Поспешишь - людей разозлишь

Почему подрядчики выбирают скорость и жертвуют качеством?

11 Январь 2017 1062
Плитка идёт волнами и проваливается, люки и решётки «ржавые», недочёты и халтура на каждом шагу - зато в срок почти уложились.
Плитка идёт волнами и проваливается, люки и решётки «ржавые», недочёты и халтура на каждом шагу - зато в срок почти уложились.

Непривычно морозная для Крыма зима одним махом вскрыла сразу несколько серьёзных проблем, не заметить которые может разве что заядлый домосед. У всех остальных они на виду. Автомобилисты, скажем, жалуются на «убитые» дороги, не выдержавшие испытания холодом. Симферопольцы возмущаются качеством реконструкции улиц Пушкина и Карла Маркса. «Поплывшая» плитка, широкие межплиточные щели, ржавые люки и решётки, не выдерживающая напряжения электропроводка вызывает у населения массу негатива, ведь делается всё это за деньги налогоплательщиков. Чиновники оправдываются, говорят, что всему виной сжатые, строго прописанные сроки выполнения работ, которые заставляют подрядчиков, нарушая СНИПы и ГОСТы, трудиться в любую погоду.

«Кто делал - тот и виноват»

Сразу стоит отметить, что к реконструкции главных центральных улиц Симферополя изначально было приковано повышенное общественное внимание. Начало работ анонсировали ещё в украинскую бытность, но под разными предлогами реконструкция неоднократно переносилась. Осенью прошлого года она таки началась, однако у симферопольцев сразу возник тревожный вопрос: «успеют ли закончить до холодов?».
Как видно теперь - не успели. Класть плитку пришлось в дождь, снег и мороз. Результат удручает.
- Плитка волнами, уложена кое-как. Между ними такие щели, что я могу туда свободно палец свой засунуть. Это нормально разве? Надо в начале улицы знак поставить «Вход на каблуках запрещён. Опасно для жизни!», - иронизирует горожанка Ольга Вилинова. -
Я, если честно, ожидала увидеть совершенно другую картину.
Как ни странно, но другую картинку хотело бы увидеть и руководство города, у которого есть ответы как минимум на два главных вопроса: «Что делать?» и «Кто виноват?».
- Кто делал - тот и виноват, а делал подрядчик. С нашей стороны расчёт за данные работы не проведён, оплачено 60%, направлены претензии, есть гарантийные письма со стороны подрядчика, что все недочёты, выявленные Стройнадзором, будут исправлены за счёт подрядчика. Остатки денег он получит только после того, как все работы будут выполнены качественно, - успокоил горожан глава администрации Симферополя Геннадий Бахарев.
При этом он уверен, что главная причина «халтуры» - спешка. Многих проблем можно было бы избежать, если бы строители не укладывали плитку в снег и мороз. Возможности повременить у них, увы, не было.

«Мы всё исправим»

По словам генерального директора фирмы-подрядчика  ООО «Крым-Девелопмент» Валерия Писарева, он пытался выбить продление сроков работ, прописанных в контракте, но ему было отказано. Так что теперь его рабочим придётся исправлять многочисленные недоработки.
- Плитка будет выровнена при условии отсутствия осадков в течение 10 дней. Появились «волны» ввиду того, что работы выполнены лишь за половину срока, который необходим технологически. По условиям контракта, срок окончания работ - конец года. Мы просили переноса, поскольку согласно СНИПу устройство покрытий из тротуаров и асфальтовых дорог необходимо проводить в плюсовую погоду. Контракт не продлевали, поэтому мы вынуждены были проводить работы, - пояснил Писарев.
Что до щелей между стыками плиток, в которых женщины рискуют потерять свои каблуки, то они будут просыпаны специальной смесью. Сделать это в декабре помешала всё та же непогода.

Мнение куратора

Депутат Государственного Совета Крыма Игорь Лукашёв, курирующий реконструкцию центра столицы, поясняет, что по срокам всё было рассчитано, и виновата действительно погода.
- Кто знал, что в декабре будет 4 захода арктического холода. Когда мы планировали реконструкцию, то взвешивали все риски, смотрели многолетние исследования и наблюдения синоптиков. Из них следовало, что в декабре из-за морозов у нас выпадает от
3 дней до недели, в остальное время погода работать позволяет. Но в 2016 году получилось всё наоборот: меньше недели погода была более-менее, а всё остальное время лил дождь, шёл снег, опускался мороз. Подрядчик четыре раза снег выгребал, вывезли сотни тонн снега, чтобы хоть с огрехами, но доделать эту работу, - пояснил нам депутат.
По его словам, избежать подобных рисков можно было бы, начав подготовку к реконструкции загодя, но в силу ряда объективных причин сделать это удалось лишь в мае. Пока получили финансирование, пока сделали проект, пока согласовали его с архитекторами и общественностью, пока сделали экспертизу, пока получили разрешение на строительство, пока завершили все необходимые процедуры, настала глубокая осень.
Гипотетически проблему с поздним финансированием и вытекающей из неё спешкой можно было бы решить, давая подрядчикам больше времени на работу, контрактуя их, например, не на год, а на два. Но этот процесс, по словам Игоря Лукашёва, который ко всему прочему возглавляет Комитет Госсовета РК по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике,  очень сложен. Такой перенос средств пришлось бы согласовывать с федеральными ведомствами, а это займёт массу времени, так что на фактические работы времени останется всё-равно немного.
- Пока мы можем сосредоточиться на улучшении планирования и координировании работ. Теоретически все процедуры надо начинать делать уже с января, проводить торги, контрактоваться и уже весной приступать к фактическим работам. Такого позитивного опыта у нас пока нет, но опыт некоторых субъектов Российской Федерации показывает, что это реально. К этому и будем стремиться, - заверил нас депутат.

Миллионы кинут в ямы

Ситуация на дорогах, которые из-за резкой перемены температуры начали разваливаться буквально на глазах, всё же наталкивает на мысль, что в этом году работать придётся опять в авральном режиме. Планомерной работой здесь пока и не пахнет.
На экстренный ремонт симферопольских дорог, которые «поплыли» вместе с оттаивающим снегом, теперь нужно ещё 100 миллионов рублей.
- Это серьёзная ситуация. Посерьёзней, чем с ремонтом центра города. Мы подсчитали, что нам нужно дополнительно ещё 100 миллионов рублей. Город сам не справится: за 2 года сделано всего 8% дорожного покрытия. Гарантийные сроки по ремонтам дорог, которые делали при Украине, мы предъявить не можем. Надо исправлять своими силами, - заявил Геннадий Бахарев.
Глава Крыма со своей стороны заверил, что выделит из республиканского бюджета средства на ямочный ремонт симферопольских дорог. Более того, хоть и запоздало, но всё же будут приобретены две машины, которые позволят производить укладку асфальта в холодное время года.
-  Я и ранее говорил и сейчас придерживаюсь того же мнения: ямочный ремонт экономически не эффективен... Однако мы с вами понимаем, что ямочный ремонт в таком виде, в котором есть - как ликвидация аварийных ситуаций, - будет осуществляться от 5 до 10 лет точечно на тех местах, где капитальный ремонт не производился. Кстати, необходимо проанализировать ситуацию, на каких дорогах ямы возникли: если на тех, где в прошлом году выполнены ремонтные работы, в рамках гарантийного обязательства подрядчики должны немедленно всё устранить. Если подрядчики не выполнят это, то с ними будут разбираться правоохранительные органы, - пригрозил Сергей Аксёнов.

Дороги «швах» - подарки «ах»

Что до республиканских дорог, которые также серьёзно пострадали от морозов, то с ними  всё ещё более неоднозначно. Свежеотремонтированные участки трасс, конечно, будут восстанавливать сами подрядчики. Ремонт остальных дорог, вероятно, ляжет на плечи ГУП РК «Крымавтодор». Проблема в том, что после нового года это ведомство осталось без руководителя. По данным министра транспорта Крыма Анатолия Волкова, врио начальника Службы автомобильных дорог Республики Крым Игорь Кравченко написал заявление об увольнении.
Связаться с уволившимся чиновником нам, увы, не удалось. Пока можно лишь предположить, что причиной ухода стал скандал, развернувшийся вокруг его персоны. В первых числах января в сети появились снимки, на которых экс-руководитель «Крымавтодора» веселится со своей невестой в  роскошном номере ялтинского отеля Mriya resort & SPA, который могут позволить себе лишь очень состоятельные люди.
Ситуация обострилась после того, как пользователи Интернета нашли в соцсетях фото дорогих подарков, предположительно, преподнесённых Игорем Кравченко своей невесте.
Среди самых дорогостоящих вещей можно выделить туфли из коллекции Dolce & Gabbana за тысячу евро, сумочку той же фирмы за 1700 евро, сумку марки Valentino за 2,5 тысячи евро и платье марки Balmain за 3 тысячи евро.
После всего увиденного в соцсетях поднялся настоящий шквал возмущений. Чаще всего пользователи задавались вопросом: «Какими должны быть доходы чиновника, чтобы позволить дарить такие роскошные подарки?» и «Нет ли прямой взаимосвязи между низким качеством дорог в Крыму и высоким качеством чиновничьих подарков?».
Это, впрочем, вопросы к правоохранителям. Для нас же куда более важен ответ на другой вопрос: «Справится ли «Крымавтодор» с навалившимися проблемами после того, как его руководитель покинул пост в столь неподходящий для этого момент?».

Из-за этой фотографии, на которой Игорь Кравченко запечатлён с невестой в дорогом отеле, в Интернете поднялась серьёзная шумиха.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.