Учить или отчитываться?

9 Декабрь 2016 165
«Лишние» документы отнимают время у учителей.
«Лишние» документы отнимают время у учителей.

Российские учителя уже не первый год жалуются на бессмысленное «бумаготворчество». Эту проблему решают на самом высоком уровне. Президент России Владимир Путин не единожды поднимал её на заседаниях Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования. До 15 июня этого года по его поручению в школах должны были сократить количество контрольно-надзорных мероприятий, то есть отчётов. Глава Минобрнауки России Ольга Васильева в сентябре пообещала, что у школьных педагогов останется только три документа для обязательного заполнения: классный журнал, дневники и учебная программа. Министр образования, науки и молодёжи Республики Крым Наталья Гончарова, в очередной раз услышав вопрос о том, может ли она повлиять на ситуацию с «бумажной» загруженностью учителей, предложила нашему корреспонденту поехать с ней в любую школу Симферополя и узнать непосредственно у работающих там учителей, так ли это на самом деле.

Независимый опрос
«Значительно прибавилось бумажной работы», в один голос говорили учителя и врачи после перехода на ведение докуметации по российским стандартам. Тематические планы, которые раньше за учителей продумывали опытные методисты, теперь надо было составлять самим, различного рода новые отчётности, подготовка к конкурсам, составление таблиц с демонстрацией показателей успехов учеников и своих собственных отнимали время, которое раньше уделяли одарённым или, наоборот, отстающим школьникам для повышения уровня их знаний. Вместе с тем, замечают многие педагоги, изменилась и роль администрации школ - от помощи в работе они перешли к бесконечным проверкам этой самой работы. Состояние напряжения стало нормой для учителей. Мы уже приводили их жалобы на этот счёт в октябре прошлого года («Учитель! Перед именем твоим...» в номере «Крымской правды» за 3 октября 2015 года). Что изменилось за год, и какие документы требуют от учителей сегодня? 
- В июне мы должны подготовить рабочую программу (иногда это «талмуд» на 60 листов) по своему предмету для каждого класса, в августе - методические рекомендации к ней. Сейчас составление программы стало проще, чем раньше, убрали много ненужного.
К началу учебного года должны быть готовы календарно-тематические планы. А в них, только представьте себе, например, с первого по шестой классы, по ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартам), только цель урока и его результаты положено расписывать по трём параметрам: метапредметные, предметные и личностные. С седьмого по 11-й класс легче: выделяют только образовательные и воспитательные цели. С первого по шестой классы надо также составлять технологические карты на каждый урок. Это нововведение объёмом 5-7 листов каждый включает роспись всех этапов урока. Организационный момент, к примеру, который мы раньше в планах-конспектах просто обозначали, естественно понимая, что это значит, там расписывать следует по пунктам: что говорит учитель, что в этот момент делают дети, каков его результат и так далее. Зачем и кому это нужно, непонятно, - рассказала нам одна из симферопольских учительниц, пожелавшая остаться неназванной. И это тоже характерно: ни одна из учительниц, с кем мы общались на эту тему, не пожелала назвать свои имя и фамилию. Почему, понятно: никому не нужны неприятности. Но с каких пор рассказать о своей работе и её трудностях значит получить выговор от руководства?
Однако мы оставили незавершённым список планов и программ, которые учителя должны сдать к началу учебного года. А он включает ещё: план воспитательной работы, план работы методического объединения (для руководителей МО), программу по внеурочной деятельности (работа кружков), для классных руководителей - заполнение классного и электронного журналов (все понимают, насколько это тяжёлый и кропотливый труд, требующий огромного количества времени), журнал работы со слабоуспевающими и начинающими (главное, чтобы это осталось не только на бумаге, иначе всё бессмысленно).
А глава крымского Минобраза Наталья Гончарова утверждает, что за эти три месяца учебного года от учителей положено было требовать только план работы, тезисный конспект уроков и регулярную проверку тетрадей. Преподаватели 9-х, 10-х и 11-х классов ещё должны представить проектную деятельность, которая собственно и входит в упомянутый план работы. Она считает, что если учитель, у которого стандартная нагрузка в полторы ставки (27 часов в неделю), летом делает часть этой работы, то в течение года он должен всё успевать. Действительно, часть перечисленного планирования входит в обязанности классного руководителя, а эта работа сейчас, заметила она, неплохо оплачивается и даётся в некоторых школах на конкурсной основе. Чем это чревато?
- В конце четверти я обязана провести мониторинг успеваемости своих учеников по предметам, проанализировать выполнение составленных программ, заполнить аналитическую карту своего класса, в которой отражены успехи и пропуски детей, написать отчёт по неуспевающим ребятам. Эти же отчёты положено сдать в конце года плюс профессиональную карту учителя, где проанализирована успеваемость детей всех моих классов, содержание проведённых мероприятий и посещённых семинаров, - перечислила учитель и классный руководитель одного из учебных заведений крымской столицы.
- А как у вас с успеваемостью? - спросили мы у неё.
- Тяжело, - сокрушённо ответила она. - Перечисленные документы - в системе. А я ещё веду протоколы МО и по требованию - анкетирование. Времени на себя совсем нет. Его вообще нет.
Если надо проверить результаты школьных олимпиад, то учителей могут вызвать в школу и в субботу. Помимо запланированных общешкольных мероприятий «сверху» иногда «спускают» три классных часа в неделю, которые надо придумать, написать и провести. Вы думаете, учителя отдыхают на каникулах? Работают так же, как и во время учебного процесса. И ведь чем выше у педагога нагрузка, тем сильнее качество подготовки к урокам падает, а это, хуже всего, отражается на знаниях детей.
А ещё попробуй проверить 60 тетрадей за один вечер!
Независимый
эксперимент
Мы с министром образования, науки и молодёжи РК Натальей Гончаровой прибыли в симферопольскую общеобразовательную школу I-III ступеней №40 (ОШ №40). Глава ведомства сообщила нам, что в октябре представители проф­союзов проводили мониторинг по городу, выясняя, какие документы можно исключить из обязательных для заполнения учителем. В общей массе проверяющие не обнаружили таковых, лишь в отдельных учебных заведениях сами завучи и директора требовали от сотрудников заполнения отчётов, «не спускаемых» от крымского Минобраза и управления образования администрации Симферополя. 
- Да, при прохождении аттестации один раз в пять лет учитель заполняет много документов, составляет портфолио. Но он сам должен быть заинтересован в подведении итогов, позволяющих ему сделать определённые выводы. Планы-конспекты уроков сейчас можно сдавать в электронном виде. Классный руководитель собирает данные о своих воспитанниках тоже не случайно - ему же надо правильно вести их по жизни, - отметила Наталья Гончарова, учитель с 15-летним стажем работы.
А что же сказали на это её коллеги из симферопольской школы №40? Учитель начальных классов Элина Смолякова:
- Поначалу документов было много, их заполнение требовало времени. В 2014 году на курсах нам рассказали о действующих в Российской Федерации законах и нормативных документах в сфере образования. Со временем и мы стали больше в них разбираться, и их объём уменьшился. Сейчас мы целенаправленно делаем лишь то, что нам необходимо в работе. Это программа и планы-конспекты.
Сергей Галузов, учитель истории в этой же школе, отметил, что больше всего документов, как и раньше, в принципе, сдают в начале учебного года. Наиболее объёмный - программа. Её составление отличается от украинского аналога тем, что необходимо расписывать весь учебный процесс от начала до конца в действии: на основании чего проводят ту или иную деятельность, как, что при этом используют. Но и составление программы по сравнению с прошлым годом стало проще. Это же подтвердила и директор ОШ №40 Ольга Сухачёва, сказав, что ненужную работу учителя не делают. Но поток бумаг тем не менее занимает достаточно много времени, заметила учитель истории и обществознания Наталья Ковтонюк. И это при том, что у них в начальной школе разрешено выбирать: заполнять технологическую карту либо конспект урока. В других учебных заведениях требуют наличие и того, и другого.
Как видим, данные опроса и эксперимента отличаются. В первом случае вывод - бумаг слишком много, часть из них не нужна, требования к некоторым стоит изменить, сделав проще. Качество знаний маленьких крымчан от этого точно не станет хуже. Результаты эксперимента показали: все документы нужны и важны, но их заполнение требует времени. Свои мнения «за» и «против» присылайте нам в письмах по адресу: Симферополь, ул. Набережная им. 60 лет СССР, д. 75-3, МФК «Гагаринский», офис 408, и по электронной почте: postm@c-pravda.ru

Оксана ПАВЛЕНКО.