Дорогое удовольствие

23 Декабрь 2021 548
Почти 82% пассажиров оплачивают проезд картой, так что актуальный тариф сейчас - 17 рублей при экономически целесообразном в 29. Фото: Анны Кадниковой
Почти 82% пассажиров оплачивают проезд картой, так что актуальный тариф сейчас - 17 рублей при экономически целесообразном в 29. Фото: Анны Кадниковой

Ассоциация автомобильных перевозчиков Крыма настаивает на повышении стоимости проезда в общественном транспорте. Экономически обоснованный тариф сейчас составляет 29 рублей, заявляют представители транспортных компаний, а большинство крымчан до сих пор платит по 17. Надо сказать, что перевозчики требуют повышения стоимости проезда регулярно, но прежде власти отказывались удовлетворять их требования, ссылаясь на низкое качество оказываемых услуг. В этом году в силу ряда обстоятельств ситуация изменилась. Совет Общественной палаты РК поддержал идею повысить тариф до 20-25 рублей.

Взялись за ум

Это уже успело стать своего рода традицией: каждый год крымские перевозчики требуют от властей разрешения повысить стоимость своих услуг. Поскольку речь идёт о социально значимой отрасли, сделать это самовольно они не могут - только с разрешения Госкомитета по ценам и тарифам РК. Он же, а не перевозчики, устанавливает стоимость проезда, исходя из экономического обоснования, предоставленного перевозчиками. Именно отсутствие убедительных резонов для увеличения тарифа прежде являлось причиной, по которой он не менялся. Большая часть автобусов на маршрутах походила скорее на груду металлолома, чем на цивилизованный подвижной состав. Летом в них не работали кондиционеры, зимой - отопление. Водители позволяли себе курить прямо в салоне и слушать громкую музыку. Лишь единичные автобусы были оборудованы валидаторами для безналичной оплаты проезда и навигационной системой ГЛОНАСС. В общем, руководство республики из года в год советовало перевозчикам сперва довести качество своих услуг до мало-мальски приемлемого уровня, а уже потом ратовать за повышение тарифа. Надо отдать должное: транспортные компании вняли.

- За последние годы перевозчики значительно обновили автобусный парк, - констатирует начальник управления Министерства транспорта РК по организации и развитию перевозок на транспорте Дмитрий Могилевский. - Частными компаниями и индивидуальными предпринимателями приобретено более 400 автобусов, МУП «Горавтотранс» - 148.

В автоколонне ГУП РК «Крымтроллейбус» подвижной состав был увеличен на 508 единиц. В Евпатории, Саках и Ялте на автобусных маршрутах работает на 100% обновлённый транспорт. Существует большой риск банкротства транспортных компаний в связи с резким снижением доходности и отсутствием возможности оплаты лизинговых платежей, налогов, покупки запчастей и топлива, выплаты зарплаты.

Подорожало всё

По данным Ассоциации автомобильных перевозчиков, только за этот год дизельное топливо в Крыму подорожало на 9%, автомобильные масла - на 27,7%, шины - на 29,6%, аккумуляторы - на 13%, запасные части - в среднем на 27%. При этом после ввода «ковидных» ограничительных мер резко сократился пассажиропоток: на 30% по сравнению с прошлым годом на городских и пригородных маршрутах и на 20% - на междугородных. Следовательно, пропорционально снизились и доходы предприятий. В итоге действующий сейчас тариф покрывает не более 50% затрат перевозчиков.

- Проблема назрела давно. Цена проезда не отвечает тратам предприятий общественного транспорта, которые существенно выросли, - говорит вице-президент Ассоциации автомобильных перевозчиков Крыма Зиновий Лудчак. - Из-за этого многие компании оказались в сложной финансовой ситуации, граничащей с банкротством. Остро стоит проблема нехватки водителей - в среднем дефицит составляет 60% от потребностей штатных расписаний предприятий. Причина в низкой зарплате в отрасли.

В результате наших расчётов получается, что стоимость одной поездки на пассажира должна составлять 29 рублей.

Маршрутка - это роскошь

Весомым аргументом в пользу пересмотра тарифа перевозчики считают и то, что во всех регионах Южного федерального округа стоимость проезда гораздо выше, чем в Крыму. Например, в Краснодаре она составляет 30 рублей, в Ростове - 32 рубля, в Сочи - 26-28 рублей. Даже в соседнем Севастополе тариф выше крымского - 26 рублей при наличной оплате и 20 - при безналичной.

- Там, где существуют высокооплачиваемые рабочие места, нет проблем с повышением стоимости проезда. В Крыму, где очень низкие зарплаты, любой рост цен - даже на рубль - будет восприниматься в штыки, - считает логист Казим Мустафаев. - Людям необходимо ездить на работу, возить детей в школу, кружки и спортивные секции. Поэтому нельзя смотреть на цену билета только через призму рентабельности. Стоимость проезда должна дотироваться государством и занимать в расходах семей не больше 10% от модального дохода в данном регионе.

Сейчас Общественная палата дала добро на повышение тарифа до 20 рублей при безналичной оплате проезда и до 25 - при оплате наличными. С учётом того, что модальная зарплата в Крыму составляет примерно 22 тыс. рублей, даже проезд по 20 рублей будет составлять минимум 20% дохода работающего гражданина. Стоит ли удивляться, что люди возмущены перспективой повышения тарифа?

Как бы то ни было, последнее слово будет за Госкомцен. Сейчас каждый перевозчик должен подать в ведомство экономическое обоснование предложенного тарифа. При этом обоснование предоставляется не только отдельно по каждому перевозчику, но даже по каждому маршруту.

В случае, если Госкомцен даст добро, повышения стоимости проезда следует ожидать уже в начале будущего года.

Елена ЮМАНОВА.