Учёт на дорогах

Старые билеты уходят в прошлое

28 Январь 2017 991
Умная техника помогает контролировать пассажиропоток.
Умная техника помогает контролировать пассажиропоток.

С начала 2017 года в некоторых троллейбусах на дорогах Симферополя и Крыма появились загадочные устройства - валидаторы. Теперь с их помощью жители столицы должны оплачивать проезд. Ожидается, что такие конструкции появятся в общественном транспорте в других городах. Такое новшество должно оптимизировать работу автобусов и троллейбусов.

Есть вопросы

Уже несколько дней по маршруту №21 «Ж/д вокзал-Перевальное» ездит троллейбус с необычным приспособлением. Это валидатор, необходимый для оплаты проезда. Такие устройства появились в Крыму в рамках внедрения автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП). Она должна упростить проезд для всех жителей и гостей полуострова не только в троллейбусах, но и в автобусах. Благодаря новой системе перевозчики смогут получать деньги за фактический объём оказанных услуг. Однако это только в будущем, пока вопросы по работе новой системы возникают даже у специалистов.
- Это новое оборудование только внедряется, есть определённые вопросы даже у меня, причём немало. Но считаю, что это нормальное явление. Когда появляются новшества, с ними всегда сложно, - поделился мнением Владимир Ерёменко начальник службы электроники КРПП «Крымтроллейбус».
В Министерстве транспорта сообщили, что пока осуществляется первая очередь реализации проекта по внедрению АСОП - передача и установка валидаторов автотранспортным предприятиям Крыма. Среди первых оказался и «Крымтроллейбус». 10 валидаторов получило МУП «Горавтотранс». Это оборудование внедряется постепенно, так как многие жители столицы полуострова буквально пугаются при виде устройств.
- Я зашла как-то в троллейбус, удивилась, что такая штуковина стоит. Но кондуктор мне объяснил, для чего она, стало спокойнее. Хотя скажу честно, пока кажется привычнее и удобнее пользоваться обычными билетами, - рассказала Елена Степанова, жительница Симферополя.
Что касается стоимости проезда в транспорте с таким оборудованием, то точные цифры можно будет назвать лишь после того, как система начнёт успешно работать на нескольких маршрутах. В любом случае стоимость проезда в троллейбусах Симферополя на 2017 год была утверждена ещё в 2016 году, и меняться она не должна.

Пора внедрять

АСОП работает уже во многих городах России. Привычные бумажные билеты в этом случае постепенно исчезают из обихода. Хотя в Санкт-Петербурге, к примеру, можно оплачивать проезд и обычным билетом, и электронным.
- У водителя можно купить билет, а есть те, кто пользуется только карточками. Когда много ездишь, например, по работе или учёбе, то лучше на карточку положить много денег и не беспокоиться. Я вот крайне редко езжу, поэтому мне проще за билет заплатить. Хотя как жительнице блокадного Ленинграда мне полагается «блокадная» карточка со скидкой 50%, стоит около 600 рублей в месяц, - объяснила «Крымской правде» принцип работы АСОП в Санкт-Петербурге Галина Курганская, пенсионерка из культурной столицы.
Оплата в транспорте с АСОП выполняется через мобильный терминал, который находится у кондуктора. Таким образом, работник предприятия, выполняющего перевозку пассажиров, всё равно необходим. Ему люди передают деньги, а он пробивает оплату проезда на терминале и выдаёт чек.
Считается, что такой способ эффективнее, упрощает работу кондуктора при выдаче билета, помогает экономить деньги. Кроме того, так специалисты смогут отследить пассажиропоток на маршруте. В перспективе это поможет уменьшить или увеличить количество транспорта на отдельных маршрутах, чтобы крымчанам было комфортнее перемещаться по городам.
В некоторых населённых пунктах России уже можно оплачивать проезд с помощью бесконтактных банковских карт. В Крыму о таком новшестве пока рано говорить.
Ожидается, что к АСОП подключатся и коммерческие перевозчики. По крайней мере, сделать оплату автоматической точно стоит на междугородных маршрутах. Ни для кого не секрет, что билеты в Симферополе на автостанции возле железнодорожного вокзала проверяются по методу «окинуть взглядом». Хотя в Севастополе у каждого пассажира надрывают билет, отмечают в ведомости. Однако в обоих городах есть практика подсаживания пассажиров «за углом». Деньги при этом нигде не учитываются. Таким образом, часть оплаты за проезд происходит, можно сказать, в тёмную, что в первую очередь сокращает количество налоговых поступлений в бюджеты городов полуострова.

Кстати

В Волгограде тоже с Нового года появились электронные проездные карты. Стоят они 100 рублей, которые оплачиваются за подключение к АСОП. Кроме того, нужно положить какую-то сумму, чтобы можно было пользоваться картой. При этом электронная карта экономит деньги волгоградцев. Они могут заплатить
18 рублей вместо 20 за проезд на автобусах, троллейбусах, трамваях. Продаются новые карты в офисах транспортной компании, в киосках «Союзпечати» и офисах «Почты России».

Валентина ВАСИЛЬЕВА.