Марина Куделинская: Смелости столица покорится

3 Декабрь 2016 191

Актриса с удовольствием приняла приглашение участвовать в фестивале российского художественного и документального кино «Человек, познающий мир» и вместе с дружной командой режиссёров и актёров провела, как призналась, незабываемые дни в Крыму.

Досье

Марина Леонидовна Куделинская родилась в 1964 году в актёрской семье. Окончила Яро­славский театральный институт.
С 1987 по 2005 год была актрисой театра «Сатирикон» имени А. И. Райкина. Была ведущей сюжетов телепередач «Взгляд», первого канала в Токио, программ «Звёздый дождь»,
«6 соток», «Интерьер», «Лемонс-новости». Автор и ведущая телепрограммы «Домашний театр», радиопрограмм «Частные уроки Марины Куделинской» и «Бессонница», «Русское Радио-2».

- Какое из многочисленных событий особенно запомнилось, Марина?
- Встреча со студентами театральной студии Института культуры, искусств и туризма.
- Вы дали ребятам мастер-класс?
- Я считаю, что мастер-класс могут проводить мастера уровня Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского. Поэтому я просто беседовала с ребятами, отвечала на интересующие их вопросы. Мне было интересно, они признались, что им тоже. Тем более что я, как и они, окончила не столичный, а провинциальный вуз, после чего была принята в «Сатирикон». Конечно, их волнует, что будет после окончания студии: в Крыму не столько театров, сколько в Москве, не всем удастся устроиться. И первое, что я им сказала: человек способен на всё. Надо только верить в свои силы и добиваться задуманного. Не зря же говорят: «Смелость города берёт». Ей и столица покорится.
- А какой вуз вы окончили?
- Ярославское театральное училище. Когда я поехала в Москву устраиваться в «Сатирикон», мне многие говорили: «Ты с ума сошла!». Но я поехала, несмотря на комплекс провинциалки, который мне старательно внушали, и была принята. Не решись на этот шаг, неизвестно, как бы судьба творческая сложилась. Пасовать - последнее дело. Многие прекрасные актёры, те же Евстигнеев, Янковский в столичных вузах не учились.
 - Что повлияло на выбор профессии?
- А у меня выбора не было: росла в театральной семье. Мама - режиссёр, папа родной - режиссёр, отчим - артист балета, балетмейстер. Жили мы в Смоленске. Нам с сестрой, которая тоже стала актрисой - Виктория Тарасова, звезда сериала «Глухарь», - мама запрещала ходить в театральную студию: чтобы мы не заштамповались. Ходили только в танцевальный кружок. Работала в Театре кукол актрисой вспомогательного состава. Потом мне мама сделала программу, и с ней я поступила в Ярославское училище.
- Чем вы очаровали Константина Аркадьевича?
- Чечёткой. И Константина Аркадьевича, и Аркадия Исааковича. Я показывала отрывок из «Живи и помни» Распутина, а потом била чечётку.
И Райкин-старший сказал: «Мы берём эту девочку». Счастью не было предела!
- В каких фильмах предпочитаете сниматься?
- Очень люблю военные фильмы, но моя внешность не позволяет в них сниматься, хотя была роль в картине «Разжалованный», в фильме «Осенью 41-го», который мы привезли на фестиваль в Крым. Меня в этих картинах не узнать.
В «Осенью 41-го» мне на вид лет 70. Роль получилась, все признают, а сначала ни в какую меня на неё брать не хотели: не с твоей внешностью. Еле убедила режиссёра Елену Борисову. Главное - дать понять, что ты умеешь работать над созданием образа. Ясно же, что директор детского дома - это одна внешность, одна походка, один голос, одни жесты а хозяйка борделя - совершенно другое всё. Ты должен достоверно моделировать образ.
- В военных картинах, наверное, намного труднее сниматься, чем в сериалах?
- Не то слово! После съёмок в «Осенью-41-го» у меня были сломаны два ребра: фашистов играла массовка, которая не знает, что актёра на расстрел надо тащить осторожно. Глаз дергался, руки тряслись, лежала в таком состоянии… как в коме, почти ничего не соображая.
И не только из-за физической боли, а потому, что прожила жизнь женщины, у которой немцы вели на расстрел троих детей. Я об этом вспоминаю - голос дрожит, слёзы накатывают…
- Как избавляетесь от подобных состояний? Погружаясь в новую роль?
- Не всегда она сразу появляется. Избавляюсь по-разному. После того как сыграла неизлечимую больную, поехала на святой источник: чувствовала, что надо в него окунуться, смыть пусть наигранную, но болезнь. Играть больного человека трудно, но надо. Чтобы поддержать этих людей. Есть категория зрителей, которые любят только комедии. Похохотал и через десять минут забыл, что ты видел. Мне интересны другие фильмы: ком в горле после сеанса ещё несколько дней, и ты молчишь, не ешь, внутри тебя очищение происходит через потрясение.
- Вы проработали в «Сатириконе» 18 лет. Почему ушли?
- Появилось желание раздвинуть горизонты. Работала в кино, на телевидении, на радио. Но с театром не порываю. «Сатирикон» остался родным домом. И не только для меня, но и для моего сына, студента МГИМО. В коллективе никогда не было и нет конфликтов, интриг. Когда уходили в отпуск на две недели, не могли дождаться открытия нового сезона.
- Кино вытеснило театр?
- Нет! И никогда не вытеснит. Я не пожертвую театром никогда ради кинороли. Была такая ситуация, когда меня утвердили в сериал «Лондонград», а съёмки совпали с гастролями в Магадане. И я отказалась сниматься. Сейчас я играю в двух антрепризных спектаклях. Один - «Фаина. Птица, парящая в клетке». Думаю, догадались, что это о Раневской. Пьесу написали Софья Лежнева и Стела Самохотова, поставил Станислав Евстигнеев. Фаину Георгиевну играет народная артистка России Светлана Коркошко. У меня роль Павлы Вульф, с которой актриса ведёт диалоги, оставаясь наедине с собой. Заслуженная артистка России Евдокия Германова играет Любовь Орлову, с которой Раневская была дружна почти сорок лет. Когда Светлана выходит на сцену, зал встаёт и аплодирует - она так похожа на Раневскую! Многие критики после премьеры сказали: вот пример, что антреприза - не всегда халтура. И Стелла Георгиевна Самохотова, директор театральной компании «ФИТ», как настоящая поклонница гения Фаины Раневской, решила оживить тему, звучавшую в знаменитом спектакле «Дальше - тишина» Анатолия Эфроса, в котором играли Раневская и Ростислав Янович Плятт.
В течение тринадцати лет постановку сопровождал неизменный успех. В этом спектакле Фаина Георгиевна вышла на сцену в последний раз - 24 октября 1982 года. И мы создали новый спектакль по мотивам романа Джозефины Лоуренс «Долгие годы». Заново сделан перевод романа, режиссёр-постановщик Евдокия Германова нашла новые подходы.
- Кто играет главные роли - двух любящих стариков, над которыми нависла угроза оказаться в разных домах престарелых?
- Народная артистка России Александра Назарова и народный артист РСФСР Сергей Никоненко. Спектакль получился очень трогательный. Называется он «Экспресс «Калифорния». В нём поднимаются важные во все времена вопросы: что первично для человека - любовь или карьера, собственные поступки или мнение окружающих, забота о престарелых родителях или собственный комфорт?
- Вы играете на выездах или и в Москве?
- Вывозим, конечно. А в Москве наша сцена - в Центральном доме литераторов.
- В каком сериале вам было особенно интересно работать?
- Пожалуй, в «Чемпионках», где я играю тренера по художественной гимнастике, прототипом которой стала Ирина Винер. Роль далась не сразу - пришлось пересмотреть все выступления Ирины Александровны, тренировки. А потом было даже жалко, что съёмки закончились. Интересно было работать в «Школе выживания», где я на себя совсем не похожа в образе 62-летней учительницы. В «Марусе», аж 250 серий сняли.
- А вы способны сами посмотреть 250 серий?
- Нет, что вы!
- Тогда для кого снимаетесь?
- Многие смотрят, и даже продолжения просят. Вот для них и снимаются сериалы.
- С кем из режиссёров хотели бы поработать?
- Очень хотела сняться у Балабанова, не получилось…
С удовольствием приняла бы приглашения Льва Додина, Саши Котта, Сергея Урсуляка. У Гай Германики хотела бы сняться. Много есть интересных режиссёров. Может быть, и для меня у них роли найдутся.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.