали обязанности. Вот и я звоню в справочную службу «Крымтеплокоммунэнерго». Слышу в трубке: «Ждите свободного оператора». Дождавшись, прошу сверить мои платёжные квитанции с данными компании. Но мне назвали лишь сумму, которую я должен заплатить, и категорически отказались производить сверки. С этим вопросом предложили лично обратиться в абонентский зал Центрального района предприятия. И ради таких пустячных разговоров, советов надо было заводить штат телефонных ответчиков?
Во многих этих абонзалах постоянно толпятся очереди. Люди что-то сверяют, оспаривают, уточняют. Причины таких столпотворений кроются и в недоверии многих граждан к тому, за что и сколько их вынуждают платить. Попытки же коммунальщиков перевести взаимоотношения с населением в цивилизованное русло оказываются слишком робкими, недостаточно продуманными и потому малоэффективными. Хотя эти отношения должны быть идеальными.
Тогда и появятся предпосылки к тому, чтобы без осложнений, жалоб населения на непонятную бухгалтерию переводить платежи за коммунальные услуги на единый счёт. Ведь это нововведение задумано для наведения порядка, сбережения наших денег и нервов, а не для того, чтобы сеять неразбериху. Надо предусмотреть возможность лёгкой сверки платежей по будущим единым счетам и быстрого устранения возможных ошибок. А конкретные исполнители, их руководители должны нести ответственность за ошибки, тем более злоупотребления. Их попросту не должно быть.

Иван ДЬЯКОВ.
Фото автора.