Георгиевский кавалер - маршал Победы

В опалу четырежды Герой Советского Союза отправился из Крыма

6 Декабрь 2016 128
Памятник маршалу в Симферополе.
Памятник маршалу в Симферополе.

Служить под его началом в военные годы наши деды считали за честь, говорили: «Где Жуков - там Победа». В наши дни, увы, о знаменитом полководце поколения восьмидесятых, девяностых, двухтысячных почти не знают, а микрорайон Симферополя, носящий его имя, презрительно именуют «жучкой». Его дочери считают, что лучше всех образ отца в кино воплотил Михаил Ульянов, во многих населённых пунктах страны есть памятники ему, улицы, библиотеки, школы названы в его честь. Он - участник многих войн, в Первую мировую награждён двумя Георгиевскими крестами, четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных наград. Исполнилось 120 лет со дня рождения маршала Советского Союза Георгия Жукова, неоднократно бывавшего в Крыму.

Военный самоучка
Он появился на свет в семье крестьян Константина Артемьевича и Устиньи Артемьевны Жуковых из деревни Стрелковка (ныне Жуково) Калужской губернии. Примечательно, что многие считали отца будущего маршала греком по происхождению, а фамилия, как рассказывал журналистам сам Георгий Константинович, оттого, что бездетная вдова Аннушка Жукова взяла из приюта крошечного ребёнка и окрестила Константином. Когда Георгий с похвальным листом окончил церковно-приходскую школу, мама устроила его к своему брату Михаилу Пилихину, владельцу небольшой скорняжной мастерской. Потом началась Первая мировая, призвали в 5-й кавалерийский полк 189-го запасного пехотного батальона, вскоре направили на курсы унтер-офицеров. В мемуарах Жуков писал, что ему говорил взводный: «Ты будешь хорошим унтер-офицером». Таким и был - два Георгиевских креста украшали грудь 21-летнего парня, когда добровольцем вступил в Красную Армию, в 1919-м - в партию большевиков, сражался на Восточном, Западном и Южном фронтах, дослужился до командира эскадрона и получил первый орден Красного Знамени (всего их у него три).
Кавалерийские курсы 1920 года, курсы усовершенствования комсостава кавалерии через пять лет и курсы усовершенствования высшего начсостава в 1930-м - всё военное образование. Он - самоучка (сокурсник Константин Рокоссовский, вспоминал, что «Жуков как никто отдавался изучению военной науки»), прирождённый военный, которому опыт Первой мировой и Гражданской войн помог добиться значительных побед для страны.
Победы во имя Родины
Первую одержал в августе 1939-го, будучи командующим корпусом во время советско-японского конфликта на реке Халхин-Голе. Разгром японцев заставил их отказаться от планов нападения на СССР вместе с Германией. Первая Золотая Звезда появилась на кителе Георгия Константиновича, а благодарные монголы наградили орденом Красного Знамени народной республики. В годы Великой Отечественной члена Ставки Верховного Главнокомандования (с августа 1942-го заместителя Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина) направляли на самые трудные участки - то, что «где Жуков - там Победа», осознавал и Иосиф Виссарионович. Первое крупное танковое сражение, хоть и окончившееся нашим поражением, но сорвавшее планы Гитлера с ходу прорваться к Киеву, Георгий Жуков организовал на Юго-Западном фронте уже 23 июня 1941-го. В августе - сентябре 1941-го, командуя войсками Резервного фронта, провёл первую большую наступательную операцию под Ельней. Назначен командующим Ленинградским фронтом, мобилизовал все силы фронта, Балтийского флота и трудящихся города на оборону. Враг был остановлен, но уже в начале октября возникла угроза взятия Москвы, Иосиф Сталин назначил командующим Западным фронтом, который защищал столицу. Жуков твёрдо заверил: «Москву удержим», сделал для этого всё, неоднократно выезжая на самые опасные участки фронта, чтобы мобилизовать войска. «В период самых ожесточённых боёв (с 16 ноября по 8 декабря) приходилось спать не более двух часов в сутки. Чтобы как-то поддержать силы, надо было делать короткие, но частые физические упражнения, пить крепкий кофе, иногда пробежать 15-20 минут на лыжах. Когда в сражении наступил перелом, я так крепко заснул, что не могли разбудить. Два раза звонил Сталин, ему отвечали: «Жуков спит, не можем его добудиться…». Верховный главнокомандующий не рассердился - понимал, как устал комфронта, и потом называл его спасителем Москвы, ведь врага удалось отбросить на сотни километров от столицы.
Сталинград, Ржев, Курск, операции «Марс», «Искра», в ходе последней удалось начать снятие блокады Ленинграда, «Багратион», когда была освобождена Белоруссия. В марте 1944-го Маршал Советского Союза (звание присвоено в январе 43-го) заменил тяжело раненного генерала Николая Ватутина на посту командующего 1-м Украинским фронтом и довёл войска до предгорий Карпат, - награждён высшим военным орденом Победа №1. Простые солдаты считали его «предвестником» наступлений и уважали Георгия Жукова, всегда внимательно, по суворовской школе относившегося к солдатам. Очевидцы вспоминали, что летом 1942 года, когда фашисты рвались к Сталинграду, Жуков прибыл на передовую, на бруствере траншеи заметил икону Пресвятой Богородицы. Сопровождавший комдив приказал «устранить недоразумение», Георгий Константинович отрезал - «Не трожьте!», а солдату, установившему икону, пожал руку. Он был верующим, в конце двадцатых прошлого века получил благословение старца из Оптиной пустыни. Когда в 1974-м полководца не стало, дочери хотели похоронить его, как и просил, в земле, по христианским законам, но добиться разрешения властей не удалось - кремировали, замуровав урну с прахом в Кремлёвской стене.
Но до смерти в 1944-м Георгию Жукову было ещё тридцать лет, шла война, к лету 1944-го удалось изгнать фашистов с территории СССР, теперь врага надо было уничтожить в его логове. Освобождение Европы, Берлинская операция, где Жуков командовал уже 1-м Белорусским фронтом, сломленная фашистская оборона на Зееловских высотах, красное знамя над рейхстагом. Ко
2 мая части 1-го Белорусского совместно с 1-м Украинским фронтом Маршала Советского Союза Ивана Конева взяли Берлином. Во время войны Иосиф Сталин 41 раз объявлял благодарность Георгию Жукову, не удивительно, что именно он от имени Верховного главнокомандования Красной Армии подписывал Акт о безоговорочной капитуляции Германии, а 24 июня 1945-го принимал в Москве Парад Победы.
Две опалы
Летом 1946-го началась первая волна опалы маршала. Его, уже главнокомандующего сухопутными силами, обвинили во многих грехах, в том числе и в том, что «приписал себе освобождение Крыма». «Товарищ Сталин, заверяю вас, что я никогда не приписывал себе операцию в Крыму. Если где-либо и шла речь, то это относилось к операции под станицей Крымской, которую проводил по вашему поручению», - писал Георгий Константинович Иосифу Виссарионовичу, но тот, так ценивший маршала в войну, был непреклонен: Жукова отправили командовать вначале Одесским военным округом, потом Уральским. После смерти Сталина его преемники вернули маршала Победы из «изгнания», как оказалось, чтобы использовать в собственной борьбе за пост руководителя страны.
В феврале 1955-го он был назначен министром обороны, и уже через два года, в июне 1957-го, помог Хрущёву (в первый раз он это сделал летом 53-го, когда к власти вместо Никиты Хрущёва рвался Лаврентий Берия) победить, заявив, что армия против смещения первого секретаря ЦК. Хрущёв «отблагодарил» уже в октябре 1957-го.
Георгий Жуков неоднократно бывал в Крыму по долгу службы и на отдыхе, сюда уехал и перед последней опалой. «В сентябре Хрущёв, Микоян, Брежнев, Кириченко и я уехали отдыхать в Крым, - вспоминал потом. - Мы очень часто встречались у Хрущёва, обсуждали общеполитические вопросы и практические дела нашей Родины.
Я готовился к поездке с визитом в Югославию и Албанию, куда был приглашён Броз Тито и Энвером Ходжа. Время пребывания в Крыму подходило к концу, и тут произошли для меня неприятные обстоятельства». Какие - остаётся догадываться, возможно, министр обороны СССР уже предчувствовал, что скоро окажется не у дел. 4 октября 1957-го он вылетел из Москвы в Севастополь, чтобы отправиться в Югославию. Многие газеты, в том числе и наша, опубликовали сообщение ТАСС: «В 15 часов 25 минут Маршал Г. К. Жуков поднимается на катер у Графской пристани и обходит миноносцы, стоящие в Южной бухте. Министр обороны СССР здоровается с личным составом миноносцев и поздравляет моряков с походом в дружественную Югославию. Над бухтой разносится многоголосое матросское «ура!». Катер направляется к борту крейсера «Куйбышев», на палубе которого выстроился экипаж корабля. По парадному трапу маршал поднимается на корабль. Раздаётся команда вахтенного офицера «Смирно!». На грот-стеньге взвивается флаг Министра обороны СССР. Командир отряда кораблей контр-адмирал А. Н. Тюняев докладывает о готовности кораблей к походу. Командир корабля капитан первого ранга В. В. Михайлин отдаёт рапорт. Тов. Жуков обходит строй почётного караула. Корабельный оркестр исполняет Гимн Советского Союза. Затем Министр обороны СССР направляется к личному составу. В ответ на приветствие раздается громкое: «Здравия желаем, товарищ Маршал Советского Союза». Корабли снимаются с якоря и выходят из Севастопольской бухты. Многие жители города-героя пришли на Приморский бульвар, чтобы проводить товарища Жукова в Федеративную Народную Рес­публику Югославию». После была Народная Социалистическая Республика Албания, по возвращении Георгия Жукова сместили со всех партийных и государственных постов.
Обвинили в «бонапартизме», мол, присвоил себе все заслуги в Победе, и вообще, весной 1958 года уволили из рядов Вооружённых сил. Он всё не верил, писал Хрущёву, доказывал, говорил, что готов даже стать рядовым преподавателем военной академии, но всякий раз получал ответ «предоставить работу представляется нецелесообразным». Правда, почувствовав, что и над ним сгущаются тучи, Хрущёв летом 1964 года позвонил Георгию Константиновичу, сообщив, что поверил оговорам, возможно, пытался вновь заручиться поддержкой, но не успел  - отправили в отставку. С вынужденной пенсии Жукова так и не вернули, позволив писать мемуары.
«Для меня главным было служение Родине, своему народу.
И с чистой совестью могу сказать: сделал всё, чтобы выполнить этот долг», - эти слова и дела лучше всего характеризуют Георгия Жукова. Год назад памятник ему появился и в Симферополе - на территории школы №29 на улице имени маршала. Кстати, в музее школы, носящей имя выдающегося полководца, хранятся книги о нём, написанные дочерью Марией. На памятнике - слова Маршала Советского Союза: «Нужно знать прошлое своего народа. Тогда можно оценить Настоящее».

Наталья ПУПКОВА.